И никаких тамплиеров. Часть первая

                Статья в трех частях.               
                +++++++++++++++++++++++++++
Иллюстрация - «Памятные кресты»:
1. Надкладезная часовня Свято-Данилова м-ря, постройка конца 20-того века. Памятный крест возле часовни того же времени, в честь 1000-летия Крещения Руси.
2. Алексеевский крест, 14 век, Новгород, собор Святой Софии.
3. Памятник в виде ополченского креста, установлен  в честь 200-летия победы в Отечественной войне 1812-того года. Москва, район Зябликово.
4. Крест тамплиеров (темпларский) – с уширенными концами, красный на белом фоне.Цвета тамплиеров белый-красный-черный.
5. Бронзовый памятный крест в честь победы 1242 года в Ледовом побоище, установленный на месте битвы в 2006 г. Восточный берег Чудского озера, село Кобылье Городище Псковской обл.
     Фото № 1 сделано автором, июнь 2014.

                +++++++++++++++++++++++++++
В качестве эпиграфа:
 
«Цель информационной диверсии одна: поддержать в обществе мифы, не соответствующие исторически реальному прошлому, героическому и трагическому одновременно».
                Юрий Бегунов. «В защиту русской истории». 2011г.

«Дело в том, что мы наблюдаем отсутствие элементарных исторических знаний».               
                В.А. Захаров. «История Мальтийского ордена».
                Добавление 3. «Самозваные ордена». 

                +++++++++++++++++++++++++++
                Содержание Части первой.

1. Явление нашего времени - альтернативная история. 
2. Тамплиеры в Москве - расследование – в целом.
3. Орден тамплиеров. Западная Европа. Общие сведения.
4. Тамплиеры на Руси и в Москве - расследование – в деталях (начало).
          4.1. Основание ордена – русский след, которого не было. 1199 год.
          4.2. Богородица – заступница Руси. Князь Андрей Боголюбский. (1111 — 1174).

Использованные при работе над данной статьей материалы указаны
в приложении к Части третьей.
         
                +++++++++++++++++++++++++++               
                1.  Явление нашего времени - альтернативная история. 

    В последние годы и в настоящее время в российской публицистике весьма активно муссируются новые взгляды на историю нашей страны. Это течение получило название альтернативной истории. Создатели и пропагандисты весьма смело обращаются с историческим материалом и отрицают прежние ориентиры - от дат до мест действия, от имен исторических лиц до мотиваций их поступков. Общее впечатление созданной ими картины – все поставлено с ног на голову, причем в самом буквальном смысле.

    Основой такого подхода является утверждение, что история была переписана и даже переделана в материальном смысле Романовыми в 17 веке, а может быть, это произошло еще раньше, в 16 веке, когда ее переписал и переделал Иван Грозный (если только он сам не является вымышленным персонажем). Разумеется, в это черное дело внес свой вклад советский период.          

    Течение сделалось модным. Читать историков старой ортодоксальной школы с точки зрения представителей самой, так сказать, продвинутой передовой интеллигенции ныне – это стыд и срам, говорить о старых исторических ориентирах – невежество. В статьях современных публицистов, посвященных этому вопросу, часто встречается прием эмоционального давления на читателя, который можно свести к следующему: «Если вы умные, то воспримете новшество, а если дураки (совки, ватники и т.п.), то о чем с вами разговаривать».

Стоит отметить, что ортодоксальная школа ведет себя вяло, не отстаивая истрепанные многими бушевавшими вихрями многих лихолетий знамена или делая это недостаточно громогласно и энергично, между тем как новое воинство заявляет о себе себя весьма уверенно и напористо. Любопытно также, что, судя по всему, спонсирование альтернативщиков осуществляется бесперебойно и в достаточном размере, в связи с чем их публикации весьма распространены.
   
     Мир альтернативной истории разнообразен и красочен, как мир игровой стратегии, но некоторые вещи бросаются в глаза довольно быстро. Например: в качестве доказательств новых неожиданных построений постоянно наблюдается спекуляция на созвучиях названий и имен, например: Волхов-Волга, Калка-Куликово, Болдино-Балдуин и так далее. Отдельное внимание уделяется и без того сложным взаимоотношениям, которые существовали между русскими княжествами и Золотой Ордой, в результате чего вопрос в дополнение к своей уже упомянутой сложности приобретает черты абсурда и хаоса одновременно.

Летописные цитаты часто выхватываются из контекста и подаются отдельно, значение исторических памятников либо занижается, либо неоправданно выводится на первый план. Шумиха вокруг Радзивилловской (она же Кенигсбергская) летописи была раздута немалая, между тем оказались проигнорированы другие древние  раритетные документы, хотя сравнение текстов устраняет некоторые искусственно созданные проблемы и искусственно же сделанные открытия.       

    Чтобы хоть немного разобраться в нагромождении неожиданных доводов и выводов, а тем более заподозрить в них слабинку, нужно обладать некоторыми знаниями в этой области, а кроме того вообще дать себе труд проверить лично хотя бы некоторые из них,  порывшись в книгах и в Интернете.

Но дело в том, что заниматься этим большинству людей просто некогда. Получается беспроигрышный вариант: если вы не дурак (не совок, не ватник) и не отстали от времени, вы будете с передовой частью читающего и думающего общества (то есть с нами) и просто уверуете в новую концепцию, как в единственно правильную.

    Создатели альтернативной истории, выступающие как соавторы – А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский. Диапазон их публикаций весьма обширен и захватывает многие места и времена, основанием для предпринятого ими колоссального труда по переписыванию истории (отечественной и мировой) служит схема «новой хронологии», которую они разработали. Фоменко и Носовский активно разоблачают вражеские козни Запада, ведущего против славянского Востока информационную войну, однако делают это так неуклюже, что приносят делу больше вреда, чем пользы.    

     Прозвище альтернативщиков в обиходе (присвоенное им не подпавшими под их обаяние людьми) – хренологи (от «новая хронология») либо Фом-дружина (по фамилии главного идеолога и основателя движения – Фоменко). Неуважительно, да что поделать – заслужили.

