Глаза в глаза

  Каждый приходит к Вере своим путём. Мой путь был поначалу неосознанным. Я не понимала, что за свет вошёл в меня и для чего он мне.
   А началось всё со жгучего любопытства. 1960 год. Каждый раз, когда я гуляла  по высокому берегу реки нашего города, то видела через затон и Оку, на её правом берегу колокольню и церковь без куполов. Почему-то казалось, что там находится нечто таинственное, загадочное, сказочное. Такой маленькой, почти игрушечной смотрелась бело-розовая церквушка на фоне зелёных деревьев и травы.
   Наступила зима. Мой четвёртый класс, благодаря стараниям нашей первой учительницы Зинаиды Дмитриевны, был очень дружным и лёгким на подъём. И зимой, когда затон и река покрылись льдом, мне, председателю совета отряда,  не составило труда уговорить ребят пойти на лыжах и посмотреть, что же это за сказочная церковь видна с нашего берега. И после четвёртого урока, часов в 12 дня, мы спустились на реку и поехали по заснеженному льду напрямую в Старую Рязань, туда, где стояла в окружении нескольких домишек старая церковь. Лыжи по тем временам были на валенках, с мягкими креплениями, а палки -  деревянными.  Но кататься мы умели все, погода стояла тихая, мороз был не очень сильный, скользить было легко и весело. Дошли до правого берега Оки, поднялись в гору, добрались  до церкви. Вблизи она не казалась сказочной: окна выбиты, с кирпичей слетела побелка, а на двери висел амбарный замок. Мальчишки быстро нашли способ пролезть  через окно. Внутри валялись припорошенные снегом брёвна перекрытий, разный мусор, куски кирпичей. Кто-то из мальчиков обнаружил  ступени, ведущие на колокольню, всем захотелось подняться вверх.
   А со мной произошло удивительное.
Я смотрела на стены, а со стен на меня – высокие и светлые фигуры святых. У многих фресок краска облупилась, были утрачены какие-то части, но одна икона сохранилась почти полностью. Огромные грустные глаза, одеяние с крестами на плечах притягивали чистотой, красотою и какой-то  отрешённостью. Я смотрела по сторонам, и словно кружилась по храму медленно и завороженно. Представляла, как эти святые смотрели вот также сто лет назад на тех, кто жил тогда. А сейчас они передавали мне весточку из тех времён. И веру. Понять этого я не могла, но ощущения были именно такими. Перенеслась в другое время и забыла обо всём.
Из этого состояния меня вывел наш главный  «хулиган» Коля Усов: «Наташка, мы замёрзли, поехали греться в интернат». Интернат для глухонемых детей стоял  на высоком берегу Оки, через овраг, по которому бежал чистейший ручеёк – бывшая речка Серебрянка. Мне не хотелось туда ехать. Не хотелось терять удивительное ощущение сопричастности истории. Но ведь это я уговорила всех на  поход, значит, и отвечаю за всех (всю жизнь меня преследует гипертрофированное чувство ответственности). Пришлось дойти до интерната, немного там погреться и возвращаться домой уже в сумерках. Голодные, уставшие добрались до Спасска.
   С подружкой Любашей решили зайти к её тёте, дом которой стоял на берегу. Гостеприимная тётя Даша напоила нас чаем, мы согрелись. И у меня  опять появилось ощущение нереальности. В столовой стояли большие кадки с цветущими олеандрами. Их розовые соцветия благоухали, кружили голову и переносили в далёкую старину. Но «надо домой» было сильным, и мы пошли по берегу молча, боясь растерять появившиеся чувства. Навстречу  почти бежал мой папа. Он видел всех вернувшихся ребят, а мы с Любашей -  пропали.  Отец размахивал руками, что-то кричал. Он был горячим, вспыльчивым, и я подумала: «Сейчас побьёт», хотя никогда нас с братом не бил. Я мысленно представила святого с фрески, как бы ища  защиты. И папа, вместо того, чтобы ругать, обнял нас, стал трясти и повторять: «Слава Богу, живы, живы».
   Тот поход, ту встречу со святыми образами, то предчувствие веры я помню очень ясно. Как потом оказалось, поход помнят и мои одноклассники, наша встреча в 2006году подтвердила это. С тех пор всегда перед принятием важного решения или в трудный миг я вспоминала глаза тех святых из церкви, и святые  мне помогали.
   И настало время, когда я познала силу и благодать молитвы. В восьмидесятые годы у меня обнаружили опухоль  и назначили операцию.  Собрав все свои душевные силы, старалась не раскисать, но было тревожно и страшно. На работе ко мне подошла наша сотрудница Вера Михайловна. Стесняясь и извиняясь, она протянула  исписанный мелким почерком лист бумаги. « Я знаю, Вы на операцию идёте. Я когда-то тоже ходила, и у меня с собой были «Живые помощи». Я Вам переписала их. Не побрезгуйте, не посмейтесь, возьмите, и верьте, что обязательно помогут». Милая Вера Михайловна! Я с радостью приняла молитву и почувствовала, что старцы с фресок шлют мне своё благословение. Выучила молитву наизусть и после удачно проведённой операции меня потянуло в церковь. В те времена в храм  люди приходили, но старались не афишировать этого, не знали, как там себя вести, что делать.
    И здесь мне была послана наставница в Вере – Нина Фёдоровна. Она обучила азам веры, показала литературу и сама была настолько чистым  человеком, что я всегда видела перед собой пример настоящей Веры, настоящей духовности, настоящей любви к ближнему.

   Когда впервые вместе с Ниной Фёдоровной вошла в храм, увидела глаза святых, то поняла, что всегда была ими хранима. И до сих пор живы тот Свет и Вера, что проникли в меня полвека назад при встрече с глазами праведников в старой церкви.
22.09.2013г.
               


 


Рецензии