Божия Коровка

Нас с Леной пригласила на презентацию второй части книги «Божия Коровка» журналист и телеведущая Ольга Бакушинская. Приглашение было сделано непосредственно перед презентацией моей книги, и я хорошо его запомнил. Неожиданно в воскресенье мы на фейсбуке увидели, что презентация будет в среду, 20 ноября. Мы с Леной подумали и решили: поедем.
Водитель такси оказался очень хороший, даже сделал нам скидку. Мы немного погуляли перед нарядными витринами «Московского Дома Книги» на Арбате и зашли внутрь. Магазин мне понравился, там такое множество книг разных направлений. Он напомнил мне «Библио-Глобус». Женщина-администратор направила нас к грузовому лифту, и нас подняли на второй этаж. Хочу отметить для других колясочников: если они тоже захотят попасть в зал на втором этаже, то пусть через продавца обращаются к администратору МДМ на Арбате. Зал для презентаций оказался очень уютным. Сбоку находилось литературное кафе. Ольга Бакушинская с ведущим Дмитрием Гасиным уже налаживали скайп. Она нас заметила и обрадовалась.
Мы приехали за полчаса до начала мероприятия. Каждые пять минут диктор приятным спокойным голосом по микрофону объявлял на весь магазин о начале презентации. Мы нашли хорошее место в первом ряду.
Все с огорчением узнали, что отец Эдуард будет присутствовать только виртуально по скайпу — из канадского города Квебека. У нас в Москве было 18 часов, а у них — 9 утра.
Ведущий Дмитрий Гасин начал рассказ о книге.
Ольга Бакушинская и о. Эдуард немного пояснили ситуацию. Священник объяснил, как, будучи русским, стал католическим монахом и как попал в Канаду. Он сказал, что общество в Квебеке сильно секуляризировано. Честно говоря, я не понял, что означает это слово. Ведущий Дмитрий тут же задал заранее заготовленный вопрос: «Вы сказали, что общество сильно секуляризовано. Что это означает в Квебеке?». Эдуард ответил: «Католическая Церковь создала Канаду, но сейчас об этом никто не помнит и не знает. До шестидесятых годов прошлого века Церковь активно вмешивалась во все стороны жизни граждан. Например, девушка и парень могли гулять вместе, держась за руки, только если они помолвлены. Если они поцеловались, в этом надо было покаяться на исповеди, и лучше в ближайшее воскресенье. Такое давление не прошло даром, и в 1960-е годы общество, как это ни грустно, попросило КЦ удалиться. Эдуард сказал, что это должно предостеречь Россию. Тем не менее, сознание там общехристианское.
Ольга добавила, что сейчас люди в этой стране не ходят в Церковь, но поведение и сознание остаются христианскими. А у нас в России говорят «Мы православные, все крещеные, Святая Русь», а поведение как у дикарей.
Я хочу дождаться того времени, когда русские будут называть себя христианами, а не православными. А то получается, что они противопоставляют себя верующим людям всего мира.
Еще хочу заметить, что, наблюдая за Эдуардом в скайпе и Ольгой Б. на сцене, я подумал, что они «нашли друг друга»: она очень эмоциональна и не боится острых углов, а он спокоен и все гармонизирует.
Немного поговорили о настроениях в обществе в Канаде и у нас. Эдуард пояснил, что у них нет распущенности нравов: вам никто не нагрубит, сотрудники кафе вам будут улыбаться, а полиция реально защитит вас от хамства. Главное в Квебеке, что человек — это не вещь и не раб, как я понял. А у нас в России низшие слои общества фактически рабы.
Наше правительство тратит огромные деньги на эстафету олимпийского огня. Недавно на обсуждение Государственной Думы был выдвинут вопрос о внесении в Конституцию пункта о преобладающей роли православной веры в России. Но эстафета огня — это языческий обычай, пришедший к нам из Древней Греции.
Мы с улыбкой послушали, как Эдуард рассказал о московском метро. «В час пик все едут, как на Сталинградскую битву». Он имел в виду выражение лица. У нас все люди едут в Москву из Подмосковья на работу, так как уровень зарплаты в столице намного выше. Дороги Москвы из-за этого забиты пробками. Надо создавать рабочие места с достойной зарплатой не только в Москве, но и в области, чтобы люди работали на местах и тратили на дорогу час в день, а не четыре, как сейчас моя подруга Лена.
После этого разговора наконец появился первый вопрос из зала. Его задал пожилой посетитель магазина. Он спросил: «Я так понял, у вас получилось что-то вроде «Куриного бульона для души» Джека Кэнфилда и Марка Виктора Хансена. Эта книга была бестселлером, и ее тираж доходил до 3,5 млн. экземпляров. Кроме того, Ольга, я понял, что Вы блоггер. Можете подтянуть много людей к этой теме. По-моему, вы поймали волну. Удачи вам!».
Второй вопрос задала женщина: «А исповедуетесь вы тоже по скайпу?». Ольга чуть-чуть вздрогнула и сказала: «Я думаю, католическая Церковь до такого никогда не дойдет. В Москве есть много других католических священников, дефицита не наблюдается». О. Эдуард добавил: «Не надо путать раскаяние в грехах и духовное наставничество. Для второго необходим личный разговор, а не виртуальное общение». Ольга добавила: «Я приезжаю к отцу Эдуарду раз в полгода». Затем эта женщина спросила: «Как вы перешли в католичество?». Ольга рассказала, что католичкой стала сразу. Что надо год ходить на катехизацию, и вас будут отговаривать. Но через год с небольшим вы причаститесь, и вам будет казаться, что все более-менее ясно. Но чем дальше, тем все будет непонятнее. Эдуард добавил: «Когда вы читаете Символ Веры, задавайте себе вопрос: "Что для меня Христос?". Если все на уровне эмоций и чувств (здесь мне хорошо, там хуже), то это несерьезно».