    Автор, занявшийся поисками следов западных рыцарей на русской земле – Д.Н. Зенин. К 850-летнему юбилею Москвы (1147 – 1997 гг.) он преподнес любимому городу подарок в виде статьи «След тамплиеров», где любезно оповещал о новой сенсации, которую можно выразить фразой «Москву нам созидали тамплиеры».  Далее последовали другие его работы, подхваченные другими публицистами. 
    В отличие от Фоменко – Зенин убежденный «западник», по его мнению без западных рыцарей на Москве с мертвой точки ничего бы не сдвинулось.

    Так как моим основным вдохновителем в  деле создания данной статьи выступил именно Зенин, то его выкладки и будут разобраны мной подробно. Блистательных теорий Фоменко и Носовского я коснусь только в части, относящейся к Куликовской битве, - поскольку тут две теории накладываются одна на другую, создавая неописуемую по своей живописности композицию.   

                +++++++++++++++++++++++++++

                2. Тамплиеры в Москве - расследование – в целом
                или         
                открытие альтернативного историка-любителя.

      Автор версии о присутствии тамплиеров - Зенин Дмитрий Николаевич, историк-любитель.
      Статьи: «След тамплиеров в московской Руси», «Все дороги ведут в Рим», «Тамплиер Андрей Боголюбский». «След тамплиеров» можно также найти под другим названием: «Тамплиеры – строители Московского государства».

      Статьи Зенина отличаются краткостью и категоричностью, некоторые приводимые в качестве доказательства факты он  вкратце подтверждает указаниями на летописные сообщения, которое трактует весьма вольно, в отрыве от контекста, либо же предлагает прочесть с учетом его личного взгляда на происходящее, смело исправляя первоисточник, - а некоторые свои выкладки и даже цитаты оставляет вообще без подтверждения. Статьи Зенина не имеют заключительной части со  ссылками на источники. Поэтому проверить некоторые его заявления не представляется возможным.

      Свои статьи Зенин понимает как «… Исследование о роли и месте тамплиеров в становлении Московского Государства» (статья «След тамплиеров»).
      Зенин: «никто никогда толком не объяснил, почему именно на Москве остановила история свой поиск столицы Российского государства, а не на Киеве, Владимире, Твери, Рязани, Ростове, Суздале, Новгороде... или к примеру Владимире-Волынском. … Чтобы стать столицей государственного образования, у Москвы не было никаких объективных предпосылок!» (Статья «След тамплиеров»)
      «…применительно к родной столице можно смело говорить о Московском феномене. Великое Княжество Московское в полном смысле слова возникает сразу, из ничего, на пустом месте. У Москвы нет ничего, за ней не стоит традиция, у нее нет ни материальных, ни людских ресурсов; тем не менее, на глазах одного поколения людей, с 1307 года по 1340 год, Москва из скромного, захудалого удела превращается в Великое Княжество!» (статья «Все дороги ведут в Рим»)               


      Особенно вот это отлично звучит: «никто никогда толком не объяснил». Работы многих  маститых историков, занимавшихся этим вопросом со всем профессионализмом, видимо, не в счет. И насчет традиций тоже хорошо сказано – за Москвой не стояла традиция. Хотя догадаться о том, что речь идет о традиции верховной власти, сложности не составляет, почему-то при прочтении данной фразы остается впечатление, что речь идет о чем-то большем и что не в счет идут также и складывавшиеся веками обще-национальные, обще-русские традиции. «У Москвы не было ничего», - утверждает Зенин. Пустошь посреди Средне-Русской возвышенности, вот такое невозделанное безлюдное поле. 

      Зенин пишет о себе, что он москвич. Однажды в старые времена москвичи побили прямо на улице архитектора Василия Баженова за то, что он собрался перестроить Кремль, покусившись на святое. Почему Зенин думает, что ему повезет больше, чем Баженову? Или он наивно полагает, что, кроме него, москвичей в Москве не осталось? И за традиции нынче никто не стоит?   

      При прочтении статей Зенина остается угнетающее впечатление  русского национального убожества и невежества, поскольку он прямо утверждает, что многие деятели русской истории – бледные личности, не представляющие из себя абсолютно ничего и занимавшиеся какой-то ерундой, какими-то войнами, к примеру. В лучшем случае они могли действовать как исполнители.

Если же личность никак не может быть классифицирована как бледная (Александр Невский, Сергий Радонежский), то о таких неудобных персонажах Зенин не говорит ни слова. Роль русской православной церкви в становлении русского государства, являвшейся связующим звеном связующим звеном во время междоусобных войн и идеологическим вдохновителем единства и обороны против внешних агрессоров, игнорируется полностью.

Русской церкви как бы вообще не было – была церковь, созданная духовным рыцарским братством тамплиеров. Если посмотреть на это дело с другой стороны, то тамплиеров мы и принимали до сих пор за русскую церковь, – то есть мы снова заблуждались, а кроме того, нас снова обманули.    

     Самое противное во всем этом то, что нам в самом деле снова нагло лгут, – нам лгут господин Зенин и иже с ним.

        Итак, что же рассказал нам Зенин:
- рыцари католического духовно-рыцарского ордена тамплиеров (осн. 1119 г.) появились на Руси и в частности именно в Москве, которую они избрали своей резиденцией, очень скоро после того, как был создан орден (практически сразу же);
- вероятно, орден был создан русскими для русских, хотя и в Палестине, и под эгидой Рима  (1107 год);
- первым магистром ордена тамплиеров был сын дочери Ярослава Мудрого, Анны Ярославны, королевы Франции, родившийся в ее втором браке с графом де Крепи; 
- великий князь Андрей Боголюбский был тамплиером;
- особое отношение на Руси к Богородице как к своей заступнице – привнесено тамплиерами;
- своим названием Москва обязана тамплиерам;
- зимой 1238 года рыцари обороняли Москву от татар хана Батыя, поскольку московский воевода Филип Нянко, упомянутый в летописи  – это на самом деле рыцарь-тамплиер Филипп из Нанси;
- согласно прямому сообщению Ипатьевской летописи (раздел Волынский летописец), князь Даниил Романович Галицкий воевал за город Дорогичин с тамплиерами, март 1238 года; 
- снова тамплиеры появились в Москве во времена юности князя Даниила Александровича (годы жизни 1261 – 1303 гг.), младшего сына Александра Невского и основателя московской династии (Невский умер в 1263 году, рыцари начали свою повторную московскую деятельность якобы где-то в 1270 году);
- на базе Свято-Даниловского монастыря тамплиеры основали отделение своего ордена, рыцарем которого был и сам Даниил (якобы с 1281 года, когда он, как считает Зенин, прошел посвящение);
- герб Москвы – изображение Георгия Победоносца, согласно Зенину, восходит к  символике тамплиеров;
- после разгрома и уничтожения ордена в Западной Европе в 1307 году уцелевшие тамплиеры вывезли сокровища ордена водным путем на Русь, где их встретил сын Даниила Александровича – Юрий;
- рыцарям-католикам легче всего было скрыться от дальнейшего преследования именно на православной Руси, где они уже имели свою базу;
- святой Грааль хранился в Москве;
- прочие остатки ордена обрели пристанище в Литве, а затем в связи с осложнением ситуации в этом регионе тоже перебазировались в Москву (это уже время Ивана Даниловича Калиты, правление 1325-1341);
- в связи со всеми этими обстоятельствами князь Дмитрий Иванович Донской (1350- 1389), победитель в Куликовской битве (1380), получил возможность развить бурное строительство и создать могучее войско, причем главными его советчиками и помощниками всегда и неукоснительно являлись тамплиеры;
- герои Куликовской битвы Пересвет и его брат Ослябя – тамплиеры.   

