Радость Благодатная

Я плыл по небольшой, неглубокой реке. Извилистое русло её направляло к месту, которое именуется Радостью. Благодать неисчерпаема в нём. И лучи пронизывают всякий мрак, в чащах затаившийся. Я знал, что скоро буду в нём… Манила жажда увидеть то место, о котором так много слышал. Лодка моя шла не спеша. Словно Незримая Сила направляла её туда. По тёмной ленте тихой реки, которая протекала и в Окский заповедник, уходящий каждую весну под талые воды Мещёры, шёл я туда, в то самое место, которое совсем недавно приняло новый этап, этап Возрождения!.. Ах, как это чудно и как это дивно всё же, что утраченное и погребённое под останки прошлого – снова восстаёт из пепла, расправляя сначала одно крыло… Потом, согреваясь лучами благодатного солнечного света – и второе.

И вот, уже ближе моя лодка становится к Радости. Вот, уже слышу я пение соловья, который, видимо, переступает из одной опушки на другую, вольно взмахивая и одаривая окружающий мир сладкоголосием… Чувствую, что уже ближе становится тепло многовековой намоленной Благодати Божьей, что даже под руинами не умолкала Ангельским пением. Даже в годы особо тяжелые пение это пробуждало сердца охладевшие, души, грузом суеты и греха пленённые.

И вот, вижу я два направления. Одно ведёт к Благодатной Радости, другое – есть устье небольшого ручья, вытекающего из под глубин земли. А что там, у истока?!. А у истока вода, конечно, чиста… Но там – лишь тёмная стена леса. Значит, это путь, который уводит от себя. Но мне нужен путь, приводящий к глубинам души, где Господь в три дня возвёл Храм!.. Мне нужна Радость Благодатная. Мне нужна Радость!.. Я направил лодку от этого ручья к реке, что зовётся в этом месте Тютерною… Как забавно, и, в тоже время – загадочно!.. Тютерна. Это название не отражает того Света места сего, но и не уводит от него. В каждом – должна быть определённая загадка. И она есть в этом месте.

Я причалил к некрутому бережку этой реки, к подножию Радости. Предо мной был величественный каменный храм красного цвета с голубыми куполами. И был посвящен он Рождеству Пречистой Матери Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В соборе этом начиналась Божественная Литургия. Было в соборе много народу и братия. Служащий священник вознёс возглас и служба началась. Я молился, и молитва моя шла тихонько, с какой-то особой теплотой, согревающей, словно полуденное солнце. В каждом молитвенном песнопении я ощущал ещё больший прилив Благодати, которая уже, казалось, не найдет места в храме, наполненным ею до самых сводов и куполов.
И вот, наступал особый момент – Причастие Святых Таин Христовых. Поток прихожан, соединившийся в цепь воспевающих благодарное Господу «Тело Христово примите…» подходил к священнику, дабы принять в себя Благодать Духа Святаго.

А по окончании причастия в окна храма вдруг прорвался дивной красоты золотой свет. И не было ярче ничего в этот момент, чем свет сей. Вместе с другими прихожанами я направился к выходу. Настоятель объявил Крестный ход и послушники, взяв хоругви и знамёна, возглавили вместе с братией шествие. Выходя из храма, священнослужители и прихожане погружались в Дивный Свет, нисходящий с Небес. «Христос Воскрес!» - возглашал настоятель. «Воистину Воскресе!» А с Небес вдруг послышалось пение… - Ангелы поют! – вскликнул кто-то. Все остановились и стали смотреть со склона холма, на котором возносится обитель, на восток. Свет сей стал таким прекрасным, что невозможно было не смотреть на Небо. И пение ангельское было особым Знамением в час сей, в который, казалось, каждый должен стоять на молитве. Вдруг послышался тепловозный гудок. По небольшому железнодорожному пути шёл состав. Обернувшись, мы все помахали в его сторону. А те, кто были в нем – поприветствовали нас, с сожалением, что они не смогли присутствовать на Дивной, прекрасной, ангельской Литургии. Но верили все в этот миг в силу особой, благодатной молитвы и службы, которую Благословил Сам Господь!..


Рецензии