Как помочь губернатору?!

     "Как на Родины именины испекли мы каравай … , кого хочешь - выбирай!!!" - завели хоровод губернаторы субъектов РФ в преддверии единого дня голосований. Написав это для красного словца, я не хотел бы, чтобы злорадный читатель заподозрил меня в издевке над "режимом Путина". Если Вы еще не знакомы с другими моими текстами, то, прочитав их, поймете, что меня принципиально занимают объективные системные процессы с независимой физической логикой, лишенные какой-либо персонификации.

     После ликвидации идеологической тюрьмы в виде демократического централизма "адепту" новой России, в данном случае, в лице В.В.Путина, объективно потребовалось восстановить то, что было названо "вертикалью власти". На этом пути не обошлось без откровенных ляпов и перегибов, в том числе, и потому, что и сам народ, и народные водители смутно представляли себе, какой должна быть эта вертикаль.

     В памяти возникал только один пример. Поэтому, какую бы партию ни строили, всегда получалась КПСС, какую бы коммерческую структуру ни затевали, всегда выстраивалось дивизионное иерархическое управление финансовыми потоками, совершенно не затрагивающее проблемы технологического передела. Государство, доведенное до технологического обнищания, невозможно восстановить рыночными нормами коллективного поведения.

     Даже самое успешное государство с сырьевой экономикой не сможет отстоять свой суверенитет, если не будет располагать производительными структурами с независимым технологическим переделом как в обеспечение хотя бы минимального потребления для поддержания собственного жизненного цикла, так и для содержания силовых структур для нейтрализации угроз из внутренней и, особенно, внешней среды.

     А в современном мире и Китай, и Евросоюз тоже не могут чувствовать себя вполне самостоятельно, поскольку эти экономики технологически ориентированы на удовлетворение потребностей обществ с перегретым потреблением и, соответственно, с перерасходом ресурсов из окружающей среды, которых им не хватает. России пока удается сохранять свое лицо за счет благоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках и привычных экстенсивных мер с использованием последних заделов еще советской оборонки.

     Этот неустойчивый баланс сил, весьма характерно проявляется в противостоянии на Украине. Обладай мы полной технологической, продовольственной и финансовой независимостью, разве позволили бы мы так издеваться над нашими братьями славянами? Может быть, В.В.Путин и вырулит в ситуации на Украине без ввода наших войск. Но наши ракеты со спутниками падают, и "Булава" плохо летает, вычислительная техника и электронные комплектующие - зарубежные, ширпотреб, лекарства и еда в значительной мере тоже.

     А еще загляните сюда http://raznesi.info/blog/post/10924. И все это на фоне разваливающегося среднего и высшего технического образования. Если не лень, поройтесь в Internet, почитайте всякие Федеральные целевые программы, концепции и прочие планы и отчеты от субъектов РФ до региональных подразделений ОНФ. Обратите внимание, повсюду возня вокруг финансовых потоков. Одни рассказывают как и на что их надо потратить, другие отчитываются как именно их освоили, а третьи следят за тем, ни уворовали ли их, и некоторые сообщают президенту, если на их просвещенный взгляд что-то не так.

     Понятно, что гораздо легче наплодить сотню губернаторов и олигархов, чем создать условия для появления одного Григория Перельмана. Вся загвоздка в том, что алгоритмы клепания чиновников и деляг хорошо известны и десятилетиями не меняются, за исключением беззастенчивого обострения цинизма и эгоизма, а Ньютоны, Ломоносовы и Перельманы штучные экземпляры, которых, к тому же, невозможно купить ни за какие деньги. Да, можно деньгами или силой уничтожить человека, либо заставить замолчать, но ни за какие деньги, никакими пытками нельзя заставить человека открыть законы динамики и сохранения, создать дифференциальное и интегральное исчисления или доказать гипотезу Пуанкаре, либо ее сформулировать.

     Всякая эпоха рождает свои символы. Не только феномен появления Г.Я.Перельмана, но и экстравагантное в глазах современников его поведение в отношении к причитающемуся ему вознаграждению, самым недвусмысленным образом символизируют наступающую эру ноосферы В.И.Вернадского. Однажды, на встрече с читателями академика Д.С.Лихачева спросили: "Почему на Руси не любят интеллигентов?" Он ответил, примерно, так:
     - "Поймите, на какое-то время жадный человек может притвориться щедрым, злой - добрым, подлый - честным, даже глупый - умным. Но, попробуйте притвориться интеллигентом!"

     Подробное системное обоснование этого явления Вы можете найти в http://www.proza.ru/2014/04/09/1769 , но вызовы сегодняшнего дня нуждаются не в умозрительных экзерсисах, а в конкретных, пусть требующих экспертизы и последующей доработки, рецептурных предложениях по возрождению технической интеллигенции, которую так недолюбливают чиновники и финансовые "манагеры", которым до нее с разбегу не допрыгнуть.

     Ниже на этих страницах я размещаю материалы, которые не нашли понимания ни в депутатском корпусе, ни в чиновничьем аппарате губернатора Санкт-Петербурга в период 2007-2009г.г. последнего мирового финансового кризиса. В тот момент я был членом экспертного совета по промышленности Постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

     Как системный аналитик, я отчетливо понимаю, что в то время мои инициативы никак не вписывались в распределение личных интересов представителей законодательной и исполнительной власти Санкт-Петербурга (кстати, внимательный читатель может это заметить из текста, приводимого ниже). Но именно это обстоятельство сегодня дает мне право обратиться к краудсорсингу потенциальных избирателей губернаторов в любых субъектах РФ по поводу конкретных предложений, изложенных в публикуемых материалах.

