По столице
***
Сегодня я видела то, что видел Левитан. Мы едем уже пятнадцать минут, а поле все не кончается. У него нет краев, нет границ на фоне бледной вечерней синевы. Нежным розовым пятном, как порванный лепесток шиповника в стальной воде горного озера, трепещет сожженное над землей солнце.
***
Пахнет копотью. Только ею. Потом я тщетно пыталась уловить еще хоть какие-то запахи стрекочущей Москвы. Решительно ничего, кроме слабого аромата мерзких духов, бензина и табака.
Здесь все так же тесно, душно и бессмысленно. Одолевает чувство, что тебе некуда больше идти. И остается только наблюдать, как горка сахара медленно проваливается в пену жидкого кофе.
***
Уставшие, сонные,озабоченные, пустые, расплывшиеся, помятые. Здесь великое разнообразие лиц. Чернокожий с гитарой и белой девушкой под руку, хипстеры в кепках, парни с какими-то штуками в руках, бабушка с коробкой. И все куда-то бегут, бегут, бегут, словно не касаясь земли. В постоянном, непрерывном движении заключается суть большого города, а твоя задача - просто быстро переставлять ноги, не нарушая эту динамичную систему.
Люди здесь передвигаются с огромной скоростью и необычайной ловкостью, безостановочно, безустально. И да, если ты посмеешь хоть на секунду остановиться в этом человечьем потоке, на тебя накричат и повлекут дальше.
***
В полупустом вагоне у самого входа сидит молодой человек. Все его черты заостренные, вытянутые, уставшие и равнодушные, словно глиняные. Мне почему-то хочется погладить его по голове. Ничего не говорить, просто погладить.
***
Здесь вообще ничем не пахнет. Запахи вымерли. Не пахнут даже цветы. Хоть засунь голову в облезлый куст чубушника, не почувствуешь даже намека на характерный крепкий аромат.
Птицы здесь летают, но не поют. Молчат, изредка подавая надломленный голосок.
Вижу, слышу и ощущаю только бетон.
***
К концу дня я смирилась с тем, что тут решительно нечем дышать, и стала наблюдать за обитателями июньской Москвы. Эти существа обладают необычайной способностью спать на ходу с открытыми глазами, когда им в лицо бьет бьет сухой ветер метрополитена. Они могут ходить в джинсах и толстовке в самую лютую жару и слушать музыку в наушниках, когда из-за шума неслышно даже собственных мыслей.
Я не обладаю ни одним из этих умений, но при этом меня ровно семнадцать раз приняли за москвичку. Странности.
***
Сегодня мне пришлось провести весь день в гигансткой бетонной империи Crocus City. Груда серой пластмассы, глянцевого стекла и металла - все, чем я могу охарактеризовать это место. Начала его я не видела. Конца тоже. Только бесконечно высокие потолки, ледяные софиты, холод и горделивая роскошь титанического комплекса.
***
Еще, что меня удивило и позабавило, - это феерическая лень москвичей. Стеклянные лифты в двухэтажном здании, крошечные эскалаторы без отделяющихся ступеней, представляющие собой небольшой уклон, который можно преодолеть по пятиступенчатой лестнице. Ах да, лестницы. В новых современных зданиях их нет. Получается, жители столицы ходят либо чрезвычайно быстро, либо не ходят вообще.
***
Здесь слишком высокая концентрация пошлых, странных, подозрительных и неадекватных людей на квадратный метр. Обычно я отношусь к психам с интересом и даже некоторым уважением, но эти меня попросту пугают.
***
Умение нагло и бессовестно вклиниваться в очередь может спасти вас от голодной, холодной и других видов смерти в столице. Возьмите на заметку и наплюйте на все. Как не прескорбно, но без хитрости и наглости не выжить нигде, а уж в Москве тем более.
***
Выводы, которые я успела сделать за время пребывания в первопрестольной: летом здесь еще как-то можно жить; если хотите, чтоб вас приняли за своего, не ведите себя как дикарь или турист, не фотографируйте все подряд, не держитесь за поручни в метро и ходите с матово-равнодушной физиономией.
Впрочем, нынешняя Москва меня сильно удивила. Она стала цивилизованнее. Впервые за десятки визитов сюда, я не столкнулась с ужасами и мерзостями Казанского вокзала, нищими в переходах, с грязью и развратом тесных улиц.
Но все равно, жить долго я бы здесь не смогла. Чувство отчужденности никуда не исчезло. Я бы все равно не прижилась тут. Вот и наконец-то еду обратно, в тихую провинцию.
Свидетельство о публикации №214062302040
По крайней мере в метро и на улицах, и уж конечно на Казанском вокзале русских лиц уже не увидишь.
Это главное. Я живу на Таганке здесь два прекрасных парка, и птички поют без умолку. И тихо, хотя центр города.
Но старая, описанная и изображенная в великих произведения Москва уже ушла. Её нет и не будет уже. Этот грустно очень!
Игорь Гудзь 24.06.2014 19:33 Заявить о нарушении