Муки Господни

     В этой жизни святая рассказывает
о своем грешном прошлом и подчеркивает
тяжесть покаяния.

                Сьюзен Хоскинс.
                Мария Магдалина.


     Господь устало откинулся на облако и по мере того, как у него портилось настроение, облако постепенно темнело, превращаясь в грозовую тучу. Ангелы, крудившие было вокруг него, отлетели подальше - не каждому хотелось попадать под горячую руку Спасителя. И только престарелый ангел Аристарх с облезшими от старости крыльями осмелился приблизиться к Господу и тихо спросил:
     - Могу чем-нибудь помочь, Господи?
     - Да нет, - ответил тот. - Просто я встретил раскаявшуюся душу. И необычную. Оставь меня, я хочу осмыслить ее слова.
     Аристарх отлетел к более молодым ангелам и упредил их:
     - Не беспокойте его пустяками, ему нужен покой.
     После этого он устремился к небольшому облачку и прилег на него отдохнуть - возраст все-таки давал себя знать...
     - Совсем старым стал, - заметил один из ангелов.
     - Еще бы, - ответил ему ангел средних лет. - Ему уже много веков и он опекал бессчетное число душ человеческих.
     - А давно он ушел на покой? - не отставал молодой ангел.
     - Последний, кого он опекал, был Иисус Христос. Сердце у старика не выдержало, когда он наблюдал за мучениями сына Господня. А потом еще и предательство близкого ему человека.
     - Как сына Господня? - удивился совсем еще молодой ангел, которому только предстояло опекать душу только что родившуюся человечка.
     - Все люди - дети Господа, - ответил самый старший из собеседников. - А Иисус - приёмный...
     - А кто предал Христа? - не отставал молодой.
     - Вокруг него было много достойных людей - Моисей, Петр, Павел и другие. Они скрывались, как партизаны. Но среди них оказался и предатель Иуда. А Аристарх его прозевал и не прочувствовал его истинной сути. И от этого так расстроился, что больше не мог работать по своему прямому назначению.
     - Столько веков прошло, а он все не может простить себе этого, - добавил один из ангелов. - Святой...
     - Но он же не был обязан опекать друзей, под его опекой был только Иисус, - не отставал молодой ангел.
     - Зеленый ты еще, неопытный, - усмехнулся старший ангел. - Поведение любого человека на земле определяется его окружением. Так что поглядывать надо не только за порученным тебе человеком, но и за всеми, кто связан с ним и даже с теми, с кем он не знаком, но потенциально может контактировать.
     - Это что же, как по методике КГБ? - возмутился молодой. - Но у меня же не семь пядей во лбу!
     - Вот из-за таких, как ты, люди и совершают ошибки, грешат, а потом Господу приходится наказывать наших подопечных, - проворчал старый ангел.
     - Я не понял, - не отставал молодой. - Выходит, что недоработали мы. а после смерти отвечает наш подопечный? Тогда в ад надо посылать не земных грешников, а нас с вами...
     - Ну, ты даёшь, пацан, - усмехнулся старый ангел. - Тогда придется едва ли не каждого из нас совать в чистилище. А куда грешников совать?
     - Так они грешили по нашему недосмотру, - упорствовал молодой. - Нас и наказывать надо...
     - Ты только это Господу не брякни, - упредил его более старший товарищ. - А то вместо небес просветленных гореть нам в геене огненной. Тебе что, надоело здесь?
     - Да нет, не надоело, - смутился молодой. - Просто я хочу правду и справедливость найти.
     - Правду он ищет! - покачал головой самый старый ангел. - Её на земле с испокон ищут, да только вот это никому не удается. Правда она тоже у каждого из землян, да и у нас, своя...
     - Идеалист порхатый, - проворчал средний по возрасту ангел. - Еще молоко на губах не обсохло, а туда же...
     - Ничего, обтешится, - проворчал самый пожилой. - Вспомни: мы в молодости такими же идеалистами были.
     Неожиданно их разговор прервал какой-то странный шум и мимо них что-то просвистело, едва не задев молодого. Тот, вытаращив от испуга глаза, спросил:
     - Чего это было?
     - А, людишки настроили едва ли не на всех континентах космодромов, вот и пуляют, куда не попадя, - ответил его старший коллега. - Ты только вверх слишком-то не взлетай, как Икар, а то подобьют ненароком.