     Это эссе я адресую любым инициаторам, которых могут заинтересовать мои предложения, особенно, за пределами столичных регионов. Я скептически отношусь к надеждам на то, что мои предложения могут заинтересовать чиновный люд, но если среди моих читателей найдутся апологеты предлагаемого подхода, имеющие собственный Internet-ресурс, отличный от "www.proza.ru", я готов поделиться своими наработками по организации интеллектуального штурма и некоторыми другими рецептурными предложениями.

     Финансовые, гуманитарные и политические кризисы, с которыми перманентно сталкиваются управляющие и организующие центры различных уровней вложенности любых субсоциумов, вызываются вовсе не исповедуемыми идеологиями рыночной или плановой экономики, либо строем светского или клерикального государства.

     Общей фундаментальной причиной является структурный системный кризис нехватки технологической емкости и технологической мощности производительных структур, которыми располагает соответственный субсоциум, для обеспечения оптимальных материальных, энергетических и информационных обменных потоков с окружающей его средой без катастрофических изменений в этой среде для самого субсоциума.

     Даже самый технологически продвинутый мировой игрок - США, проявляет полную системную безграмотность, инспирируя в окружающей его среде такое распределение потоков с применением полномочий принуждения и изъятия ресурсов во имя и без того перегретого потреблением своего субсоциума, которое порождает агрессивную по отношению к нему окружающую среду.

     Парадокс ситуации состоит в том, что единственным системным объектом в окружающей США среде, способным демпфировать отдаленные негативные технологические последствия от их деятельности, является Россия, которую адепты наживы ненавидят как воры, пойманные на кармане, поскольку в миссии жизненного цикла новой России они интуитивно улавливают признаки мессианства.

     За последние два столетия поколения этих адептов, раз за разом, исчерпав возможности извлечения прибыли в сложившемся технологическом переделе вследствие перерасхода материальных, энергетических и трудовых ресурсов, отправлялись на охоту за ними к ближайшим соседям, то есть в Россию. У субъектов, в одном глазу которых счетчик наживы, а в другом счетчик власти, мозги обслуживают первый глаз, а руки - второй.

     Любая альтернатива, например, отключить счетчики, либо использовать мозги и руки для модернизации технологического передела, воспринимается ими как посягательство на исконные гуманитарные ценности, которые они называют правами человека. У ЧЕЛОВЕКА не может быть права на социальный эгоизм, на присвоение полномочий принуждения или общесистемных ресурсов в ущерб любому другому субсоциуму, который считается НЕДОЧЕЛОВЕКАМИ, либо в ущерб окружающей или внутренней среде этого субсоциума недочеловеков.

     К сожалению, убедить воров не воровать, а грабителей не грабить даже в церкви невозможно. Феномен Марии Магдалины еще более редок, чем феномен Григория Перельмана, и, уж во всяком случае, артефакт не может стать нормой коллективного поведения. Когда ловят вора или грабителя, в разных странах поступают по-разному. Но, в любом случае, возвращают похищенное владельцу и наказывают преступника. А как прикажете быть, если этим занимаются целые государства, разоряющие экосферу планеты, да еще навязывающие эту манеру поведения другим под знаменами борьбы за демократию и права человека.

     Человек неразумный или любой его субсоциум любого уровня вложенности может самостоятельно установить себе любые нормы коллективного поведения и через любые формы полномочий принуждения заставить всех входящих в него субъектов им следовать. Но никакой субсоциум никакими писаными и неписаными законами, деньгами или силой не в состоянии изменить природные законы сохранения.

     Поэтому у Человека разумного существует только один способ окоротить негодяев и продолжить свой жизненный цикл в гармонии с Природой. Необходимо посредством большой Науки с соблюдением законов сохранения создать производительные структуры в новом технологическом укладе на базе новых норм коллективного поведения, отличающихся тем, что они должны увеличивать общесистемные ресурсы объемлющей самоорганизующейся системы, а не перерабатывать окружающую среду в отходы жизнедеятельности субсоциумов, исповедующих социальный эгоизм.

     Такую систему не взять ни силой, ни подкупом. К ней будут тяготеть те субсоциумы, которые не могут самостоятельно противостоять полномочиям принуждения социальных эгоистов. При взаимодействии с такой самоорганизующейся системой второго уровня примыкающие к ней субсоциумы в новых нормах коллективного поведения будут генерировать синергетический эффект, прогрессивно увеличивая наработку общесистемных ресурсов.

     С другой стороны, будет сокращаться не только географическая зона покрытия для социального эгоизма, но за счет развития и распространения ресурсосберегающих технологий с течением времени будет все трудней объяснить субъектам внутри субсоциумов социального эгоизма, зачем нужно применять полномочия принуждения к "недочеловекам", когда вполне можно обойтись собственными силами, оставаясь на уровне оптимального потребления не в ущерб окружающей среде.

     Некоторые сочтут эту мою сентенцию утопией. Но я рассматриваю ее как точку стремления в трехточечной схеме принятия решений. "Фотографию сегодняшнего дня" я обозначил в начале эссе. Осталось предложить, что следует сделать, чтобы попытаться приблизиться к точке стремления из текущего состояния. Ниже я привожу полный текст материалов по подготовке заседания Экспертного совета, которое мне так и не удалось провести. Надо понимать, что он ориентирован на специфичную аудиторию. Но я решил опубликовать его "как есть", то есть без редактуры и купюр, чтобы чувствовалось время его написания и можно было сравнить, изменилось ли что-нибудь с тех пор?

                Подготовка заседания Экспертного совета
             Постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности
                Законодательного собрания Санкт-Петербурга

     Тема: "Проблемы структурного кризиса в промышленном производстве, науке и образовании и пути его преодоления"

     I. Выступление – комментарий к проекту решения и возможным приложениям к нему.

     Уважаемые коллеги!
     Я хотел бы поделиться с Вами своим субъективным взглядом на тот комплекс проблем, который находится в фокусе внимания нашего сегодняшнего заседания Совета. Сразу отвечу тем, кому мои суждения покажутся слишком резкими или категоричными.