    Основная мысль: на базе богатств, знаний и опыта орденских рыцарей-тамплиеров стало возможно возвышение Москвы. 
    Основной вывод: без тамплиеров Московского государства не было бы вообще.

    Зенин, статья «След тамплиеров»: «Вывод, что тамплиеры стали катализатором в создании нового евразийского государственно-административного объединения со столицей в Москве, скреплённого строгой структурой орденского подчинения и неразрывным союзом духовной и светской власти, был бы вполне правомочен.»

       Вот так, господа. Хотите режьте, хотите ешьте.

                +++++++++++++++++++++++++++

                3. Орден тамплиеров. Западная Европа. Общие сведения.

    Духовно-рыцарский орден, основан в Святой Земле после Первого Крестового похода в 1119 году французскими дворянами, - основан или вскоре после ордена госпитальеров (ныне Мальтийский), 1099 год, или почти одновременно с ним. Просуществовал официально до 1322 года, хотя разгрому подвергся ранее – в 1307 году.   
    Название: Бедные Рыцари Христа и Храма Соломона.   
    Расхожее общеупотребительное название – тамплиеры или храмовники (фр. «templiers» от «temple» — храм). 
    Как и все духовно-военные ордена, орден тамплиеров подчинялся напрямую папе римскому, за счет военной силы и умелого хозяйствования стал очень богат, имел свои отделения во многих западно-европейских странах, а главную резиденцию в Париже (замок Тампль).
    Девиз: «Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему воздать Славу!»
    Знамя - двухцветное черно-белое, «босеан».  Клич – босеан.
    Символика (основная и широко известная). Два рыцаря на одном коне (символ бедности). Крест тамплиеров (темпларский) – две равные перекладины с расширяющимися лопастями, создающими восемь концов. Рыцари носили белый плащ с красным крестом на левом плече. Начертания креста в разное время было немного различными.
    Герб – исследователи приходят к выводу, что герба как такового у рыцарей не было. Были опознавательные символы, перечисленные выше.
    Цвета ордена: белый-красный-черный.
    Идеологом духовно-военных монашеских орденов и автором устава тамплиеров стал французский монах святой Бернард Клервоский (1091-1153), вдохновитель Второго крестового похода на полабских славян. Он же покровитель ордена тамплиеров. Устав ордена тамплиеров брался за основу уставов всех подобных орденов, сочетал в себе принципы монашеского существования и вооруженной борьбы за христианские идеалы.   
    Хранение святынь. Считается, что тамплиеры охраняли Истинный Крест, терновый венец, голову святого Иоанна Крестителя и тело святой Евфимии Халкедонской, а также -   таинственный святой Грааль. Описания святынь у разных авторов немного разнятся между собой. 

    Первоначальная деятельность ордена тамплиеров протекала в Палестине, там были заложены основы их богатств, которые могли сохраниться и увеличивались в дальнейшем благодаря их организованной военной силе.
    После того как пала Акра, последний оплот христиан на Востоке, тамплиеры поневоле решили покинуть Святую землю и перебазироваться в Европу. Их главной резиденцией стал замок Тампль в Париже, построенный в 1222 году. На настоящий момент от древнего сооружения уцелели только фрагменты, однако известно, что внутренний двор был выложен квадратными мраморными плитами цветов тамплиеров – белыми и черными – подобно шахматной доске. В Европе тамплиеры активно занялись финансовой деятельностью, первыми разработав и внедрив принципы банковской системы. Их мощные замки, обеспеченные надежной охраной, представляли собой нечто вроде банковских сейфов. В Тампле хранилась казна Франции, по поручению короля тамплиеры также занимались взысканиями налогов.
   
    Уровень авторитетности и, соответственно, возможный уровень доверия к орденским рыцарям со стороны окружающих. В Прибалтике тех лет сложилась пословица, относившаяся к тевтонам: «Запирай дверь от орденских рыцарей». В Западной Европе бытовали другие пословицы: «пьет как тамплиер» и «ругается как тамплиер». Вряд ли они не были известны на Руси. Как видим, популярностью среди населения ордена, мягко говоря, не пользовались.

    Правда, в 19-том веке во Франции была сделана попытка объяснить, что пословицу про тамплиеров либо неправильно произносили, либо неправильно поняли. Однако на ум сразу же приходит, что дыму без огня не бывает. 

    Тут, наверное, уместно будет сказать о том, что из себя представлял уровень знаний и образования членов ордена. Легенды делают из каждого тамплиера носителя какого-то особенного научного и (или) сакрального знания, но так ли это было на самом деле? К сожалению, мы знаем о внутреннем устройстве и быте тамплиеров маловато, чтобы делать выводы. Однако правомочно будет провести параллели между этим орденом и другими родственными ему организациями – именно потому, что они были родственными.

