Кабинет с камином. Часть 2

... Мамаша, Вас можно поздравить. У Вас мальчик! ...
       Наступил Новый 1900 год.
       Врач, принимавший роды, сделал необходимые распоряжения и пошел мыть руки. Он был очень доволен. Роды прошли удачно. Дома его ждал праздничный стол, друзья и все блага жизни, какие бывают для обычных людей 1 января.
     Возле крыльца стояли извозчики и о чем-то спорили. Пока врач проходил от дверей до брички ему стало ясно, что предметом спора была артистка, отравившая своего мужа и любовника, а потом как ни в чем ни бывало, выступавшая в театре.
      Ехать приходилось около сорока минут на другой конец города. Можно было неспеша подумать о чем-то нейтральном. Вот, например, артисты - кто они? Кем надо быть, чтобы нравилось ежедневно кривляться на публике? А публика?... Куда мы все катимся? - От реальности - к иллюзии! А значит вместо того, чтобы быть агрономом, например или врачом, молодые люди будут стремиться лишь изображать агронома или врача. Зачем много уметь и знать? Достаточно научиться походить на тех кто знает и умеет, и тогда ты - в шоколаде. Движение от людей, обслуживающих реальность - к людям, обслуживающих иллюзию! Если так пойдет дальше, то что ждет человечество? - Спрашивал себя Александр Александрович. Ведь конечный пункт иллюзии - это шприц, наполненный каким-нибудь зельем с островов, где бегают папуасы. Значит человечество, развивая иллюзию, движется в райские сады, где спокойно и сыто, нет ни бед, ни огорчений. Только нельзя яблоко скушать , которое тебя отрезвит и ты опять увидишь и добро, и зло. Дай людям возможность давить на рычаг и при этом испытывать счастье - они умрут от голода, но не пойдут домой съесть бутерброд. Стало быть, можно ли людей оставлять без ограничения иллюзорности? Можно им давать власть управлять самими собой? На этот вопрос можно ответить положительно, но ... если человек будет совершенствовать себя, будет в состоянии ограничивать себя сам, то есть будет уравновешенным, нормальным. А много ведь людей с отклонениями от нормы. Значит для них нужны ограничители  внешние. То есть демократия - это миф, пустышка для реального мира. Были бы все люди цельные и уравновешенные - тогда и демократия не была бы ширмой для негодяев... - Такие размышления отвлекли уставшего от ночной смены медицинского светилу.  Извозчик удивленно ждал, когда же наконец вылезет из брички этот задумчивый доктор.
   Приехав домой, врач застал еще блуждающих по дому гостей, изрядно напившихся, наевшихся, наигравшихся в карты. К нему подошел  подвыпивший офицер с бутылкой шампанского, обнял по дружески и предложил выпить за два ноля в цифре 1900. Этот офицер стал для него товарищем пол года назад. В конце мая его продвинули по службе и он занял пост начальника штаба Киевского военного округа. Жена его рожала, а Александр Александрович принимал роды. Так и сдружились...
Усталость хорошо снимает вода. После ванны стало легче. Жена помассажировала ему плечи и сама решила поваляться часок. А отставший от этого праздника Александр Александрович отправился наверстывать упущенное. Выпивал он всегда вначале стакан ряженки. А потом уже пил водку, запивая ее ряженкой. За это его прозвали друзья "молочником". Но зато он практически не пьянел и всегда был бодр. К курильщикам он относился как к больным людям, но не показывал этого, хотя сам когда-то тоже курил. В его кругу были в основном военные, жандармы, а также учителя. Было с кем поговорить, поспорить. Разговаривали на любые темы, не запрещалось ничего. В этом кругу можно было быть спокойными и не заботиться о словах. Должности людей, которые сюда приходили, были такими, что никому не пришло бы в голову на них смотреть косо или жаловаться...
Поев холодной осетрины, Александр Александрович подсел в кружок  где уже битый час спорили про влияние еврейской культуры на культуру российскую. Мнения были очень разные.
Не обходилось и без ухода в историю.
     Учитель гимназии забрался в такие исторические дебри , что никак не мог двинуться дальше: "Вот вспомните Ивана Грозного! Если я не ошибаюсь, в 1545 году по его приказу были сожжены товары еврейских купцов  из Литвы, приехавших в белокаменную. Он запретил всякое пребывание евреев в стране. А в феврале 1563 года около 300 местных евреев, отказавшихся стать христианами, были утоплены в Двине."