     Я не претендую на истину в последней инстанции, но в своих выводах руководствуюсь результатами того направления системного анализа, в основе которого лежит, на мой взгляд, наиболее логично и корректно выдержанная структура общетеоретических положений, позволяющая уже сегодня применить вполне прагматичную методологию.

     В настоящее время тема финансового кризиса, как пожар или наводнение, отодвинула с переднего плана весь комплекс проблем, порожденных более глубоким и опасным структурным кризисом, который касается не только России, но и, как показываются последние события, любой другой страны. Замечу, что финансовый кризис – это всего лишь отдельный, наиболее саднящий сегодня симптом более глубокого и опасного заболевания, с которым сталкиваются аппарат Президента, Правительства России и региональных властей, а также законодательные и правоприменительные органы страны.

     Естественно, любой человек, от высокопоставленного чиновника до домохозяйки, не может не видеть негативных проявлений этого процесса в масштабах своей среды обитания, но попытки решить возникающие проблемы не выходят за рамки рассмотрения отдельных аспектов происходящего, затрагивающих частные интересы того или иного социума, который не осознает в полной мере системных особенностей происходящих в мире процессов. Отсюда и решения, побуждающие к действиям значительные массы людей, носят маргинальный, паллиативный характер.

     Если осознать всю объемность и принять, хотя бы в качестве первого приближения, справедливость этих вводных положений, то на их основе можно сделать следующие предположения:

     • нарастающий структурный системный кризис социумов любых масштабов порожден недостатком общесистемных ресурсов для каждого уровня соответственно;
     • социумы, накопившие (но не создавшие) больший запас системных ресурсов, продолжают эскалацию изъятия последних из окружающей среды, провоцируя тем самым дисбаланс внутренних обменных процессов в объемлющей системе. Этот процесс формирует негативное поведение окружающей среды по отношению к этим социумам как за счет физического истощения ресурсов конкретного вида, так и за счет изменений интенсивности и разновидностей процессов, протекающих в окружающей среде, особенно, инициируемых самоорганизующимися системами;
     • потребление (а точнее истребление) окружающей среды на современном этапе развития человечества присуще практически всем социумам любых масштабов. Причина этого кроется в ничтожности такого системного ресурса, как операционная мощность технологических структур любого из упомянутых социумов.

     Отсюда, следует банальный, но, на мой взгляд, единственно верный вывод:

     - процесс осознанного, расчетливого и максимально щадящего развития производительных сил, создания, наращивания, стабилизации и расходования энергетических, материальных, структурных, сырьевых, кадровых и потребительских ресурсов, полновесной утилизации отходов, ассимиляции изношенных или устаревших средств производства и переподготовки персонала без ущерба для внутренней и окружающей среды - есть главное условие устойчивого развития самоорганизующейся системы любого масштаба. Именно в этом и заключается высший во всех отношениях смысл государственной безопасности.

     Однако, легко продекларировать задачу, но гораздо труднее ее поставить. Под постановкой задачи в направлении системного анализа, которым я пользуюсь, понимается определение начальных и граничных условий для объекта изучения, спектра целевых функций, методов их достижения, сигнальных параметров и структуры ограничений на значения сигнальных параметров по уровням тревожности. Подробная разработка конкретных постановок задач – дело будущего, но сейчас в качестве комментария к предложению, одним из авторов которого я являюсь, я хочу познакомить Вас с некоторыми предварительными результатами.

     Итак, начальные условия в области общего и специального машиностроения по промышленному региону Санкт-Петербурга в духе "фотографии сегодняшнего дня" во взаимосвязанных сферах производства, образования и науки:

     • предприятия и организации, не потерявшие своего юридического лица со времен Советского Союза, лишились своего регулярного и основного заказчика – государства;
     • относительно неплохо в краткосрочной перспективе чувствуют себя те предприятия, которым время от времени перепадают заказы по их прежнему технологическому профилю с использованием старых заделов или в плане модернизации уже освоенных изделий или услуг;
     • недостаток материальных ресурсов в располагаемых пределах восполняется за счет продажи или сдачи в аренду основных фондов и оборудования, что является проявлением продолжающегося процесса деструктуризации;
     • при слабом организующем и управляющем центре происходит дальнейшая деструктуризация с выделением хозяйствующих субъектов меньшего масштаба с, соответственно, меньшими общесистемными ресурсами. Но при этом абсолютно не обновляется система управления;
     • систематически усиливается кадровый кризис, как в количественном, так и в качественном плане;
     • предприятия и организации ни психологически, ни профессионально, ни технологически не готовы к конкурентной борьбе, от которой их еще более отвращают сомнительные результаты отдельных тендеров на гос- и горзаказы;
     • совершенно утеряны двусторонние и опосредованные связи между наукой, образованием и производством, поскольку исчезли структуры времен Советского Союза, обладавшие полномочиями принуждения по их насаждению, а необходимость выработки и построения баланса интересов в новых условиях даже не осознана;
     • наивные попытки избавиться от проблем, например, вообще убрать промышленность из Санкт-Петербурга и сделать его только культурным и финансовым центром или пригласить инвесторов с их продвинутыми технологиями, неизбежно разобьются о несбалансированность региональных обменных потоков;
     • чиновничий аппарат структур Правительства Санкт-Петербурга, в той или иной мере призванный обслуживать круг затрагиваемых вопросов, разобщен по формальным признакам. Кроме того, он объективно не в состоянии играть роль организующего и управляющего центра промышленного региона, поскольку его материально-технических и кадровых ресурсов хватает только на контрольно-учетную и распределительную деятельность;
     • рыночные условия, в которых работали бы законы чистой конкуренции, отсутствуют, как таковые, в силу отсутствия свободного рынка ресурсов. Это обстоятельство порождает безудержную коррупцию, которая, в свою очередь, пресекает всякую возможность возникновения свободного рынка ресурсов и услуг;
     • количество НИОКР просто смехотворно, а их актуальность и качество результатов в массе своей ниже всякой критики. Само понятие научных школ слабо мерцает из небытия, потихоньку уходя туда вместе с научными школами. И, если снижение количественных показателей вполне объяснимо событиями новейшей истории России, то корни качественного регресса лежат еще в периоде брежневского застоя;
     • на этом фоне учебный процесс в технических вузах превратился просто в профанацию, не говоря уже о специализированном оборудовании учебных лабораторий и каких-либо элементах вузовской науки.