     - И не только это, - заметил молчавший до того ангел. - Сверху нередко падают спутники и их фрагменты. В атмосфере они разогреваются до красного каления. Я как-то задумался, так один из них едва не врезался в меня - видишь, как крыло опалило.
     Молоденький ангел с изумлением стал рассматривать пожелтевшие перья на крыле товарища.
     В это время Господь зашевелился и позвал:
     - Эй, лентяи, разбудите Аристарха!
     Ангелы кучей бросились к старику. Тот проснулся и с недоумением уставился на них.
     - Чего вам, балбесы? - недовольно спросил он.
     - Господь зовет, - извиняющимся голосом проговорил старший.
     Кряхтя, старик поднялся и кое-как запорхал к Создателю.
     - Звал, Господи? - коротко спросил он.
     - Да вот никак не могу разгадать одну загадку. Этто предо мной предстала, казалось бы, безгрешная душа. Вроде бы при жизни этот человек жил праведником, да только и полезного для остальных он ничего не сделал. Пустой, бесполезный человечишко. И куда его деть? В ад вроде бы не за что, а и в раю ему делать нечего...
     - Ад и без того забит, - ответил Аристарх. - Приходится утрамбовывать грешников. А новых помещений нет.
     - Вот видишь, - тяжело вздохнул Господь. - Который век ломаю над этим голову и не знаю, как поступить в таком случае.
     - Тяжелый случай, - вздохнул и Аристарх.
     - И вот что мне непонятно. Вот разговариваю я с таким праведником, а он даже не понимает, о чем я толкую.
     - А я вот чего не могу уразуметь, - задумчиво проговорил ангел. - Вот послал ты на землю пророка Моисея, дал ему десять заповедей, чтобы тот попытался сделать эти заповеди руководством в жизни для человечества. А как поступил твой посланник?
     - Что ты имеешь в виду? - настороженно спросил Господь, хмуро посмотрев на собеседника.
     - А ты вспомни, как Моисей выводил евреев из Египетского рабства. Он сорок лет водил их по пустыне с тем, чтобы они забыли рабство, рассчитывая. что если не они, то последующие поколения станут свободными духом. Кормил их все эти годы манной небесной на халяву. А они настолько "освободились" и привыкли к тунеядству, что плюнули на увещевания своего спасителя и вобрали в себя все людские пороки.
     - А причем тут Моисей? - подивился Господь.
     - Так все же просто, - пожал плечами Аристарх. - Твои заповеди "Не убий", "Не укради", "Не возжелай жены ближнего своего" и другие были запечатлены на каменной скрижали. А он что сделал?
     - Разбил в сердцах.
     - Ну, вот...
     - Ты не "нувоткай", а говори толком. - осерчал Господь.
     - Так ты сам посуди. Ты передал ему свои заповеди для того, чтобы они служили не только тем евреям, которых Моисей выводил, а и для всех последующих поколений. Именно поэтому заповеди и были выбиты на камне - так они могут сохранятся тысячи лет. А твой посланец рассердился, видите ли, на евреев, взял да и хряпнул плиту об скалу. А ведь в толпе неслухов были и твои сторонники, дети, которые еще не разобрались в истине...
     - Да, нехорошо вышло, - вынужден был признаться Господь.
     - И не только с Моисеем, - окончательно осмелел Аристарх. - А сам Христос что учудил?
     - Ну-ка, ну-ка!
     - Чтобы показать людям, как он страдает за веру, добровольно взошел на крест. Да еще и Иуду подговорил пойти на подлость.
     - Ну да, так вышло...
     - А ты что ему велел?
     - Идти в народ, пропагандировать мои воззрения.
     - А он плюнул на твой наказ и добровольно пошел на суицид. Дескать, миссионерствовать настолько муторное дело, что уж лучше удавиться. А современные священнослужители на земле все переиначили.
     - Что ты мелешь, старый? - возмутился Господь.  - Забыл, с кем говоришь?
     - Да ты посуди сам. Ране служители культа сами шли к пастве. И это имело свое рациональное зерно. Это было во всем мире - достаточно вспомнить огромное число миссионеров, отправляющихся к дикарям. Так было и на Руси.
     - Да, и это давало определенный результат. Но вот в других, не христианских странах, такая деятельность носила насильственный характер. А это неправильно.
