Король Генрих VI Часть первая, 1-3

АКТ ПЕРВЫЙ
СЦЕНА ТРЕТЬЯ

Лондон.  Перед Тауэром.

(Входят герцог Глостер со слугами, облачёнными в синие одежды.)

ГЛОСТЕР:
Настало время башню осмотреть,
Кто, как не я, порядок должен бдеть?
В межвластие хищения возможны,
И мы должны быть очень осторожны.
А что же сторожа в округе не видать?
Я – Глостер и велю вам открывать!

ПЕРВЫЙ СТОРОЖ (за сценой):
Кто так настойчиво стучится?

ПЕВЫЙ СЛУГА:
То герцог Глостер.
Смею поручиться.

ВТОРОЙ СТОРОЖ (за сценой):
Да кто бы ни был, ни по месту прибыл.

ПЕВЫЙ СЛУГА:
Прошу, паршивец, споры прекратить!
Как ты с гарантом смеешь говорить?

ПЕРВЫЙ СТОРОЖ (за сценой)
Пусть обождёт. От лорда не убудет.
Кто нас за службу верную осудит?

ГЛОСТЕР:
Кому вы служите? Командую здесь я!
Всё подо мной в стране: и море и земля.
«Ворота снять!» - приказываю вам.
Не к месту герцогу устроенный бедлам!
(Слуги Глостера бросаются к воротам. За  ценой слышится голос лейтенанта Вудвайла.)

ВУДВАЙЛ (за сценой):
Кого здесь? За что нас проклинают?
Что за предатели снаружи осаждают?

ГЛОСТЕР:
Не лейтенант ли на моём стоит пути?
Открой ворота, Глостера впусти.

ВУДВАЙЛ:
Прошу, почтенный герцог, извинить,
Здесь не меня вам следует винить.
Винчестер, всем известный кардинал,
Распоряжение строжайшее мне дал,
Ступить сюда не может ни один:
Ни вы, ни ваша свита, господин.

ГЛОСТЕР:
Надменного прелата выше ставишь?
Да этим ты навек меня ославишь!
Я слушать не желаю ничего!
Покойный Генрих не терпел его.
Ты – недруг королю теперь  и богу,
Как пса тебя я вышвырну с порога.

ПЕРВЫЙ СЛУГА:
Открой ворота! Либо их сломаем.
Как это сделать, комендант, мы знаем!

(К Гаранту, стоящему у ворот Тауэра, выходит Винчестер в сопровождении команды, облачённой в тёмно-жёлтые кафтаны.)

ВИНЧЕСТЕР:
Чем Хамфри наглому могу я угодить?

ГЛОСТЕР:
Не ты ли, лысый, запретил входить?

ВИНЧЕСТЕР:
Запрет – от посягания лекарство,
Какой гарант ты королю и царству?!

ГЛОСТЕР:
А ну-ка прочь! Предатель и притворщик!
Противу Генриха и власти заговорщик.
Ты в шляпе кардинальской блох разводишь,
А проституток в ранг святых возводишь.

ВИНЧЕСТЕР:
Ты отступи!
А я не сдвинусь с места!
Убьёшь? –
Умру я на устах с протестом.
Как некогда в Дамаске близ окраин,
Угробил Авеля бездушный братец Каин.

ГЛОСТЕР:
Нет! Не убью, а вышвырну отсюда,
В кровавой мантии заблудшего Иуду.

ВИНЧЕСТЕР:
Посмеешь к мантии притронуться моей,
Без бороды останешься своей!

ГЛОСТЕР:
Ты волоска не стоишь моего!
Меч наголо!
Ребята, бей его!
Простит святое место этот бой,
Кафтаны синие, на жёлтые за мной!
Ты бородёнку, поп, побереги,
Хватай колпак, задрав штаны беги.
Тебе здесь Римский Папа не поможет,
Не сохранишь ни мантии, ни рожи!

ВИНЧЕСТЕР:
Запомни, подлый ненавистный Глостер:
Ты пред папой не отделаешься просто!

ГЛОСТЕР:
Запоминай-ка ты, Винчестер гусь!
Ни папы твоего, ни мамы не боюсь.
От своры той становится невмочь!
Верёвку в руки! Выдворяйте прочь!
В сутане алой не овца – а волк,
Гоните и его, и рыжий полк!

(В момент суеты, когда люди Глостера избивают свиту кардинала, появляется мэр Лондона с офицерами.)

МЭР:
Здесь – не базар, не место для аврала,
И рушить мир вам, лорды, не пристало.

ГЛОСТЕР:
Не мир я рушу – строю справедливость,
Сей поп забыл и честность, и стыдливость.
Я возмущаюсь сволочью не зря:
Мнит из себя он бога, и царя!
Он праву, справедливости не внял,
И самовольно Тауэр занял.


ВИНЧЕСТЕР:
Согражданам внушает Глостер страх,
И миру, и религии он враг.
Задумал обложить людей налогом,
А прихожан поссорить в церкви с богом.
Желает Тауэр немедля захватить,
Чтоб всех сторонников своих вооружить,
Богатства силою военною умножить,
Занять престол, а принца уничтожить.

ГЛОСТЕР:
На эти речи
Я мечом отвечу.

(Снова схватываются.)

МЭР:
Одно мне только, лорды, остаётся:
К закону всех бойцов призвать придётся.
А ну-ка, офицер, иди сюда!
Кричи-ка им решение суда.

ОФИЦЕР:
Закон неписаный гласит:
«Кто здесь с оружием стоит,
Должны быть осторожны,
Мечи упрятать в ножны,
Вести себя достойно,
И разойтись спокойно.
Кто короля гневит и бога,
Сюда тому заказана дорога».

ГЛОСТЕР:
Любой закон достоин послушания.
Спор – впереди. До скорого свидания.

ВИНЧЕСТЕР:
Беги! Беги!
И голову свою побереги.

(Глостер и Винчестер расходятся со своими командами в разные стороны.)

МЭР:
Прошу внимательно весь берег осмотреть,
И чтобы Тауэр не знал скандалов впредь!
О, господи, дворяне, как собаки,
Охочие до споров и до драки!
Я сам уже не дрался сорок лет,
Где здраво мыслят, ссорам места нет.

(Уходит.)


Рецензии