Перед орденом тамплиеров был основан Мальтийский, после него – Тевтонский. Причем часть тамплиеров после падения их ордена влилась именно в Тевтонский орден, а о нем  известно достаточно. Каждая часть орденского братства обладала тем запасом опыта и имела то образование, которая ему полагалась – ни в коем случае не больше. Например, грамотность являлась прерогативой орденских священников, они писали хроники и вели прочую документацию, - но они не были рыцарями. А воинов-рыцарей грамоте учить было запрещено. Рыцарь обязан был знать только одну простенькую молитву – и все. Ему следовало воевать, а для этого нужны не мозги, а сила и фанатичная смелость.

Первой задачей ордена тамплиеров также было воевать, отстаивая с мечом в руках христианские идеалы. Именно война дала ему его богатства – еще там, в Палестине. Конечно, в руководстве орденов имелись люди умные и образованные, вершившие делами, однако после разгрома, который стал уделом ордена тамплиеров в 1307 году, вероятность того, что уцелели именно его сливки, его мозговой потенциал, невелика, – магистр и генералы были схвачены и уничтожены.   

     Когда говорят о тамплиерах, обычно вспоминают роман Вальтера Скотта «Айвенго» (1819 г.), среди героев которого видное место занимает рыцарь-тамплиер Бриан де Буальгибер, и это герой отрицательный, не почитающий устав собственного ордена и наплевательски относящийся к рыцарским идеалам чести и справедливости.

Сейчас, когда тамплиеров склонны оправдывать задним числом, об этом обычно говорят, что на романиста оказала влияние давняя негативная характеристика, данная тамплиерам папами, превратившая   братьев-рыцарей в преступников и еретиков. Но ведь к моменту написания романа Англия давным-давно избавилась от власти пап, там к католической пропаганде не относились с доверием. Почему же нам не отнестись с доверием к симпатиям и антипатиям англичанина, пусть романиста, но человека по крайней мере образованного? Ссылка на литературные произведения - не самый весомый аргумент, ее можно бы было и не приводить.

Однако литература, даже романтическая, с одной стороны, отражает общественное мнение, а с другой стороны, помогает ему складываться. К тому же романы Скотта предшествовали работам некоторых историков его времени, чему имеются подтверждения.

    Орден пал неожиданно, - из чего можно сделать вывод, что могущество тамплиеров было все же далеко не беспредельным, так что не стоит впадать в преувеличения. 
    В результате сговора папы Климента V и короля Франции Филиппа IV Красивого 13 октября 1307 года (проклятая дата - пятница, тринадцатое) в ходе массовых арестов почти все рыцари-тамплиеры во Франции и в их комтурствах в других странах попали в застенки и были обвинены в ереси (а кроме того еще в массе всяческих преступлений – по 127 пунктам обвинения).

    Истинные причины гонений, предположительно: огромный долг короля перед орденом; растущее могущество ордена, угрожавшее власти короля; король просто хотел поживиться за их счет, - а также не исключена совокупность всего перечисленного. Папа во всем этом деле выступал как вторичное лицо, находясь под влиянием и давлением короля.   

    Совсем недавно Ватикан (27 октября 2007 года) обнародовал и выставил на продажу копии материалов, касающихся процесса над тамплиерами ( в современной публицистике по этому поводу высказались в том смысле, что папы продали тамплиеров дважды). В частности, выяснилось, что в 1308 году папа Климент V попытался дать задний ход и принял покаявшихся тамплиеров в лоно церкви, однако документ тогда не получил ни гласности, ни силы. Тамплиеры были уничтожены, причем  великого магистра ордена Жака де Моле и командора Гийома де Шарнэ сожгли - в предместье Парижа 18 марта 1314 года. С костра магистр проклял короля и папу (которые вскоре и умерли на самом деле). Во Франции было сожжено 72 тамплиера, в других странах – точное число не установлено, но жертвы были.

    Всего историки на момент катастрофы насчитывают порядка 20 тысяч людей ордена, но самих рыцарей было гораздо меньше. Согласно данным ареста во Франции - 538 рыцарей и на Кипре — 75. На Майорке при сопротивлении аресту погибли все рыцари – 25 человек.

    Судьба уцелевших тамплиеров:
Англия – заточение в монастырях.
Шотландия – предоставила убежище бежавшим из Англии и, возможно, Франции.
Германское отделение ордена – вошло в состав Тевтонского ордена.
    В Португалии – тамплиеры были оправданы, продолжали существовать, лишь поменяв  название ордена на «рыцарей Христа», но сохранив символику – восьмиконечный крест.

    Средневековье оставило нам любопытный документ - «Метрическую хронику» Жоффруа Парижского, охватывающую события с 1300 по 1316 год. Жоффруа был свидетелем казни Жака де Моле в 1314 году. Он очень подробно описал проклятия великого магистра, которые тот посылал королю Филиппу IV. Упоминались и вывезенные из Франции сокровища. Хроника сохранилась в единственном экземпляре, была изучена французским историком Бюшоном и впервые издана в 1872 году. 

    Но, видимо, сведений, которые сообщала хроника, многим показалось недостаточно. Вокруг уничтоженного ордена тамплиеров создалось огромное количество легенд. Его богатство, его святыни, его тайны – все стало вопросами для изучения и пищей для воображения. В наше время  сенсации растут как грибы под дождем. 

    Цитата из статьи Леонида Сабинина «Об исторической преемственности Тамплиеров современности» (в этой статье суммированы основные выкладки Зенина): «Орден Тамплиеров не был ликвидирован и продолжил свою историю, как явно (в Португалии), так и скрытно в других странах.  О чём свидетельствует опубликованный в 1804 году документ – Хартия Лармениуса (хартия передачи). Написал его Жан-Марк Лармениус, являющийся приемником Жака де Моле. После Лармениуса данный документ подписывал каждый последующий Великий Магистр.»

    Ниже будет изложено, почему документ, выплывший на свет в 19-том веке, не может считаться безусловным и неопровержимым свидетельством тайного существования реально разгромленного ордена. 

            Пока же можно ограничиться следующим замечанием:
        «Так и не проясненные до конца обстоятельства гибели тамплиеров в XIV веке дают простор для околонаучных интерпретаций, откровенных фальсификаций и вольных трактовок… » Газета «Известия» 2007 год.    

                +++++++++++++++++++++++++++

                4. Тамплиеры на Руси и в Москве – расследование - в деталях.