    В разговор вклинилась очень красивая молодая дама, стоявшая за спиной мужа: "Но-но, Вы передергиваете! Христианская традиция креститься в реке в нашей стране в самом начале понималась именно так, что если человек не принимает христианство вместо своих верований языческих, то он может быть утоплен теми, кто помогал принять веру. Так религия ускоренно укоренилась на этих землях. Иначе до сих пор бы молились своим деревяшкам-идолам, как американские индейцы." Все дружно захохотали и потом выпили шампанского. Но тема евреев никак не отпускала.
Преподаватель истории начал чуть ли не лекцию читать: "Царь Алексей Михайлович попросту изгонял евреев из городов, которые были присоединены к России."
В разговор вошел подвыпивший и раскрасневшийся офицер, который всю карьеру сделал в 3-м отделении собственной его государственного величия канцелярии, переименованной  в 1880 году в департамент государственной полиции: "Но сколько было и доброго для евреев-выкрестов! Перешедшие в православие евреи получали пожалования. Царь Петр Великий ввел группу выкрестов в самые высшие круги. Например вице-канцлер Шафиров, генерал-полицмейстер А.Дивьер, резидент в Амстердаме Веселовский... Конечно торговцев-евреев Петр-1 не пускал в империю. Но те тайно пробирались в Малороссию. Вот после смерти Петра Алексеевича в 1727 году досталось конечно этому несчастному в какой-то степени народу." Тут подполковник вспомнил и Екатерину-1 , выславшую всех евреев из пределов империи, и императрицу Елизавету Петровну, которая в 1742 году запретила жить евреям как в Великороссии, так и в Малороссии и приказала всех проживающих выслать за границу и не пускать впредь в Нашу Империю, за исключением тех, кто будет креститься. Так что до 1772 года  евреев в России не было."
    После столь оживленной беседы об истории еврейских поселений гости начали вспоминать еврейские песни, которые все знали как ни странно.
    После небольшого молчания разговор возобновился и Александр Александрович вспомнил, что евреи в Россию попали из Польши после раздела Речи Посполитой ...  сто лет тому назад, в 1795 году, а также из Крыма, который вошел в Россию в 1783 году. "Чем занимались польские евреи? - Тем, что им разрешалось! А разрешалось им арендовать землю(а владеть не разрешалось), ремонт одежды, кредитование, ремесла. Они в этих делах преуспевали и их даже считали эксплуататорами. Ведь они были купеческого и мещанского сословий, и прав у них было и привилегий больше, чем у крепостных крестьян или ремесленников. Поэтому их и недолюбливали крестьяне."
Подошел с большим фужером Владимир Александрович, выпив и крякнув стал продолжать тему: "Евреи заносчивы и не уважали то население (из за своей религии), где вынуждены были жить. Их даже из Варшавы выгоняли. Кроме прочего ... их кагалы, которые были запрещены в 1844 году, обеспечивали победу в конкурентной борьбе на рынках. А чистые евреи вообще не подчиняются государству. "
    В разговор вмешалась еще одна дама: "Лично я могу понять евреев... Представьте, если Вам запретят носить национальную еврейскую одежду, а Вы - еврей. Или женщинам ... запрещали носить еврейские украшения, брить голову. Евреям запрещалось служить на государственной службе и много чего. Например, учиться евреи в университете в столице могут, но не более 3 процентов от всей массы студентов. Это три года назад такие правила введены. А в этом году поговаривают, что из Москвы будут высылать 20 тысяч евреев. И земская реформа, и  в городах, 1890-2 годов лишила евреев права участвовать в органах власти или ограничила. Адвокатура стала недоступна евреям в прошлом году. А после винной монополии 1895 - 98 годов 200 000 евреев лишились дохода."
Последние слова женщины потонули в густом басе какого-то молодого человека с бородкой :"Да, народ еврейский страдал, но и ... размножился(тут все засмеялись) изрядно, господа, увеличившись почти в 7 раз. Сейчас евреи - это пятый по численности народ в империи, а раньше они были девятым по численности народом.. Но живут они замкнуто и не смешиваются почти с другими нациями. А это нехорошо."
   Слово решил взять опять Александр Александрович:" А что, если нам жить как евреи, не ограничивать их, а самим меняться, шевелиться и процветать? Кто нам мешает побеждать их в честной конкуренции? Они часто очень талантливы, но ... кто мешает нам быть талантливыми? "
Ответ последовал очень тихо от басистого парня:" Для этого надо оказаться в шкуре народа, который много лет скитается по нашей планете в результате религиозных догм или просто по стечению обстоятельств."
