Архитектура Одессы 2п. ХIХ в. Модерн

В конце 19 века, примерно в 90-х годах, в Одессе появились сооружения, архитектурный облик которых во многом был избавлен от подражательности историческим формам. Этот период был ознаменован органической целостностью, стремлением к созданию "большого стиля". Однако, это не означало, что модерн изобрел новые архитектурные формы. Он активно пользовался давно известными образцами, но заимствование шло по осознанной стилизации элементов первоисточника. Внедряясь в архитектуру Одессы, модерн встречал упорное сопротивление со стороны укоренившихся традиций эклектики   Его новая, более прогрессивная программа была принята лишь в первом десятилетии нового века.
Архитектура модерна требовала больших строительных площадей. Одесса же, находясь в кольце девалановского плана, могла предоставить их путем решительной реконструкции улиц и периферийных зон. Интенсивно сносились старые обреченные строения и на их месте вырастали многоэтажные гиганты. Главная роль модерна - его пространственно-преобразовательная способность. Наиболее ярко она проявилась в организации уличных перекрестков, которые "заковывались" в величественные фасады модерна, создавая тем самым абсолютно законченную композицию улиц. Новая архитектура с наличием в ней больших арочных и прямоугольных оконных проемов осуществляла связь внутреннего пространства здания с улицей. Восприятие архитектуры шло как бы изнутри сооружения. Среди построек такого типа жилой дом по улице Чичерина 8, где угловой фасад оформлен огромным арочным проемом окна-витрины, которое занимает весь первый этаж; фасады бывших салон-магазинов по улице Карла Маркса превращенные в сплошные остекленные витрины, сквозь которые просматривается двухэтажный интерьер магазина. Арка, как композиционно-декоративный элемент, очень характерна для модерна. В Одессе она использовалась довольно часто и ее популярность, видимо, была обусловлена пластической особенностью традиционного для города строительного материала - камня ракушечника. Формы арок варьировались в зависимости от общей композиции зданий и главных зрительных акцентов. Так, например, жилой дом по улице Островидова 97 имеет сложное решение подобных арок, которые несут не только декоративную нагрузку, но и, располагаясь по вертикали, акцентируют центральную часть, высоту, парадный вход. На углу улицы Ярославского и Свердлова возвышаются трюхэтажные производственные корпуса, построенные в 1892 году архитектором У.Зеленским. Здесь интересны живописные сочетания каменных и стеклянных плоскостей, экстравагантный растительный декор.
Модерн в Одессе представлен так же обилием декоративных решеток, являющихся истинным украшением многих архитектурных сооружений. Они применялись для ограждения балконов, особняковых комплексов, скверов и парков, зарешетчивания окон нижних этажей. Особенно привлекательно чугунное литье ворот и входных парадных решеток. Их кружевная вязь, оригинальность сквозных узоров, а главное, история - еще ждут своего исследователя.
в пределах архитектуры модерн проявился в сложившейся сумме определенных приемов и форм. Гнутые, перетекающие линии, сочетание разнофактурных материалов, живописность архитектурной композиции, принцип орнаментации на плоскости - признаки модерна, придающие ритмику и динамику формам. Город отразил интересные, порой противоречивые черты эпохи, в которую закладывались ныне бытующие представления о красоте и гармонии. Архитектура, благодаря своим специфическим особенностям, обладает счастливой возможностью сохранить их для потомков.

1988г.
Продолжение:


Рецензии