О фрактальной парадигме в индуизме

О ФРАКТАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ ДРЕВНЕИНДИЙСКОГО СОЦИУМА

С полной версией книги и текста можно ознакомиться на Яндексе по ссылке:



Для  определения основной структурной парадигмы, формирующей структуры традиционных культурных феноменов, необходимо выявить структуру сезонов выращивания основных ритуальных культур и связанную с ним структуру главных календарных праздников, которые во многом приурочены к основным климатическим сезонам в данном регионе.
Устоявшаяся культурная традиция в Северной Индии выделяет 6 основных 2-х месячных сезонов:
весна (апрель-май, средняя температура 27С); лето (июнь-июль, 47С); муссоны (август-октябрь); осень (октябрь-ноябрь, 27С), предзимье (декабрь-январь); зима (февраль-март, 10С).

РИС.1

                A                В                С    
А. Структура  сезонов в северо-индийском регионе
В. Структура  основных ритуальных праздников и сроков возделывания культур в Северной Индии.
С. Трехчастный код, генерирующий фрактальные               
               структуры в индуисткой культуры


Структурную парадигму индуистской традиции составляет представление о 3-х частном строении мира – трилока. Из него в позднейший период выросло представление о триаде космогонических богов (бог-созидатель \бог-хранитель \бог-разрушитель), которую в классической индийской традиции олицетворял Тримурти: (Варуна \Митра \Индра) или в более поздний период: (Брахма, юго-восток \Вишну, запад \Шива, северо-восток). Трехчленная структура индуистского календаря задается тремя основными праздниками:

1. Первый, летний праздник Сраварни  (Гуру)-пурнима (14 ашадхи, полнолуние июля, праздник наставников, брахманов), в честь риши Васья – составителя (Вед \Пуран \Эпоса «Махабхарата»). Этот праздник открывает осенний  сезон, в котором отмечаются ещё два праздника высших каст: Виджьядашами (праздник кшатриев, 10 ашвина, октябрь) и Дипавали (праздник вайшья, 27 ашвина, октябрь, праздник сбора урожая). На 5-й день месяца шравана отмечался День Наги (змей)…  В полнолуние августа (14 шравана)  отмечался День Близнецов (или Варуны), а 22-го ашвана – День Индры (или Рождения Кришны). Следующее полнолуние (14 бхада, сентябрь) посвящалось богу-слону Ганешу (покровителю мудрецов). Первая половина месяца ашвин посвящалась предкам (Питар Пакша, строгий пост, возлияния тарпана и хомы, жертвоприношения Агни; кутьи из риса и пшеницы, подношения пинды – шариков из зерен и сладостей), а полнолуние октября (14 ашвина), посвящалось богине луны (Шарад Пурнима, Лакшми) и отмечался День урожая фруктов, конец сезона дождей.

2. Осенний праздник Трипурнари-пурнима (Победа Шивы с трезубцем над демоном Трипурасурой, поглотившим весь мир, 14 картик, полнолуние ноября, день Вишну-рыбы, день поминовения предков) начинал первый зимний сезон – полузимье. Перед этим в новолуние (5 первых дней картика) отмечался праздник Дипавали (зажигания огней в честь возвращения Рамы) и Лакшми, супруги Вишну (и Рамы). В древности Дипавали был Новым годом…
В конце декабря отмечали праздник в честь Ганеша (5 дней), а в середине января отмечается Понгал – день зимнего солнцеворота (в честь Сурьи), и первого урожая риса. В конце месяца последнего месяца зимы пушья (января) отмечался праздник Лори в честь Агни (вечерний костер, хоровод вокруг него посолонь, мужские танцы).  В начале магха (февраля) день желтой Сарасвати, первого урока и слова,  а в конце месяца – Ночь Шивы, освобождение от перевоплощений (через мантры, гимны, песнопения).

3. Третий основной календарный праздник – весенний праздник  Холи (14 пхалгуна, полнолуние марта, праздник шудр, праздник первых бутонов хлопчатника). Вечером зажигали  костер и сжигали чучело (славянская Масленица), в полдень следующего дня – осыпание цветами и цветным порошком. Этот последний праздник завершает год и после него – двухнедельный пост.
В новолуние следующего месяца чаитра отмечаются праздники Богини-матери (и Новый год).  9-й день месяца чаитры – День явления Рамы  (утреннее пение мантр, жертвоприношение цветов и фруктов). 14-го чаитра, полнолуние апреля,  День Ханумана.
В полнолуние следующего лунного месяца, 14 вайшака, май, день Будды его  (явление \просветление \смерть). Первая декада месяца джешта (июнь) посвящена схождению с небес реки Ганг (омовение в реке, плотики с огоньками и цветами, колокольный звон)…. В полнолуние июня (14 джешты) день Савитри и Ямы (жена Сатьяваны, спустилась в ад к Яме и уговорила его вернуть мужа на землю. Вечерний пост, утреннее омовение в новой белой одежде, жертвоприношение священному дереву, перевязывание его красной лентой). На второй день месяца ашадха (июль) – отмечается День колесниц (Ратха-ятры, в честь (Кришны \Баларамы \Субхарды).