     Я не склонен делать скоропалительных обобщающих выводов в отношении всего корпуса технической интеллигенции. В данном случае имеется в виду тенденция с негативными отдаленными технологическими последствиями. А именно, на сегодня очевидна тенденция "утечки мозгов" за рубеж или работа "в стол" с последующей утратой интеллектуального потенциала страны, что является прямым следствием системно ошибочного управления.

     Результат такого управления коммерческим предприятием "Советский Союз" совершенно не удивителен. Теоретически акт завершения жизненного цикла (иначе - смерти) любой системной особи сопровождается процессом деструктуризации, который требует различных промежутков времени в зависимости от масштаба системы и агрессивности окружающей среды.

     Кроме того, деструктуризация в своем конечном проявлении может остановиться на этапе ассимиляции, либо перейти в утилизацию (сравните, санация промышленного предприятия, либо его банкротство). Степень возможной деструктуризации зависит от сохраненных общесистемных ресурсов, накопленных в период активного жизненного цикла системы, наличия и дееспособности организующего и управляющего центра или структуры, способной выполнить функции такого центра, и агрессивности окружающей среды. В современных российских условиях очень характерны примеры полукриминального рейдерства, соответствующие случаю крайне агрессивной окружающей среды и слабому или отсутствующему управляющему и организующему центру.

     Все перечисленное, а, возможно, еще многое упущенное, иллюстрирует и так очевидный факт – системный кризис не только продолжается, но и усугубляется. Основная причина такого положения дел состоит в отсутствии опыта и навыков формирования дееспособных организующих и управляющих центров в самоорганизующихся системах любого уровня вложенности. Без этого, даже при наличии значительных общесистемных ресурсов любые национальные проекты или реформы центральной власти обречены на провал.

     В современном информационном поле существует масса наработок, которые призваны бороться с отдельными проявлениями рассматриваемых кризисных явлений, например, реинжиниринг, аутсорсинг, бенчмаркинг и т.д. Сами термины говорят, откуда родом эти подходы, а факт их появления свидетельствует о том, что процессы, которые они обслуживают, носят фундаментальный характер и с ними сталкивается все человеческое сообщество, по крайней мере, в развитых странах, а не только Россия. Очевидной особенностью России является только то, что в силу известных обстоятельств, у нас они проявляются с большей остротой и затрагивают более глубокие слои социальной инфраструктуры.

     Однако, именно эта особенность России заставляет относиться к зарубежным разработкам со значительной долей осторожности, поскольку они предлагают фрагментарные решения, направленные на улучшение жизнедеятельности предприятий по отдельным направлениям, и могут не учитывать системного взаимодействия всей номенклатуры негативных факторов, присутствующих в нашей действительности, особенно в плане отдаленных негативных технологических последствий. Вместе с тем, было бы самонадеянно и недальновидно исключать этот опыт из рассмотрения при разработке алгоритма выхода из кризиса такого хозяйствующего субъекта, как промышленный регион Санкт-Петербурга.

     Исходя из этого, можно предложить следующий спектр краткосрочных целевых функций для той структуры, которая может возникнуть в результате реализации нашего предложения, с рабочим названием Центр Отраслевых Лабораторий Инновационных Технологий (сокращенно ЦОЛИТ):

     • как определить номенклатуру предприятий и организаций в конкретном регионе, которым на текущий момент показан этот алгоритм выхода из кризиса;
     • как следует поступать с теми предприятиями и организациями, для которых по разным объективным и субъективным причинам не удается его применить. Здесь особенно важен социальный аспект;
     • как поступать с малым и средним бизнесом, общесистемные ресурсы предприятий которого недостаточны для выполнения упомянутого алгоритма в полном объеме;
     • как учесть особенности организаций образования и науки, для которых по определению возможна некоторая доля отрицательных результатов в части предоставляемых услуг;
     • как распределить сферы и объемы приложения общесистемных ресурсов между Государством и Частным Собственником.

     Вполне возможно, что этот перечень не полон и требует корректировки, но даже в таком виде он позволяет в первом приближении сформулировать методологические подходы к достижению конкретных значений целевых функций:

     • объем исходных данных по полноте, достоверности и актуальности должен быть таков, что без мощного вычислительного центра с применением самых современных информационных технологий не обойтись;
     • в результате своей деятельности с возможным привлечением сторонних независимых экспертов и учетом международного опыта ЦОЛИТ необходимо систематизировать, изучить или разработать самостоятельно структуры технологических стандартов, перечни аппаратных средств сертификации технологических процессов, квалитетные шкалы контролируемых параметров и предложить экономичные методики оценки качественного уровня технологичности не только основного производства, но в совокупности с вспомогательными службами, бизнес-процессами управления и послепродажного обслуживания;
     • ЦОЛИТ должен обладать двумя разновидностями производственных площадей с возможностью быстрой модернизации каждой из них:

          1. Площадка производственного оборудования – эта разновидность производственных площадей используется для системного изучения уровня технологичности новых моделей оборудования производственного назначения с возможным описанием его недокументированных особенностей. После завершения необходимого цикла исследований такое оборудование на соответствующих правовых основаниях может быть демонтировано и передано конкретному предприятию для использования в производстве по своему назначению.