                4.1. ОСНОВАНИЕ ОРДЕНА –
                РУССКИЙ СЛЕД, КОТОРОГО НЕ БЫЛО. 1199 ГОД.

    Связи древней Руси с соседними странами поражают обширностью, разветвленностью и разнообразием. Заключались многочисленные династические браки представителей русских и зарубежных знатных семей, русские купцы где только не побывали, княжеские послы находились при европейских дворах, дружины участвовали в освобождении Гроба Господня.

    Что из этого следует? Русь в то время (10-12 века) подверглась сильнейшему влиянию европейского Запада? Или Запад подвергся сильнейшему влиянию русского Востока? 

    «В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны», - написала в 1051 году своему отцу, великому князю Ярославу Владимировичу Мудрому его дочь Анна Ярославна, приехавшая во Францию, чтобы обвенчаться с французским королем и стать французской королевой.  Средневековая Франция была  варварской страной, неприятно поразившей своим убожеством культурную русскую княжну.


    Помимо торговых устремлений, людей толкали в путешествия устремления религиозные – а также просто желание поглядеть мир. Верующие христиане стремились посетить соборы Константинополя, а Крестовые походы открыли им доступ и в самый Иерусалим. Множество паломников мечтали увидеть святые места Палестины.

В дальние края отправлялись не только мужчины, но и женщины, что свидетельствует о доступности паломничеств даже для представительниц слабого пола. Из летописей известно, что в Иерусалиме побывали знатные женщины из знаменитых княжеских семейств. В Константинопольской Софии молилась сестра Владимира Мономаха Янка. Возможно, Иерусалимский храм Воскресения видела жена Мономаха, английская принцесса Гита Гарольдовна. Святая Ефросинья Полоцкая, внучка Всеслава Чародея, окончила свой земной путь в окрестностях Иерусалима, в  Феодосийском монастыре. Герой новгородских былин Василий Буслаевич совершенно не случайно отправился замаливать свои многочисленные грехи в Иерусалим – вполне в духе времени.

Насколько массовыми были подобные дальние странствия уроженцев обширной Русской земли, говорит тот факт, что ими были обеспокоены сами церковники, поскольку духовные пастыри отнюдь не впадали в восторг по поводу религиозного рвения своей неугомонной, энергичной, предприимчивой паствы и старались удержать ее на месте увещеваниями, объясняя, что путешественник - по существу бездельник, что он теряет дорогое время и силы, которые правильнее использовать на созидание материальных благ, на пользу себе, своим родным, своему князю и своей церкви, а молиться-то богу ведь и дома можно!

Но напрасно - любознательность, страсть к путешествиям всегда были свойственны русским  людям… пока бурлила жизнью огромная мощная артерия пути «из Варяг в Греки», святыни полуденных стран были вполне доступны для посещений и новгородцам, и псковичам, и полочанам, и ростовцам с суздальцами, и киевлянам, и черниговцам… далекое казалось близким…

    По пути следования паломников возникали центры, где они могли остановиться, найти  приют и помощь. Чаще всего эти центры получали оформления в виде монастырей. Некоторые из них, имея вековую историю и традиции, сохранились до наших дней.

    В XI веке русский православный монастырь Святого Пантелеимона (Руссик) возник на Святой Горе Афон – полуострове, который согласно христианской легенде, почтила своим личным присутствием сама Божья Матерь. Земля, по которой ступала нога Богородицы, была еще в VII веке передана императором Константином монахам. И вот на ней вполне закономерно поселились и обосновались русские иноки…   

    Да, да, русские люди не сидели на месте, они ездили, они активно участвовали в событиях своей эпохи, они ввязывались в политические и военные авантюры, - они жили полной жизнью, ничего не боясь и не нуждаясь в поводырях по бурному морю истории.    
   
    Зенин в статье «След тамплиеров» ссылается на рукопись «Даниила –игумена земли Русской», где описывается его путешествие в Святую Землю, его встреча с королем Балдуином и находившейся в Иерусалиме «дружиной новгородской», жившей в то время  в некоем монастыре вроде бы прямо на месте храма Соломонова (и сразу вспоминается новгородец Василий Буслаевич, которого в Палестину занесло похвальное желание покаяться в грехах).

Этот факт – не про Буслаева, а про игумена Даниила - преподносится почему-то как из ряда вон выходящий и приравнивается к неопровержимому свидетельству теснейших связей русских с тамплиерами, орден которых возник в Иерусалиме. А что, собственно, из того, что русский игумен путешествовал в Палестину и встретил там земляков, которые жили в каком-то монастыре возле храма или на месте храма? Где-то им надо было жить. Возможно, они платили за постой нищим тамплиерам – потому что те в то время были еще нищими, иначе не ездили бы по двое на одной лошадке. А впрочем, нет, вряд ли, - тамплиерам позволили только жить возле храма, они не являлись его полными хозяевами.
 
    Однако Зенин считает, что все было куда таинственней, загадочней, глубже и символичней. И имело совсем другие причины и последствия, чем это может показаться непосвященному при знакомстве с материалом. Хотите стать посвященным? Так внимайте!

    Зенин, статья «След тамплиеров»:  «Тогда-то и состоялся визит в Иерусалим знаменитого игумена Даниила - Русского Игумена, или, как его называл иерусалимский король Балдуин I, игумен земли Русской. Скромный игумен прибыл в Иерусалим в 1107 году, уехал в 1115-м; вслед за тем в королевстве возник духовно-рыцарский орден Тамплиеров, а Госпиталь Святого Иоанна Иерусалимского из чисто гуманитарной получил военную организацию.
    Следует уточнить: правильное название духовно-рыцарского ордена Тамплиеров - Братство Военных всадников святого Георгия Победоносца - защитников Богородицы Девы Марии - Соломонова Храма. Последнее было введено по месту дислокации: как раз в месте первоначального пребывания Ордена когда-то стоял Первый Иерусалимский Храм, выстроенный царём Соломоном.
    Одним из организаторов этого духовно-рыцарского ордена был граф Гуго де Вермандуа, сын королевы Франции Анны Ярославны от второго брака».