Это основные праздники, соотнесенные со структурой индуистских варн, которые членят весь календарный год на три основные сезона. 

Нужно отметить, что для ритуальных нужд всегда используются первины урожая (первый сбор) или завершение сбора, которое определяет начало подготовительных работ для сева новых культур.  Во-многом этим и определяются  даты тех или иных праздников.
Первый праздник (Гуру-пурнима) как раз попадает на начало сезона дождей, когда отшельники и аскеты собираются в своих общинах и монастырях при храмах, принимают новых членов, изучают Веды. Для вайшья и шудр – это время посадки риса, сорго и… бананов. Но главное – перед ним завершается жаркий сухой сезон, сбор меда, плодов манго и личи (цветут в марте, сбор мангового дикого меда – в марте\апреле) и бананов (сбор в мае\июне, приготавливают ритуальный напиток из бананов, который могут пить только священники), основной ритуальной пищи брахманов. Такими же ритуальными плодами  для брахманов являлись и личи (оранжевые сливы: цветение – март, плоды – июль; мёд для ритуального напитка собирается в марте.  Интересно, но в  Индии этот цикл привязан к циклу произрастания  хлопчатника). Образ медоносной пчелы у индусов связан с эфиром, мудростью, богатством… Сома – пчела, Вишну – пчела на лотосе, Кришна – пчела, летающая над головой Вишну. Поэтому брахманы, носители мудрости связаны с медом и пчелами…

Праздник кшатриев (Виджьядашами, 10 ашвина, начало октября) отмечается перед окончанием сезона дождей и мифологически приурочен к событию победе Рамы над Раваной и возвращения домой с добычей. Этот праздник начинает сельскохозяйственный сезон в Северной Индии. Этот праздник проходит в период строгого поста и полумесяца поминовения предков (на западе и  юге Индии поминовение предков отмечалось в конце этого месяца, т.е. по завершении осеннего сезона, перед началом Предзимья, перед сезоном Шивы)... Следующий за ним осенний праздник касты вайшьи (Дипавали, фестиваль огней, победы Кришну) – приурочен к окончанию сезона дождей, сбору риса (ритуальная пища кшатриев) и сорго (летнего сорта хариф), вымачивания и начало изготовления джута. С него начинают подготовку пашни для сева ячменя\пшеницы (основная ритуальная пища вайшья), фасоли, нута и сева главной ритуальной пищи шудр – бобов.  Сбор этих основных продуктов питания для низших каст (вайшьи и шудр) как раз и начинается в марте, после Дня шудр (Холи, праздник красок и цветов, в основном красных; цветение личи, манго и сезон сбора ритуального меда, начало сбора урожая  золотистой фасоли). 
В Индии издревле практикуется чередование посадок риса и бобовых (фасоли, бобов), хлопчатника (сев в середине февраля, сбор в начале июня)  и фасоли (сорго, просо), что значительно увеличивает урожаи. Приведенные нами сроки сева как раз и соответствуют этому способу выращивания зерновых.

Остальные праздники в той или иной мере также определяются заданной этими праздниками структурной парадигмой и также образуют свою триаду (середины сезонов): праздник  (рождения \просветления \смерти) Буды (13-15 вайшика, полнолуние, май, сбор урожая пшеницы, бананов  и земляники); праздник Ганеша, бога мудрости  (покровитель брахманов-мудрецов, 14 бхадра, сентябрь);  Панчал, День зерна (14 паушта, полнолуние, январь, ритуальный сев)… В среднем, интервал между основными обрядовыми праздниками (кроме сезона муссонов) равен двум лунным месяцам и повторяют структуру зороастрийских праздников…

Другой особенностью индуистских праздников – праздники женским божествам. Это 9-ти дневные праздники трем  (каждой из богинь по три дня) ипостасям Богини-Матери: (Дурга (Геката), разрушительница демонов, невежества \Лакшми,  луна, дарительница  удачи, благополучия \Сарасвати, покровительница искусств, музыки, танцев, мудрости).  Эти праздники совершались в светлой половине месяца, в начале лунного цикла. Главные праздники женским божествам (Наваратри) – отмечались в начале следующих 5-ти месяцов: чаита (апрель),  ашадха (июль), ашвина (октябрь), пауш (январь),  магх (февраль). Отметим, что в близкой к древне-арийской древне-греческой традиции  три новолунных дня каждого месяца посвящались богине Гекате, факелоносице, богине луны и кладбищ,  мстительнице, темной стороне Реи (Геи), богини-матери… Такое сопоставление позволяет более глубоко прояснить сущность и Гекаты и этих богинь (особенно Дурги).