          2.Площадка нестандартного и стендового оборудования – эта площадка может обеспечивать некоторую разновидность технологического аутсорсинга, т.е. выполнения для предприятий и организаций различных масштабов непрофильных для них работ, например, разовых углубленных исследований, сложных замеров или испытаний в критических режимах. Набор статистики по эксплуатации такой площадки позволит управляющему и организующему центру региона принять правильное решение по дальнейшему использованию оборудования такого рода.

     • термин "бенчмаркинг" означает сбор, систематизацию и последующее повторное применение технологических решений, уже зарекомендовавших себя на других, чаще всего аналогичных производствах. Не вдаваясь в достоинства и недостатки такого подхода, я с позиций системного анализа предлагаю более широкое толкование такого метода.

          В системном анализе под инновационными технологиями понимаются не только прорывные достижения человечества во всех областях деятельности (физике, химии, биологии, медицине, математике, машиностроении, сельском хозяйстве и т.п.), но и все существующие, пусть и отдельные, фрагментарные технологические операции, их кортежи, нитки или полные техпроцессы, если внутри социума соответствующего масштаба их использование организовано таким образом, чтобы наращивать обобщенные системные ресурсы.

          Такого рода информация, несомненно, представляет больший интерес, особенно для малого и среднего бизнеса, ресурсы которого могут не позволить применить у себя, пусть прогрессивные, но дорогие технологии.

     • безусловно, важным направлением деятельности ЦОЛИТ должен стать организованный доступ к накопленной информации без нарушения государственной и коммерческой тайны. Наилучший вариант, когда накопленные данные сводятся в методически выдержанные программы дополнительного обучения, что, естественно, предполагает наличие аудиторных помещений в распоряжении ЦОЛИТ.

     Теперь о сигнальных параметрах и ограничениях.

     Первым сигнальным параметром будет тот факт, одобрит ли наше предложение Экспертный Совет или же нет. Если да, то далее по команде и в соответствие с процедурами, возможно, будет принято решение об организации ЦОЛИТ и сформирована группа по подготовке этого проекта.

     Если наше предложение не доживет до этого момента, то его, в лучшем случае, можно положить в архив. Если же подготовка проекта будет запущена, то к сигнальным признакам и одновременно ограничениям, при которых реализация проекта имеет шансы на успех, я бы отнес:

     1. ЦОЛИТ обязательно должен иметь организационно-правовую форму автономного учреждения, поскольку идеологически ЦОЛИТ должен находиться под патронатом Правительства Санкт-Петербурга.

     2. В структуре органов управления в Уставе ЦОЛИТ помимо Наблюдательного совета в соответствие с Федеральным Законом № 174 "Об автономных учреждениях" обязательно должен быть прописан Попечительский Совет с достаточно простой процедурой входа и выхода из него юридических лиц и правами и обязанностями, отражающими интересы организаций и предприятий промышленности, науки и образования.

     3. Обязательным условием входа в Попечительский Совет ЦОЛИТ любого юридического лица (за исключением, может быть, Правительства Санкт-Петербурга) должно быть его участие в Стабилизационном Фонде Грантов.

     4. Исполнительным органом власти ЦОЛИТ должна быть Исполнительная дирекция во главе с Директором и обычными для любого юридического лица службами главного инженера, юридической и финансово-экономической. Крайне желательно, чтобы должность директора занял выходец из организаций прикладной науки, а не производства, образования или чиновничества.

     5. Производственная структура ЦОЛИТ должна быть сформирована на базе основной производственной единицы – отраслевой лаборатории, типовое положение о которой утверждается Наблюдательным Советом. При этом в случае организации новой ОЛИТ типовое положение может быть отредактировано под производственные задачи по рекомендации Попечительского Совета и утверждено Наблюдательным Советом, как действующее.

     6. В момент совершения акта учреждения автономного учреждения ЦОЛИТ (а его учредителем в нашем случае может быть только субъект Российской Федерации, т.е. Правительство Санкт-Петербурга) за ним в соответствие с Федеральным Законом № 174 закрепляется имущество на праве оперативного управления. Однако, члены рабочей группы, ответственные за подготовку проекта Устава ЦОЛИТ, должны понимать, что в законе достаточно четко и жестко прописан только стартовый этап жизненного цикла ЦОЛИТ. Чтобы с самого начала не задушить инновационную направленность деятельности такого автономного учреждения, на мой взгляд, совершенно необходимо в редакцию проекта устава внести положения, позволяющие формировать структуру взаимосвязанных бюджетов каждой отдельной ОЛИТ в рамках единого бюджета ЦОЛИТ.

     7. Чрезвычайно важным документом, которому необходимо уделить пристальное внимание, является "Положение о Стабилизационном Фонде Грантов". Редакция этого документа должна позволять разработать гибкую систему конкурсов, сократить до минимума риски частных инвесторов венчурных разработок, давать преимущества таким инвесторам при использовании результатов, полученных ЦОЛИТ, и обеспечивать справедливое разграничение прав интеллектуальной собственности между разработчиками, инвесторами и ЦОЛИТ.