    Утверждение насчет того, что рыцари, общепризнанно-известным символом которых были два всадника на одной лошади, на самом деле являлись военными всадниками Святого Георгия, Зенин не прокомментировал ссылкой на источник, из которого он почерпнул это сведение, поэтому пока что разбирательство данного аспекта придется отложить.   

    Мнение же по поводу паломничества русских в Палестину в 12 веке вообще и  в частности по поводу паломничества одного из монахов, игумена Даниила,  высказано выше. Это было дело обычное, ничем необычным не чреватое. Рукопись Даниила, описывающая его путешествие, дошла до наших дней, в отличие от других рукописей, которые наверняка были, но которым так не повезло.

Исследователи говорят, что уцелел только ничтожный процент древних рукописей  – слишком много знала Русская земля потрясений и войн… Исходя из связей тогдашней Руси со Святыми местами, да еще если подключить воображение, любопытных параллелей можно провести даже гораздо больше, чем это сделал Зенин.

    Теперь о сыне Анны Ярославны, который якобы был первым магистром  ордена тамплиеров. 
    Дочь Ярослава Мудрого и шведской принцессы Ингигерды-Ирины Анна Ярославна в 1051 году вышла замуж за французского короля Генриха I Капетинга, родила ему сына Филиппа (1052, будущий король Филипп I Капетинг), дочь Эмму и сыновей Роберта и Гуго (1057, прозвище Великий, граф Вермандуа и Валуа, муж благородной дамы Аделаиды де Вермандуа, основатель аристократической династии, известной как второй Дом Валендуа).

Затем король умер (1060), Анна влюбилась в графа Рауля де Крепи-ан-Валуа и уехала с ним в его владения - замок Крепи в Пикардии, на севере Франции. Поскольку официально он был женат, они не сразу смогли заключить брак, хотя все же сделали это в 1063 году и не разлучались до смерти графа Рауля в 1074 году.  После чего Анна вернулась к сыну Филиппу и фактически правила Францией вместе с ним, что подтверждают документы эпохи.

    Гуго Капетинг был одним из вождей Первого крестового похода (1096) и погиб от раны, полученной в бою там же, в полуденных странах, в районе нынешнего турецкого Тарсуса (1102 год).


    Первым магистром ордена тамплиером исследователи называют французского шевалье Гуго де Пейна, биография которого крайне скудна фактами. Родился он, предположительно, в Шампани в замке Пейн в 1070 году и был близок еще с одним Гуго - графом Шампанским (но этот Гуго не бывал в Палестине). Шампань соседствует с Пикардией, где в замке Крепи жила Анна Ярославна, и в 1070 году ее второй муж был еще жив. Это все, что можно сказать о возможном родстве Гуго де Пейна, первого магистра тамплиеров, с русской королевой Франции.

   Настоящий сын Анны Гуго Великий не подходит на роль главы монашеского ордена. Он являлся сыном короля, а не графа, был женат и имел потомство. Но даже это не главное – главное в том, что он погиб раньше учреждения ордена (смерть Гуго Великого – 1102, основание ордена на 17 лет позже -1119). 

   Так что все рассуждения Зенина о «сыне вдовы» и выведенные отсюда сногсшибательные теории сразу теряют под собой почву. 

   Вывод – заявление Зенина о том, что магистр тамплиеров Гуго был сыном Анны Ярославны – ЭТО  ЛОЖЬ. Спекуляция на похожести имен – дешевый и некрасивый прием.

   Еще один общий вывод – РУССКИЙ  СЛЕД в создании ордена тамплиеров – чистой воды ВЫМЫСЕЛ.    

                4.2. БОГОРОДИЦА – ЗАСТУПНИЦА РУСИ.
                КНЯЗЬ  АНДРЕЙ  БОГОЛЮБСКИЙ.

     Самый почитаемый в России образ Богоматери – Владимирский, с ним связано становление сначала Владимиро-Суздальской, а затем Московской Руси. Образ был  привезен на Русь, а точнее в Киев, из Византии, в начале XII века (около 1131 года) как подарок Юрию Долгорукому от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Затем сын Юрия, Андрей Боголюбский перевез его во Владимир на Клязьме – 1155 год. Далее из Владимира образ оказался перенесен в Москву – как в новый духовный и административный центр, затмивший Владимир также, как Владимир в свое время затмил Киев.

     Идея об особом покровительстве Богоматери Русской земле родилась еще ранее времен Боголюбского. Князь Андрей углубил эту тему, перенеся ее на Северо-Восток. Его стараниями особенно торжественно стал отмечаться осенний Богородичный праздник, день Покрова Богородицы (1 октября).

     Праздник появился в Византии как прославление чуда Богородицы, явившейся в храме Андрею Юродивому и Епифанию во время молитвы со своим покровом (покрывалом, мофорием) в руках, который она простерла над молящимися, но прославился не в Византии, а на Руси: «да не останется без праздника святой Покров Твой, Преблагая, но если Ты пожелаешь прославить честный праздник Твоего Покрова, то, Всемилостивая, укрась его, чтобы прославляющие Тебя возвеселились, видяще сияние многоразличных праздников Твоих».

     В Византии Покров широко никогда не отмечался, зато сделался одним из важных и типично русских праздников, - его символическое значение сводилось к тому, что Богородица защищает любезную ей Русскую землю, накрывая ее своим Покровом. В этом аспекте не случайным кажется и то обстоятельство, что явление Покрова Богородицы произошло Андрею Юродивому – «скифу», как его определяют легенды. 

    Однако по Зенину, это тамплиеры поклонялись Богородице и научили поклоняться ей русских. Орден избрал Богородицу своей святой покровительницей. Понимаете, этого никто никогда не делал – только тамплиеры.

    Хотя вот, к примеру, Тевтонский рыцарский орден имел название «Fratrum Theutonicorum ecclesiane S. Mariae Hiersolymitana» - «Тевтонской братии церкви Святой Марии Иерусалимской» (второй вариант названия, также встречающийся -  «Орден Дома Святой Марии Тевтонской»). Может быть, это тевтонские рыцари учили русских молиться Богородице? А русские были такими тупыми, что научить их этому можно было только мечом и огнем? 

    Зенин об Андрее Боголюбском: «О великом князе Андрее современники наши ничего не знают или почти ничего не знают». Наши современники много о чем не знают, потому что не дают себе труда знать. И этим пользуются все, кому не лень. Зенину не лень.
   