     - Вот  только и на Руси выход священнослужителей в народ был недолгим.
Потом они понастроили себе роскошных причудливых дворцов-храмов, соорудили для служб драгоценные аксессуары и одежды и тем самым словно дразнят своих нищих прихожан, уже этой роскошью отделяя себя от них. И при этом не понимают, или не хотят понимать, что тем самым не только обособляют себя от народа, но и от тебя, Господи.
     - Да. теперь трудно найти истинно верующих слуг.
     - Да и на Руси слуги божии немало почудили, - упрямо продолжил Аристарх. - Взять хотя бы те же реформы патриарха Никона.
     - Да уж, почудил, убогий, - покачал головой Господь. - Я допытывался у него, на кой ляд он все это устроил?
     - А он чего?
     - Буровит что-то невообразимое. Дескать, и каноны богослужебные надо было менять, и креститься следует не двоеперстием, а троеперстием...
     - Но это же не главное, чем лоб крестить. Главное, чтобы вообще человек обращался к тебе, а уж как он это сделает, не суть важно.
     - Правильно говорят: заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибёт, - согласился Господь.
     - А результат? Староверов стали уничтожать физически, как протопопа Аввакума и его товарищей, а в Соловецком монастыре даже бунт возник и его подавили жесточайшим образом, перевешав мятежников. А где же заповедь христианская "Не убий"? Позволь полюбопытствовать, Господи? А как ты поступил с душой Никона?
     - Сидит в котле с кипящей смолой вместе с инквизиторами.
     - А Аввакум?
     - Таскает дрова под этот котел вместе с жертвами инквизиции.
     - Справедливо, - кивнул головой Аристарх. - Каждому да воздастся по делам его...
     - Меня беспокоит вот что, - продолжил Господь. - Число грешников растет самыми невероятными темпами. Праведников почти не осталось...   
     - Я достаточно долго наблюдаю за людьми и вот к какому заключению пришел. Человеческое общество стремительно скатывается к дикости, к рабовладельческим временам, -начал рассуждать Аристарх. - Отсюда и все беды общества. А твои власть стали подменять властью денег...
     - Я тоже обратил на это внимание. Люди словно сошли с ума, - огорченно произнес Господь. - Власть, богатство, слава - во их фетиши. И ради этого они идут на все. Откровенно говоря, я не припомню ни одного правителя, которого я отправлял в рай.
     - Да, и чем выше человек поднимается во власти, тем более пренебрежительно он относится к своим подданным. При этом он теряет всякие моральные тормоза.
     - Самое мерзкое состоит в том, что если этих людей-рабов нанимают в воинов, давая им толику власти над себе подобными, те становятся едва ли не дикими зверями. по команде сверху готовые бить и убивать тех, за чей счет существуют и кто посмел поднять голос в свою защиту, - Господь низко опустил голову, обхватив ее руками.
     - А помнишь Ирода Великого, которому кто-то сболтнул, что он будет убит младенцем, который будет рожден. И он приказал убивать всех мальчиков подряд, - напомнил Аристарх.
     - Ну, душу этого садиста я вообще приказал деструктурировать, - отмахнулся Господь. - Чтобы даже в аду никому не напоминала об этой мерзости.
     - А я знаешь, Господи, над чем еще задумываюсь? - робко спросил Аристарх, покосившись на поникшего Создателя.
     Тот поднял голову и внимательно посмотрел на своего старого помощника. Помявшись, тот заговорил:
     - Вот земляне отделили церковь от государства. Вроде бы, все верно - церковь формально никак не зависит от властьпридержащих. Но в то же самое время это означает, что священнослужители вроде как бы и не члены общества и не могут влиять на людей, облаченных властью. А это...
     - Все, хватит, - замахал руками Господь. - У меня и без этого голова трещит, а ты мне еще новых забот прибавляешь. Иди, дай мне отдохнуть. Тут семью пядями во лбу надо обладать, чтобы решить хотя бы часть проблем. Иди, я позову, когда понадобишься.
     Когда Аристарх отлетел в сторону, Господь прилег животом на облако и посмотрел на землю. В голове его мелькнула мысль:
     - И за что мне такая доля? Забот столько, что одному не решить. А людишки... Может быть, уничтожить их всех и начать все заново?

      


Рецензии