     В заключение своего выступления я хочу отметить, что, скорее всего, оно не полно отражает весь спектр проблем, требующих решения, в чем-то грешит против истины, но именно для того, чтобы избежать этих недостатков в будущем, я считаю чрезвычайно актуальным для Экспертного Совета, принять наше предложение о создании Центра Отраслевых Лабораторий Инновационных Технологий и рекомендовать его к рассмотрению Постоянной комиссией по промышленности, экономике и собственности Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

          II. Проект решения.

     Слушания по теме:
     "Проблемы структурного кризиса в промышленном производстве, науке и образовании и пути его преодоления"

     1. Экспертный совет Постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности Законодательного собрания Санкт-Петербурга отмечает:

     • структурный системный кризис в сфере промышленного производства, охватывающей смежные структуры промышленных предприятий различных масштабов, организаций науки и образования, продолжает развиваться;
     • основная причина негативных процессов, вызывающих заметные социальные проявления этого кризиса, состоит в недостатке общесистемных ресурсов (не только финансирования), генерируемых внутри самоорганизующейся системы – промышленный регион Санкт-Петербурга, а также в несбалансированности ее внутренних и внешних обменных потоков;
     • попытки организующих и управляющих центров страны и регионов решать возникающие проблемы эклектичным набором рыночных и административных мер можно характеризовать, как паллиатив, т.е. полумеры. "Системная" риторика чиновников не может заменить прагматичной, обоснованной системной методологии;
     • консалтинговые предприятия и организации на рынке услуг, созданные для извлечения прибыли, и дивизионные структуры чиновничьего аппарата с контрольно-учетными и распределительными функциями по своим операционным возможностям, принципиально, не подходят для решения задачи системного преодоления структурного кризиса промышленного региона;
     • для планомерного системного перехода к наращиванию операционной мощности внутренних технологических структур и общесистемных ресурсов Промышленного региона Санкт-Петербурга необходимо создать на уровне Правительства Санкт-Петербурга базовую организацию соответствующего функционального назначения в организационно-правовой форме автономного учреждения согласно Федеральному Закону от 3 ноября 2006г. № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

     2. Экспертный совет рекомендует Постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности Законодательного собрания Санкт-Петербурга рассмотреть и поддержать предложение членов Экспертного совета Старцева А.С. и Холодова И.В. по организации Центра Отраслевых Лабораторий Инновационных Технологий ЦОЛИТ – Приложение № 1.

          III. Проекты рекомендуемых приложений.

                Свободное предложение (оферта) по организации
            Центра Отраслевых Лабораторий Инновационных Технологий
                ЦОЛИТ

     Исходные положения

     В современных условиях, когда государство отказалось от централизованного управления не только хозяйственной деятельностью, но и переводит на рыночные отношения все социальные институты, императивом решений, принимаемых организующим и управляющим центром любого хозяйствующего субъекта как самоорганизующейся системы, является осознанный баланс интересов ее составляющих и объектов окружающей среды.

     В одной из основополагающих социальнообразующих областей человеческой деятельности, каковой является промышленное производство, существенным фактором, определяющим его успешное развитие, оказывается баланс интересов работников, работодателей, научных и образовательных учреждений. В условиях переходного периода к стабильной рыночной экономике предлагается нижеследующее организационное решение, позволяющее объединить и одновременно активизировать ограниченные исходные ресурсы, а также снизить риски их непроизводительного использования для всех заинтересованных сторон.

     Для системной концентрации материальных и информационных ресурсов промышленного региона Санкт-Петербурга, формирования базовых условий для планомерного ведения инновационной деятельности в сфере промышленного производства и в соответствие с Федеральным Законом от 3 ноября 2006г. № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" Правительству Санкт-Петербурга предлагается создать автономное учреждение Центр Отраслевых Лабораторий Инновационных Технологий (ЦОЛИТ)

     Целевое назначение ЦОЛИТ

     1. Сбор, накопление и создание материальных и информационных базовых ресурсов для возможности прогнозируемого реформирования существующих хозяйствующих и/или обучающих субъектов в сфере промышленного производства, прикладной науки и образования в сторону увеличения их обобщенной операционной мощности условного рабочего места. А также разработка моделей организационных технологий подготовки нового производства и сопровождающих курсов дополнительного обучения.

     2. Разработка, накопление, пропаганда и систематическая, планомерная реализация инновационных технологий в промышленном производстве, а также образовательных услуг, позволяющих добиваться значительного улучшения уровня доступных юридическим и физическим лицам оригинальных разработок и образовательных услуг при минимизации затрат на основе научно-технических и организационных ресурсосберегающих решений.

     3. Разработка и верификация методов оценки материальных, социальных и информационных ресурсов промышленной сферы регионов, хозяйствующих и управляющих субъектов, сбор, классификация и системный анализ критериев, показателей и оптимизационных алгоритмов для эффективного прогнозирования промышленно-социальной обстановки в регионе.

     Подготовка и пропаганда нормотворческих инициатив с целью принятия нормативных актов, обеспечивающих эффективный мониторинг промышленно-социальных показателей регионов.

     4. Сбор, разработка и совершенствование алгоритмов и банка данных, составляющих эталонную и критериальную информацию, обеспечение максимального уровня доступа к ней для всех возможных абонентов без нарушения коммерческой и государственной тайны.

     5. Разработка проекта, создание и развитие сертификационного центра с правами верификации, тестирования и сертификации блоков данных, алгоритмических и аппаратных средств. Нормативное регламентирование его деятельности и проведение мероприятий с целью укрепления авторитетного доверия к нему со стороны юридических и физических лиц.

     6. Сбор, разработка и совершенствование технологий, без принуждения сужающих область обращения нерегулируемых информационных потоков в промышленной сфере, создание экономических и правовых условий, привлекающих субъектов социумов любых масштабов к участию в регулируемой информационной инфраструктуре региона в сфере промышленного производства, науки и обучения, в том числе, путем предоставления гарантированных услуг по обеспечению коммерческой и государственной тайны.

     7. Разработка, совершенствование и накопление материальных и информационных ресурсов собственной информационно-аналитической службы, создание полигона отработки взаимодействия преподавательского, научного и технического персонала и персонала предприятий по разработке и доведению до стадии опытной эксплуатации экспертных систем конструкторско-технологической подготовки производства с целью получения лицензии и открытия на базе ЦОЛИТ регионального информационно-аналитического центра по специальному машиностроению с правами сертификации и ведения специализированных баз данных санкционированного доступа.