Кластерная методология в своей структуре учитывает все указанные особенности исходного, порождающего её сезонно-обрядового календаря, который генерирует  ту или иную фрактальную модель и  предполагает, что на следующем, более низком иерархическом уровне та же структура должны проявляться как аватары (как минимум – три аватара, в каждом из которых проявляется какая-то одна из ипостасей исходной сущности) исходного символа. Бог  на более низком уровне проявляется как три аватара, которые на ещё более низком уровне в эпосе описываются как культурные герои… Так, Вишну, проявленный в священном предании (в Ведах), впоследствии, в предании (следующий после Вед уровень описания), он  проявляется как Кришна, Рама, Хануман. Затем, на уровне эпоса, он уже выступает как Арджуна и его братья-пандавы, и пр.

Север, северное направление, Полярная звезда,  для ведических ариев было особым, священным. С ним были связаны  важнейшие боги и мифы. Там, во мраке холода возник первый огонь и там началось сотворение (ведического) мира.
Покровителем сезона муссонов и дождей был бог Парджанья,
Этот осенний сезон для брахманов был особым: в период дождей они совершали очищение, жили в общинах-монастырях (при храмах), изучали Веды, делились опытом, постигали новые ритуалы… В зимний и весенний период они становились паломниками или жили отшельниками в лесах…

Отмеченная выше 3-частная календарная парадигма была распространена индусами на все уровни миропонимания. Уже в период Вед считалось, что существует три основные разрушающие стихии (огонь, Агни \вода, Праджпатья, Сома \ветер, Вайю). Три богини олицетворяли времена суток (Ушас – утро \Адити – полдень \Ратри – ночь)…
С другой стороны вечно юный Агни – как архетип жреца –был покровителем жрецов, совершающих жертвенный  ритуал.
Индра – победитель Вритры – бог-воин, был покровителем кшатриев.
Вишну, покровитель людей и охранитель космоса, и Рудра  (Шива, Хара, Махадева) – разрушитель, умертвитель людей, (черный живот \красная спина), лучник, живущий в северных  горах, покровитель аскетов (вратья, живущих в лесах) и неприкасаемых и даса…  Рама, победитель Раваны, согласно «Махабхарате» ассоциировался  с югом (его подвиги были, в основном, в Шри-Ланке) и пр…

О структуре социума ведического периода

В регионе Северной Индии структура климатических сезонов во многом совпадала с кастовой, освященной древней религиозной традицией, социальной структурой пришедших туда скотоводов-земледельцев ариев. Наложение этих двух структур и привело к возникновению такого устойчивого культурного феномена – ведического индуизма.
В обществе ариев ведического периода очень строго следили за освящением не только времен года, месяца, суток, но и освящения пространства дворца, столицы, государства. Каждое из основных и промежуточных направлений находится под охраной определенных божеств. Так, например, столица заселялась таким образом :  брахманы заселяли северные кварталы, кшатрии — восточные, вайшьи — южные, а шудры — западные. И при обходе города, которой начинали брахманы вслед за солнцем «посолонь» к процессии присоединялись последовательно: брахманы – кшатрии – вайшьи – шудры… Таким образом, благоприятные стороны света (север, восток, юг) отданы высшим варнам, неблагоприятная (запад) — низшим.
 Отдельные стороны света также посвящались  (или были под покровительством) отдельных богов. Так, север, полночь был под охраной Куберы (богатство, золото, драгоценные камни) или Сомы (луна, северо-запад) и Вайю (северо-восток), Шива; восток, утро – охранял Индра, Агни (юго-восток); юг, день – Яма (повелитель загробного мира), Читрагупта,    Сурья (солнце, юго-запад), Сканда; запад, вечер – Варуна,

Аналогичным образом городское население также размещалось по профессиям, так что представители чистых ремесел (например, изготовители венков и благовоний) оказыва¬ются на севере или востоке, а, скажем, продавцы мяса, проститутки, кузнецы – на юге или западе. Точно так же распределяются хозяйственные помещения царского комп¬лекса («внутреннего города»), придворные и слуги прави¬теля.