И тогда собеседница выдала гениальный афоризм: «Я вообще считаю, что Бог один, а провайдеры разные». Я с ней полностью согласен. Эта женщина, как мне показалось, искала, где комфортнее. Но Бакушинская ее предупредила, что в любой конфессии будет жестко, если человек искренне следует за Христом. Женщина пояснила, что она в Польше видела, как школьник в джинсах спокойно после уроков зашел в Храм поговорить со священником. А у нас требуется особая форма одежды, и это отталкивает людей. И еще молодежи непонятно, что читают и поют по-церковнославянски.
Хочу от себя добавить, что я видел, как в Хельсинки компания молодежи на пять минут зашла в Часовню Тишины и искренне помолилась, а потом ушла. Мне кажется, (может, я неправ), у нас пока такого нет. Надо четыре часа службу стоять по нашим традициям. Молодежь в большинстве этого не хочет. И это мешает идти к Богу. Я думаю, надо понимать, что 5–10 минут иногда достаточно для первого знакомства. Эдуард сказал, что священник — это не статуя, вокруг которой кадят, а слуга Божий. И ему приходится иногда ночами не спать — искать ответ на вопрос в книге, поддерживать кого-то по телефону и т.п.
В ответ на вопрос ведущего «Какие книги посоветуете почитать тем, кто любит буковки на бумаге?» о. Эдуард неожиданно посоветовал читать Гарри Поттера. Он сказал, что, несмотря на критику, он видит христианские корни в этой книге, и что у него на эту тему даже есть лекция, которую можно скачать в интернете. Она так и называется: «Христианские корни Гарри Поттера». В доказательство своей правоты он привел слова писательницы Джоан Роулинг: «Если кто думает, что магия упрощает жизнь, то она ее усложняет. Главное — человеку оставаться Человеком». Еще священник рассказал, какие фильмы стоит посмотреть.
Я вначале боялся задавать вопросы, вдруг они будут «не в тему». А потом решил, что такая возможность потом долго может не представиться.
Мой первый вопрос был о доступной среде в храмах Квебека. И ходят ли туда люди на колясках? Эдуард ответил, что везде есть пандусы, и в храмах тоже, и на каждой станции метро. И что, если человек на коляске один, без сопровождающего, то он нажимает специальную кнопку — и двери в вагоне метро открываются в противоположную сторону, замедленно, и он успевает въехать. А еще есть специальные коляски с мотором для бабушек, которые устали или уже не могут идти, и тех, кто не в состоянии сам передвигаться. Может, мы неправильно поняли, но они напрокат. Когда я был в Хельсинки, то видел в музеях запасные коляски для людей с ограниченными возможностями. Кстати, как мы потом узнали из книги, их называют в Канаде «людьми с трудностями передвижения, зрения, слуха и мышления». Согласитесь, это совсем другое понятие. Инвалид — это бедный, несчастный, его надо пожалеть и непременно помочь, лучше деньгами. А в Канаде это тоже человек, как и все, только с трудностями. А у кого их сейчас нет? При таком определении жалость не испытывается. Ведущий Дмитрий прокомментировал, что для Москвы это печальная тема.
Второй вопрос от меня был «Есть ли в Квебеке православные Церкви и общаются ли они с Церквями других конфессий?». Мне ответили, что у них там есть всякие Церкви (константинопольская, старообрядческая и т.п.) и все общаются.
О. Эдуард по скайпу услышал мой голос и просил еще задавать вопросы.
Я обрадовался и спросил: «Какая религия в Канаде основная?». Священник мне ответил, что у них секуляризм и основное — светское государство. «Но на официальных встречах, — добавил Эдуард, — присутствует католический епископ Квебека и представитель англиканской церкви».
Еще мне удалось спросить: «Какие социальные программы есть в Церкви для бедных, больных, бомжей и т.д.?». Священник рассказал, что раньше католический Орден Урсулинок занимался образованием бедных, сестры милосердия — нищими, а теперь упор на индивидуализм, т.е. каждый — сам по себе. Он также грустно заметил, что явление это не новое, можно вспомнить евангельскую притчу об Аврааме и Лазаре. Немного рассказал о митинге студентов за возможность бесплатного образования — студенты били в кастрюли. Дальше о. Эдуард предупредил, что у него есть только три минуты.
Ведущий успел задать последний вопрос: «Каковы Ваши творческие планы?». Эдуард сказал, что у него есть один опасный сюжет, я подумал, что это для новой книги.
Нам с Леной встреча очень понравилась. Лена подписала книгу у Ольги, а потом мы еще минут двадцать поговорили.
Такси обратно было заказано на 20 часов, но оно не пришло. Лена звонила диспетчеру, но сначала нам пообещали машину через 5 минут, а потом говорили, что нас не слышно. Нам повезло — через полчаса в книжный зашел таксист оплатить через Киви аренду машины и услышал наш разговор. Он нас и довез до интерната. Все закончилось благополучно.
Еще раз спасибо авторам книги за приглашение и спасибо организаторам встречи.


Рецензии