     8. Восстановление института временных творческих (трудовых) коллективов ВТК на новой организационной основе с целью устойчивой ролевой специализации и подбора кадрового состава вплоть до возможной реорганизации отдельных ВТК в юридические лица соответствующей организационно-правовой формы.

     Конкретные направления деятельности

     1. Подготовка и проведение информационно-технологического аудита с последующей обработкой его результатов специалистами системными аналитиками, выработкой управляющих решений и подготовкой распорядительной документации по заказам предприятий.

     2. Выявление типичных проблемных ситуаций при внедрении высоких и инновационных технологий на предприятиях-контрагентах. Сбор и систематизация алгоритмов их разрешения. Сведение их в стандартные процедуры с использованием промышленных CALS сред и/или систем собственной разработки.

     3. Тестирование и отладка процессов развертывания, настройки и эксплуатации в штатном режиме аппаратного и программного обеспечения промышленных CALS сред с целью выявления их недокументированных особенностей и разработка адаптивной документации по их применению.

     4. По заказам предприятий проведение подготовительных этапов и последующего развертывания очередей технологического передела и информационных систем с параллельной подготовкой обслуживающего персонала для эксплуатации их в штатном режиме.

     5. Организация и обеспечение залпового ввода информации при переводе ее с бумажных носителей на электронные.

     6. Обеспечение учебного процесса и самостоятельных работ студентов и аспирантов в соответствии со стандартными учебными программами и программами по дополнительному обучению в части инновационных технологий.

     7. Системный анализ теоретических подходов по оптимальному проектированию сложных технических объектов промышленного назначения, в том числе из композитных материалов на базе использования аналитических моделей синтеза материала с управляемыми, либо с заранее заданными свойствами

     8. Сведение найденных решений в алгоритмические блоки, пригодные для разработки версий прикладных библиотек процедур для систем промышленного проектирования и технологической подготовки производства, а также сбор и систематизация банка данных с участием промышленных предприятий.

     9. Разработка на основе полученных новых решений в области инновационных технологий методик и программ по дополнительному обучению.

     10. Проведение на хоздоговорной основе специальных исследований и выполнение промышленных разработок по заказам предприятий.

     11. Самостоятельное и/или с подачи предприятий формирование перечня проблемных задач с различной степенью проработки от обозначения проблемной области до корректного технического задания и привлечение к их решению ВТК.

     Предлагаемые схемы финансирования, кадрового и материального обеспечения.

     Центр Отраслевых Лабораторий Инновационных Технологий (ЦОЛИТ) рассматривается как некоммерческое автономное учреждение, т.е. такое учреждение, вся чистая прибыль от деятельности которого расходуется на уставные цели и не делится между учредителями. В становлении и развитии ЦОЛИТ предполагаются два существенно различных периода:

     • стартовый период – деятельность ЦОЛИТ в этот период преимущественно направлена на создание первой версии банка данных показателей промышленно-социальной среды и проектирование баз данных с учетом интересов хозяйствующих субъектов различных масштабов, а также федерального и регионального управляющих и организующих центров.

     Параллельно должны быть разработаны регламенты (правила игры) юридического, финансового и технического обслуживания аудиторных помещений и производственных площадок ЦОЛИТ двух видов:

     1. Площадки производственного оборудования – для системного изучения уровня технологичности новых моделей оборудования производственного назначения.

     2. Площадки нестандартного и стендового оборудования – для выполнения углубленных исследований, сложных замеров или испытаний в критических режимах.

     В течение стартового периода необходимо запустить организационный этап по формированию Попечительского Совета (см. ниже Организационные основы ЦОЛИТ) и созданию Стабилизационного Фонда Грантов (СФГ). В зависимости от степени проработки и готовности юридического, финансового и производственного обеспечения указанных моментов, в этот период крайне желательно провести несколько пилотных мелкомасштабных конкурсов на инновационные разработки.

     Это позволит при минимизации коммерческих рисков прочувствовать и отладить прозрачную процедуру проведения конкурсов на выполнение крупномасштабных инновационных проектов, привлечь частных инвесторов к участию в Попечительском Совете и СФГ для решения своих проблем в планомерном и щадящем коммерческом режиме при осознанном объединении своих ресурсов с ресурсами Федерального и Регионального Центров для достижения общесистемного баланса интересов Промышленного региона Санкт-Петербурга.

     Крайне желательно в стартовый период органам управления ЦОЛИТ (см. ФЗ № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях") предусмотреть участие сотрудников из числа стартового персонала в одном или нескольких актуальных проектах по реорганизации промышленных предприятий, хотя бы на консультационной основе. Если будет возможность выбора, то предприятия должны быть разномасштабными. Это позволит сформировать начальные представления по возможно более полному спектру решаемых проблем и учитываемых интересов.

     Стартовый период для любого учреждения характеризуется большим объемом подготовительной работы по разработке нормативно-правовых и организационно-распорядительных документов, установления производственных отношений, с точки зрения распределения прав и обязанностей, проведения маркетинговых исследований и рекламной деятельности в предполагаемом сегменте рынка. Вместе с тем, этот объем работ сопряжен с высокой степенью рисков получения отрицательных результатов.

     Проект создания ЦОЛИТ, по сути своей, носит системообразующую направленность на базе инновационных разработок, что относится к деятельности с учитываемыми рисками. Такого рода проекты не могут быть предметом коммерческого тиражирования, а являются прерогативой организующего и управляющего центра крупных объемлющих самоорганизующихся систем, каковой, безусловно, является Промышленный регион Санкт-Петербурга.