    Согласно Зенину, Андрей Боголюбский, князь с половецкой внешностью (он уродился в маму, половчанку) и с на редкость русской душой, был теснейшим образом связан с Западной Европой – Римом – тамплиерами. Главное основание для подобного утверждения – обширные династические связи Рюриковичей вообще и связи князя Андрея с соседними странами и племенами в частности. Еще бы, его женой, к примеру, была аланская княжна, а контактировал он с королем Фридрихом Барбароссой. Брак Боголюбского и вообще его тесные отношения с православными Аланией (Северной Осетией) и Иверией (Грузией, ведь его сын недаром стал супругом легендарной царицы Тамар) –  значения при таком взгляде на вещи, конечно, не имеют, зато связь с католиком Барбароссой и католическим миром Западной Европы в целом очень важна.

    Власть Боголюбского была велика и распространялась во все уголки огромной территории, именуемой Русью, – здесь его называли «самовластцем». О великом государе хорошо знали и за пределами Русской земли. Император Фридрих Барбаросса принимал у себя в Германии племянника великого князя - Владимира, сына сестры Боголюбского Ольги Юрьевны и Ярослава Владимировича Галицкого (Осмомысла), и сводного брата великого князя - Всеволода (будущий Всеволод Большое Гнездо, через него, возможно, был передан Боголюбскому королевский дар - знаменитые армиллы, о которых будет сказано ниже).

    Зенин упоминает о строительстве князем Андреем собора Успения Богоматери во Владимире на Клязьме, утверждая со всей определенностью, что собор строился мастерами, которых прислал Боголюбскому его друг Барбаросса.
    Собор получился так хорош и был он столь значимым, что вопрос о том, кто являлся его архитектором, становится далеко не праздным… увы, сие неведомо… летопись говорит обтекаемо: «и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церкви». В.Н. Татищев, работавший с летописями, позднее погибшими в огне московского пожара 1812 года, высказал предположение, что мастеров князю Андрею прислал король Фридрих Барбаросса, то есть они были из Западной Европы, но то всего лишь догадка, ничем не подтвержденная, а сказать определенно можно лишь одно, то, что и сказал Татищев о соборе: «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским, видно, что Архитект достаточный был».

    Княжеский духовник и летописец Микула описывал собор такими словами: «Князь Андрей создал очень красивую церковь Богородицы и украсил ее различными изделиями из золота и серебра… Так что церковь Богородицы была также удивительно красива, как храм Соломона». Можно прицепиться к этому сравнению и прямо заявить, что за прообраз храма во Владимире на Клязьме был взят храм Соломона, поскольку князь Андрей – рыцарь-храмовник, тамплиер. А можно вспомнить, как любили подобные ветхозаветные и евангелические сравнения ученые книжники – и как их много в древне-русской литературе.    
 
    История в самом деле оставляет нам иной раз прелюбопытнейшие следы, и это, безусловно, древние сооружения и артефакты, самые надежные свидетели давних событий. Это и сам собор во Владимире, и хранившиеся в нем реликвии.

    Предположительно, король Фридрих прислал в подарок Боголюбскому драгоценные рыцарские наплечники (армиллы). Вероятно, оба хранились в ризнице Успенского собора во Владимире, затем оказались разделены и наконец один из них в результате разных исторических катаклизмов попал в Лувр, а другой в Германию. В средневековой Германии подобного рода армиллы, наряду с короной, державой, скипетром и мечом, являлись символом королевской власти. Преподнесение их Боголюбскому историки рассматривают как почетный дар, символизирующий признание западным императором равноправия власти великих Владимирских князей.

    Странно, что историк-любитель Зенин не упоминает об армиллах. Не знал? А ведь это такая яркая деталь, свидетельствующая о тесных связях Восточной Руси с Западной Европой. Зато он знает много других любопытных подробностей. Например, телохранителем Андрея был мавр, поименованный в летописи Анбал (впоследствии оказавшийся предателем, поскольку способствовал убийству великого князя).

    Зенин: «Есть имя, прозвище, ГАНИБАЛ, так обычно на Руси в то время называли африканцев или черных арабов-мавров. Выходит – ключником святого князя, был мавр-ассасин.»
    Прямая параллель с арапом Петра Великого даже не требует комментариев.

    Но имеются и другие параллели. Упомянутый персонаж важен для Зенина тем, что мавр – это отсылка к полуденным странам, где совершали в те времена свои подвиги западные рыцари. Если князь Андрей – тамплиер, то в его жизни должен присутствовать некий восточный колорит, который есть в романах Вальтера Скотта, повествующего о прибывших из Палестины крестоносцах, - у храмовника Бриана де Буагильбера были чернокожие слуги. И я не поверю, что Зенин писал о мавре Ганнибале, не вспомнив  роман «Айвенго» (а затем повесть Пушкина «Арап Петра Великого»). Все слишком очевидно. 

    В летописях слуга князя Андрея назван «Анбалъ, ясинъ ключникъ», с ясным указанием национальности – осетин (встречающееся разночтение имени – Амбал). Однако Зенин умеет читать летописи как никто другой, через букву, а то и через слово.

    И все-таки – если не от искаженного имени «Ганнибал», то откуда тогда в летописи могло взяться такое имя – Анбал?
    Зенин: «Некоторые исследователи называют его кавказцем, но нет на Кавказе имени АНБАЛ. Да и вообще нет такого имени.»

    Нельзя быть настолько самонадеянным.
    ЕСТЬ ТАКОЕ ИМЯ. Сохранились очень древние, 14-того века надгробия волжских булгар, где тексты переводятся так: «Это место погребения Хасана сына Анбала», «Это памятник хаджи Бу, сына Хасана, сына Амбала». Правда, логичнее предположить, что ключник князя Андрея был если уж не осетином, то  булгарином, - но никак не мавром? Однако было установлено, что имя «Анбал, Амбал» встречается и у осетин и имеет значение - «товарищ, спутник». Кроме того, похожее слово есть у азербайджанцев, армян и персов, оно означает «носильщик, грузчик, человек, исполняющий тяжёлую работу». На Волге грузчиков в старые времена традиционно называли амбалами, потом это слово перекочевало на Черное море, в Одессу.

