Про Самарово, Ганибала и подземных жителей

Ибрагим Ганибал, как в Тобольск приехал, стал про земли окрестные вызнавать, да про людские повадки. Но не за ради науки, - имел он мысль особенную и никому не сказываемую.

По сердцу пришлись ему рассказки про народ «югра», живший по Иртышу ещё до Тайбугинов и прочих Кучумов. Матёрый был народ и с хитрецой. Но как стали  степняки озоровать, собрала югра пожитки свои, скотину и резные наличники и отправилась на север. Да и пропала, как скрозь землю провалилась.

Оленеводы тундровые сказыват, что вот так прямо всё и случилось: был народ, да в землю ушёл. Оленеводы даже название для них своё придумали – сихиртя. Живут, дескать, сихиртя и доднесь, только под землёй. Сами-то коренасты, а глаза белы. И наружу если выйдут – жди беды, - ребёнка умыкнут али бабу-раззяву.

А Ибрагим-то наш Ганибал, когда во Франции жил, был знаком с учёными, знавшими, что земная твердь внутри полая и живут в ней другие люди. И не просто был знаком, а по молодости и лихости даже пустился с ними в поход на этих людей. И был в голову ранен в одном подземном сражении, о чём писано в его биографии.

От этих рассказов про югру и сихиртя у Ганибала зачесались руки и заныла старая рана. Стал он вызнавать, где могут быть входы в подземное царство. А как узнал, что на Самаровской горе, у подножия которой лежит старинное село Самарово, не водятся змеи, решил – оно. Подземным людям змеи ни к чему, вот и распускают они чары свои вокруг входов в чертоги.

Написал Ибрагим начальству рапорт, дескать, инспекцию по северам надобно учудить. Однако ж свою мысль имел.

Вот, значит, два дня ходил он по Самаровской горе, по лесу дремучему, по кусту колючему и всё входы искал. И на Акулину-гречишницу нашёл-таки!

Только Ганибал уже учёный был и в драку зазря не полез. По-хорошему с подземной югрой поговорил. Про житьё-бытьё, про виды на урожай и не забижает ли кто. Почаёвничал с морошковым вареньем и шанешками, попрошшался и в Шапшу поехал. К Спиридону Коневу по прозвищу Зигизмунд, ага. Ну да вы эту историю знаете.


Рецензии