"Однако, господа, Александра-2  убили в 1881 году боевики из "Народной воли", а потом начались еврейские погромы по всей стране." - сказала женщина, которая пыталась стать на место женщин этой нации. "А каков же результат? - Спросил басистый молодой человек - скажите мне пожалуйста , этой политики по отношению к евреям? Я имею сведения, что в стране и за ее пределами создаются террористические организации, партии и прочее, состоящие из лиц еврейской национальности. В 1897 году создан их "рабочий союз" - "Бунд", который тесно сотрудничает с партией РСДРП. А в этом (или следующем году) готовится их второй съезд, на который приглашен , в числе прочих, и брат Александра Ульянова, организатора "Террористической фракции Народная воля", повешенного в Шлиссельбургской крепости в 1887 году ...
Получается, что нынешнее время стимулирует евреев сражаться с государством. Причем делается это как через еврейские организации и партии, так и через интернациональные партии типа РСДРП, отвергающие террор в политической борьбе. Не получим ли мы, господа, плачевный результат? Если народ живет без давления, то он просто живет, а если на него давить, то он начинает сражаться, когда давление опасно для этой нации или племени. Думаю, что лучше было бы предложить иные решения еврейского вопроса, чем высылки, проценты и прочее. К тому же за границей есть силы, пытающиеся ослабить влияние Российской империи в мире. И эти силы могут сделать ставку на этот талантливый, но несчастный, народ. Империя в опасности и извне, и изнутри. Необходимо находить правильные решения вопросов, иначе возможно разрушение империи."
    После этих слов почти все участники разговора стали говорить, что это - преувеличение, чересчур, мол загнул...
...
    ... Прошло несколько месяцев ... 
Александр Александрович сидел вечером на диване и читал какие-то документы, которые были получены по почте:"...социал-демократия идет к цели, намеченной еще славными деятелями "Н. в."..."
Прочитав письмо, он разорвал его на несколько частей и бросил в печь, которая еще не остыла. Бумага стала обугливаться и потом загорелась. Врач убедился, что все сгорело дотла, а потом пошел писать ответ. То что он писал было очень скучно для обычных людей. Как создать идеальную организацию, которая будет вначале партией, затем штабом революционной борьбы, далее - организационной силой диктатуры пролетариата, а позже - руководящей и направляющей силой социалистического государства, общества, где человек человеку - товарищ и брат, где каждый получает по его труду и отдает - по способности.  Письмо, которое он получил, содержало вариант такой структуры - партии нового типа. Александр Александрович высказал свое мнение и предложил добавить пункт о защите социалистических завоеваний в различные периоды деятельности партии. Кроме того, что он был врач, Александр Александрович занимался общественными науками,  и к его мнению прислушивались в тех кругах, которые он считал самыми важными  для себя - в среде революционеров-профессионалов. Пункт о защите завоеваний, которые будут когда-то, он прорабатывал весь предыдущий год. Теперь надеялся, что его доводы будут услышаны ...
      На следующий день,  отправив заказное письмо в Лондон, где оно будет передано нужному человеку обязательно ,(в этом году уж точно, как думал Александр Александрович) он гулял по центральной улице и размышлял...
        Вот родился мальчик 4,5 кг. Пройдет время и он будет трудиться на благо своей родины, защищать ее , оберегать. При этом будет знать точно, что страна его любит, делает все для его раскрытия как человека, личности...
        Неожиданно напротив него остановилась женщина. В руках у нее был револьвер, который был направлен прямо в грудь Александра Александровича. Она произнесла:" Смерть пособникам сатрапов, генералов и жандармов! Смерть царизму! Да здравствует анархия" Потом прогремел выстрел... Женщина бросила револьвер и спокойно свернула за угол...
  Кровь выступила сразу и была очень теплой, было совсем не больно. "Берегите завое..." - прошептал уже бывший врач, политэконом и философ. Потом он тихо опустился на мостовую, выложенную камнем... "И все-таки, люди - это главное! - Пытался сказать в последние секунды своей жизни этот умирающий человек, - Кадры все решают!... Кадры ..."
"Ну вот и все,- подумал
Александр Александрович, - я все успел..."
...............
   
   


Рецензии