     Надо сказать, что у профессиональных историков  в отношении идентификации Анбала с учетом имени и национальности проблем не возникло, тут они все единодушны, за исключением одного – при сличении разных вариантов Повести об убиении князя Андрея, дошедших до наших дней, возникло подозрение, что некоторые ее детали вымышлены – так вот к вымышленным как раз относят этого Анбала-Амбала. То есть именно его, может быть, не только среди убийц не было, а и вообще не было как такового. Зато вот другой персонаж Повести, «Кузьмище-кыянин» (киевлянин), имеет приметы реального исторического лица.   

    Помимо мавра Ганнибала некоторое внимание Зенин уделяет младшему сыну князя Андрея – Юрию (Георгию). Он пишет, что в 1173 году во время одного из военных эпизодов одной из междоусобных войн «Андрей во главе своих войск отправил сына Юрия, будущего мужа Грузинской царицы Тамары». 
   
    Юрий Андреевич родился в 1166 году, в 1173 году он принять участия в походе не мог, так как ему было всего 7 лет, и кроме того он находился в Новгороде. Одни летописные свидетельства уточняют другие, упоминание об участии Юрия в походе – ошибка летописца, и историки с этим уже давно разобрались.

    После смерти отца Юрий стал изгоем, в 1222 году его родня по матери-аланке устроила его свадьбу с наследницей грузинского престола царицей Тамар, однако брак оказался неудачным, супруги разошлись. Все эти и последующие события описывает Грузинская хроника «История и восхваление венценосцев». Там сказано, что Тамар одарила бывшего мужа богатствами и отправила его в изгнание, подальше от себя: «Посаженный в корабль, он прибыл в Константинополь и жил там некоторое время.»

Впоследствии Юрий Андреевич пытался завоевать Грузинское царство с помощью восставших против власти Тамары имеретинцев и сванов, однако не преуспел, - его войска разбили, сам он попал в плен к новому мужу царицы, но был милостиво отпущен ею на свободу… есть еще одно краткое сообщение грузинской хроники о том, что русский князь пытался с кем-то где-то воевать, а затем история о нем обрывается.

Есть предположение, что он вернулся в Грузию и был похоронен в Тбилиси. Однако лучше сказать, что его дальнейшая судьба и конец его жизни остались неизвестны, - всем, кроме Зенина:
     «Сын Барбароссы Конрад Швабский покровительствовал сыну Андрея Георгию после его развода с грузинской царицей Тамарой. Георгий Андреевич, получил один из имперских ленов в Штирии, основал род фон Рюстовых». 
      Откуда Зенин берет эту подробность, он, как всегда, не уточняет.

      Читающий народ начал искать информацию о роде фон Рюстов, якобы происходящем от сына Андрея Боголюбского, самостоятельно. Было выяснено, что в Австрии не жаловали тамплиеров («Тамплиеры в Австрии были нелюбимыми людьми власти и людьми церкви») и что среди местных дворян имелась фамилия  von RUstow . Однако более ничего узнать не получилось.

Штирия и Каринтия – славянские области в составе нынешней Австрийской Федеративной Республики. 2/3 населения Штирии словенцы, хотя по их именам этого не скажешь - господа фон Ригерсбург-Вильдоны, Лихтенштайны, Штубенберги, Пфаннберги, Петтау. Исключение составляют только Раковиц (Раковы ?) да эти фон Рюстов, фамилия которых напоминает что-то наподобие «русский» или «Ростов». То есть Зениным  была, скорее всего, просто взята подходящая под его версию фамилия. Вывод – сведения Зенины о жизни князя Юрия Андреевича крайне недостоверны.   
                +++++++++++++++++++++++++++               
                Продолжение статьи см. «И никаких тамплиеров. Часть вторая».
http://www.proza.ru/2014/06/23/696


Рецензии
http://www.proza.ru/2014/07/12/983 ПИСАТЬ ЛЕГЧЕ, ЧЕМ ЖИТЬ, ПРАВДА?

Аллеф Лей   14.07.2014 13:57     Заявить о нарушении
Это кому как.

Ирина Воропаева   14.07.2014 20:25   Заявить о нарушении
ПРАВО ВЫБОРА ТВОРЕЦ ДАЛ КАЖДОМУ ИЗ НАС...

Аллеф Лей   15.07.2014 11:34   Заявить о нарушении
Писать легче чем жить тому, кто не утруждает себя в познании, прежде чем написать. Ирина, спасибо за информативный материал. Хотя даже это наверняка искажалось немецкими и голландскими (вероятно) лжепетровскими историками, когда лжепётр в 1699 году по европейскому летоисчислению "вернулся" в Россию. Какой год тогда у нас был? 7200-й?

Николай Честнов   30.09.2018 17:53   Заявить о нарушении
год 7207 от сотворения мира.
***
уверена, что история искажалась неоднократно. разве что какие-то следы сохранились. тем удивительнее, когда они вдруг обнаруживаются. только мы не можем быть уверены, что это точно они. приходится иметь дело с тем, что есть. )))

Ирина Воропаева   30.09.2018 18:02   Заявить о нарушении
Я наблюдаю за исследованиями В.А. Чудинова, и начал ему доверять. Мне кажется, что он читает надписи на камнях, которые были до потопа, более 7 тыс лет назад. Предполагаю, что новое летоисчисление началось уцелевшими после потопа. Одни предположения, но они вернее переписанной истории. Но а то, что сейчас происходит с экономикой и Русью, объясняется совсем другой историей, не официальной. По поводу тамплиеров где то около правды. Почти верю. Но у нас масоны появились, думаю, в процессе управления лжепетра. Поэтому и удивила мысль, что масоны, те же тамплиеры, у нас что то строили при Донском. Это ворующая часть человечества только присваивала созидание.

Николай Честнов   30.09.2018 19:06   Заявить о нарушении
Масоны - течение более поздних веков, их позиционирование себя в качестве продолжателей дела средневековых рыцарских орденов - спекуляция на славе и тайнах прошлого. Скорее всего так. Цели и задачи у их верхушки другие, чем бы они ни прикрывались.

Что же до Чудинова - сомневаюсь я что-то.)))

Ирина Воропаева   30.09.2018 22:25   Заявить о нарушении