Заметки на хронологии ленинградской эпопеи

Геннадий Рыбалко

Заметки аналитика на хронологии ленинградской эпопеи

1941

Первые сто дней войны


     Сутки Германия даже не пыталась бомбить Ленинград или корабли в Кронштадте (или же минами заблокировать корабли).
     Три дня Финляндия не начинала военных действий, и начала их лишь 25-го и только на своей территории – против советской военно-морской базы на полуострове Ханко.
     Эвакуация населения Ленинграда была начата через неделю после начала войны (вряд ли тогда могли подумать, что всего через 11 дней после начала войны немецкие войска, пройдя три прибалтийские республики, вступят в пределы Ленинградской области).

     На следующий день началось формирование Ленинградской армии народного ополчения. Следовательно, уже через чуть более недели стало ясно, что Ленинград придется оборонять и армейских частей для этого будет не хватать.

     А финны далеко не сразу стали наступать на территорию СССР: наступление финских войск в Карелии началось только 10 июля, случайное это совпадение или нет, но лишь когда немцы вступили на территорию Ленинградской области. (Если бы не эти 18 дней финской задержки, не удалось ли бы противнику позже отрезать город от Ладожского озера, оставив его на полное умирание...)

     Уже через 3 недели после начала войны Краснознаменный балтийский флот показал, что с ним нельзя не считаться: В сражении в Ирбенском проливе было потоплено 2 эсминца, 13 транспортов противника. А еще флотская авиация, начиная с 8 августа, бомбила Берлин (используя в качестве базового аэродром на еще удерживаемом в Рижском заливе острове).

     24 августа 39-й моторизованный корпус врага захватил станцию Чудово и перерезал железную дорогу Москва–Ленинград. Началась частичная железнодорожная блокада. Через 3 дня, в полдень, всё железнодорожное сообщение города со страной было прервано вследствие разрушения железнодорожного полотна на участке Кириши–Мга (вскоре восстановлено). Станция Мга постоянно подвергалась интенсивным воздушным бомбардировкам, и станционные сооружения получили значительные разрушения.
     Еще через 2 дня, 29 августа, войска противника захватили эту станцию, перерезав Северную железную дорогу. (Утром через станцию еще прошли последние два железнодорожных состава из Ленинграда.) Началась железнодорожная блокада.

     Но за два дня до того, утром 27 августа, уже, похоже, началась катастрофа Ленинградского фронта, созданного всего четыре дня назад: немецкие танки и мотопехота, атаковавшие позиции 48-й армии по всему фронту, вынудили ее к беспорядочному отходу (попросту говоря – армия бежала). На следующий день в полдень противник уже почти без боя занял Тосно, оттеснив части 70-й стрелковой дивизии, захватил Саблино, а к 20 часам продвинулся в совокупности за те сутки на 30 км. Это было ровно полпути до Ленинграда, от которого его теперь отделяло всего 30 км (полчаса езды на автомобиле или час танкового марша).

     Еще через два дня, 30 августа, головные дивизии 16-й немецкой армии, внезапно свернув с Московского шоссе, вышли к Неве. Таким образом враг перекрыл последние (прямой водный и железнодорожный) пути сообщения Ленинграда со страной. Менее чем за три месяца Ленинград был полностью блокирован по путям сообщения.
     И через три дня после наступления транспортной блокады были введены новые, сниженные, нормы продажи хлеба населению.

     А на следующий день катастрофа Ленинградского фронта продолжилась: отступление 23-й армии под ударами уже финских войск приобрело характер (даже против более слабой, чем немецкая, финской армии!) неорганизованного отхода (снова войска бежали!). В результате были понесены тяжелые потери в живой силе и технике. На следующий день командованию Ленинградского фронта, по всей вероятности, не оставалось ничего иного, кроме как принять решение об отводе частей армии на рубеж Карельского оборонительного района – по линии государственной границы 1939 года, т. е. до начала советско-финской войны. (Там этот участок советско-финляндского фронта и стабилизировался.)

     Ровно через неделю, 8 сентября 1941 года, немецкие войска заняли город Шлиссельбург –  оборонявшие его два полка дивизии НКВД и отряды моряков были вынуждены переправляться через Неву на подручных средствах. Регулярных частей для обороны критичного объекта не нашлось – только бывшие милиционеры да военизированные охранники (дивизия НКВД) и моряки, далекие от прозы пехотного боя...

     Так и началась блокада Ленинграда.

     Немцы "ознаменовали" начало блокады первым массированным авианалетом. На город было сброшено 12 тысяч зажигательных бомб. С явной целью сжечь город. Однако местная противовоздушная оборона была к тому времени уже настолько хорошо организована, что сделать этого не удалось.
     Так, особо интенсивно бомбили Московский район. В течении 7–10 минут на район сброшено более 5 тысяч килограммовых зажигательных бомб. Однако было зафиксировано лишь полторы сотни пожаров (таким образом, чтобы вызвать пожар, в среднем потребовалось целых три–четыре десятка бомб).
     А ведь немецкое наступление продолжалось, так зачем был поджигать город, который они рассчитывали вскоре захватить – уже 10 дней назад они были всего в 30 км от города?.. Или эти 10 дней таки показали немцам, что с наскока взять город не удастся и надо додавливать со всех сторон?..

     Реакция на начало блокады последовала через три дня: второе снижение норм продажи хлеба населению – через 9 дней после первого.

     Четырехдневная пауза, и к исходу дня 12 сентября противник занял Красное Село. Стало ли это непосредственной причиной срочного назначение Г. К. Жукова командующим Ленинградским фронтом? Во всяком случае на следующий день он приступил к исполнению своих новых обязанностей.

     Однако чудес не бывает – само по себе назначение Жукова и через 5 дней не спасло город Урицк: после, правда, уже ожесточенных боев советские части были вынуждены отойти, всё же сохранив за собою северо-восточную часть города. Так что ситуация на фронте таки начала меняться...
     Отреагировали ли немцы на это с помощью авиации или то было случайное совпадение, но на следующий день они произвели самую тяжелую за всю эпопею бомбардировку города (полтысячи фугасных и три тысячи зажигательных бомб).
     Проходит два дня и 20 сентября Жуков предпринимает... контрнаступление! В районе Московской Дубровки на левый берег Невы переправился батальон (всего-то...). Тем не менее десантники заняли Московскую Дубровку и подошли к шоссе Шлиссельбург – Ленинград, завязали бой (видно, немецкое командование не ожидало такой дерзости). Действительно ли командование обороны верило, что здесь удастся разорвать кольцо блокады или же это была демонстрация противнику, что защитники города еще способны на активные действия?.. Потому что через три дня после двухчасовой артиллерийско-минометной и авиационной подготовки фашистские войска перешли в наступление на всем протяжении фронта от Пулковских высот до Финского залива.
     Враг стремился любой ценой пробиться в тыл советских частей, стоявших на Пулковских высотах, чтобы, взяв их в окружение, лишить Ленинград большой доли его войскового потенциала.

     Однако в тот день и в следующий было сконцентрировано значительное число артиллерийских полков и наступавших встретил плотный огонь наземной да и корабельной артиллерии. Было даже разрешено перерасходовать боезапас.
     Артиллерия сделала то, что менее недели назад в Урицке не смог совершить героизм пехоты: остановила наступление шести немецких дивизий. Первый штурм твердыни на Неве был отбит.


Рецензии