     С этих позиций, стартовые материальные возможности проекта должен обеспечить организующий и управляющий центр той системы, в интересах которой этот проект предполагается реализовать. С этой точки зрения для Правительства Санкт-Петербурга Федеральный Закон от 3 ноября 2006г. № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" дает прекрасную правовую основу и четкий регламент действий, специфические подробности которых, не противоречащие закону, отражены в данном предложении.

     • период устойчивой коммерческой деятельности – этот период начинается с момента достижения такого размера бюджета ЦОЛИТ за счет собственной коммерческой деятельности, который позволит Наблюдательному Совету содержать исполнительные органы ЦОЛИТ и персонал на профессиональных платных условиях, а также обслуживать имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, без привлечения бюджетных средств.

     Вообще, формирование номенклатуры фондов ЦОЛИТ и внутренних правил их наполнения и расходования в соответствие с Федеральным Законом № 174-ФЗ находится в исключительной компетенции учредителя. В настоящем документе предлагается только принципиально разделить по типам финансирования деятельность с минимальной степенью риска и все остальные виды деятельности.

     К деятельности с минимальной степенью риска относятся все работы, которым предшествуют четко и корректно разработанные технические задания с приложенными сметами. Все такие работы целесообразно выполнять по хоздоговорам в соответствии с законодательством РФ и в устойчивом режиме функционирования ЦОЛИТ поручить эту деятельность исполнительным органам ЦОЛИТ.

     К деятельности с учитываемой степенью риска мы относим все работы научно-исследовательского и опытно-проектного характера, особенно в области пионерских поисковых разработок. Кроме того, такой деятельностью следует признать получение образования на всех уровнях, предоставляемых высшим учебным заведением. Поэтому финансирование таких видов деятельности в рамках проекта ЦОЛИТ предполагается осуществлять через систему грантов на конкурсной основе, а право назначать конкурсные комиссии и выделять гранты по результатам ее работы передать Попечительскому Совету.

     Сама система конкурсов может модифицироваться и развиваться в зависимости от требований времени. Однако, при разработке каждого нового положения о конкурсе, в него должны быть внесены пункты, регламентирующие показатели степени (объема) проработки конкурсантом темы конкурса, сроки контрольных этапов и показатели контроля успешности результатов, полученных по ним, в случае предоставления гранта, а также пункты, регламентирующие права собственности на полученные результаты между конкурсантом и ЦОЛИТ не только по завершении работы, но и на каждом контрольном этапе. Кроме того, в положении о конкурсе должны быть четко регламентированы условия досрочного прекращения финансирования работ по выделенному гранту.

     Отсюда, чтобы демпфировать достаточно большую долю видов деятельности с учитываемой степенью коммерческого риска среди работ, которые призвана осуществлять ЦОЛИТ, нерегулярность и большую инерционность возврата затраченных средств, особенно в стартовый период, предлагается финансирование всех рисковых проектов проводить через промежуточный буфер накопления – СФГ, на депозитных счетах. Структура и условия размещения СФГ должны определяться "Положением о Стабилизационном Фонде Грантов".

     Имеется в виду, что гранты будут выделяться только в пределах сумм, составляющих доходную часть по ставкам депозитных счетов с основного капитала СФГ, за возможным вычетом средств по специальному решению Попечительского Совета на поддержание функционирования ЦОЛИТ, особенно в стартовый период.
С другой стороны, в случае успешного функционирования ЦОЛИТ вся чистая прибыль, оставшаяся после обязательных платежей по законодательству и расходов на оплату персонала и на восстановление и развитие материальной базы, должна быть израсходована на уставные цели. Этим целям в законодательном плане отвечает сегмент СФГ, сформированный за счет собственных средств ЦОЛИТ.

     Организационные основы ЦОЛИТ

     Организационные основы ЦОЛИТ должны регламентироваться юридически выдержанными учредительными документами и внутренней организационно-распорядительной документацией, прежде всего, Уставом. Оставляя эту деятельность профессионалам-юристам, отметим, что на этапе разработки таких документов необходимо подготовить такую редакцию Устава, чтобы в нем был предусмотрен Попечительский Совет.

     При этом должна быть предусмотрена возможность входа в состав Попечительского Совета или органа управления, сходного с ним по объему полномочий, для любого физического или юридического лица, сформировавшего свой сегмент СФГ, без переоформления учредительных документов. Точно так же, с формальной точки зрения, должен быть свободным и выход из Попечительского Совета с изъятием сегмента СФГ, являющегося собственностью данного физического или юридического лица.

     Голоса при принятии решений Попечительским Советом должны определяться по принципу: один член Совета – один голос, вне зависимости от размера сегмента СФГ. Весьма привлекательным для членов Попечительского Совета мог бы стать пункт Устава, предусматривающий в случае реорганизации или ликвидации ЦОЛИТ распределение сегмента СФГ самого ЦОЛИТ между членами Попечительского Совета пропорционально долям их сегментов СФГ в совокупном СФГ за вычетом сегмента ЦОЛИТ, если, конечно, на это пойдет учредитель.

     Преимущества, которые будут иметь члены Попечительского Совета в отношениях с ЦОЛИТ по сравнению с третьими лицами, должны состоять в следующем:

     • проведение конкурсов и выделение грантов должно производиться по тематике в интересах, прежде всего, членов Попечительского Совета;
     • хоздоговорные работы ЦОЛИТ с юридическими лицами, имеющими представительство в Попечительском Совете, выполняются по себестоимости;
     • преимущество по предоставлению платных образовательных услуг по программам ЦОЛИТ имеют физические лица по представлению членов Попечительского Совета.

     Генеральный директор                Старцев
     ООО "РОСНА"                Андрей Сергеевич
     Заведующий лабораторией                Холодов
     информационных технологий                Игорь Васильевич
     кафедры М2 БГТУ "Военмех"


Рецензии