Структура древнеиндийского социума ведического периода включала как собственно захватчиков-ариев (чистых и смешанных (нечистых)), так и другие части как пришлого с ними, так и местного, коренного населения.

I.Чистые, дваждырожденные (двиджа), арии. В ведический период выделялось три варны двиджа – дваждырожденных: (брахманы \кшатрии \вайшьи).  «Чистые» совершали ритуалы и обряды из Вед, из шрути-текстов.

Среди жрецов, брахманов (говорящих с богами, восток) которые носили шафрановые (аскеты), тонкие шелковые белые и перламутровые ожерелья и одежды (дхоти), которые питались мёдом (запах сжигаемого мёда был приятен богам), маслом и сахаром, и которым покровительствовали основные небесные боги ведического пантеона, которым они после омовения в озерах и реках до полудня пели в храмах гимны из Вед: Митра \Варуна \Адитьи  (аватары Брахмы) различались три основных типа брахманов: саньяси (отрекшиеся), ванараста (отшельники) и приахасты (советники, гуру) и (жрецы ритуалов, маги).

Среди воинов, кшатриев  (захватчиков богатств, новых земель, правителей, стражей порядка, юго-восток) носивших красные (цвет коралла) плащи и одежды, короны и кольца, евшие ячмень (рис), выделялись вожди (раджы), военачальники  колесничие (и возничие), лучники… Считалось, что вождям кшатриев покровительствовали боги неба Ашвины (близнецы-всадники), Утро, Ушас, Сурья\Савитар, Вишну… Кшатриям-колесничим покровительствовали боги воздуха (Индра, Ваю, Рудра и Маруты, Шива, Параджьяти, Рибху). Кшатриям-лучникам вайшьям покровительствовали боги земли: Агни (стрелок), Сома…

К вайшьям (производящие богатства, запад), относилась часть ариев, ходившие в желтом (золотом), до полудня питавшиеся бобами (зерном) и которые занимались, в основном,  скотоводством (гау), землевладельцы-общинники (джаты), торговцы (баньи)…  Им покровительствовали Кубера,  Шива…

Рис.2

Структура арийских  варн во 2 - 1 тыс. до н.э.


II. Второй важной составляющей древней общины ариев были ремесленники (кузнецы, тележники - изготовители колесниц (ратхакары), плотники (барханы), гончары (кумбары), ткачи (бункары)), которые должны были служить членам высшей касты дваждырожденных и назывались шудрами (юго-запад). Шудры совершали обряды из Пуран (предание, эпос). Шудры были искусны в песнях и танцах, ходили в черных (сапфировых, сине-фиолетовых) одеждах и делились на две части: чистых (анивараситы) и нечистых (нираваситы). Среди низших каст шудр были  также касты слуг, касты «чистых» рабов-должников (игроки, заклады, обет) и «нечистых» рабов из военнопленных чужаков (даса), работающие слугами у домовладельцев.
Это была варна не совсем этнически чистых членов общины, которую составляли во многом как потерявшие свой более высокий статус арии, так и захваченные во время захватнических походов мастера разного рода, бывшие рабы, прошедшие очищение и ставшие слугами, разнорабочими или зависимыми от чистых ариев ремесленниками… Сюда же относились и родившиеся от смешанных (ариев и шудр) браков и не прошедшие обряды очищения.  В целом, в ведический период общение чистых ариев с шудрами было ограничено.

III. Третьей, наименее известной частью древневедической общины были панчама (нередко её называют 5-й варной) или тассаварна – отверженные, неприкасаемые и невидимые. В эту социальную группу входили, прежде всего охотники (нишады), кожевники (чамары, каравары), которые в свою очередь делятся на касты (уборщики мертвых, не имеющих родственников, и мертвых животных  – махары; дубильщиков кожи  – дхоры; сапожников – чамбхары),  корзинщики (вены), рыбаки (кайварты), прачки (дхоби), мусорщики (бхаги), дворники (пукузы) и прочие, общение с кем было категорически  запрещено и которые могли появляться в селении только по ночам.
К ним же относились и чужаки, потомки покоренных аборигенов (чандалы), в той или иной форме признающие обычаи ариев, жившие вне пределов селений и выполняющие обязанности палачей, могильщиков, уборщиков нечистот, т.е. самые низкие работы. Остальные группы неприкасаемых относились к невидимым, которые никакими экономическими отношениями не были связаны с общиной.
Сюда относились антьявасайны – рожденные от браков изгоев и чандалов, которых считали ниже самих чандалов. Самый низший статус среди неприкасаемых имели жившие по своим обычаям варвары (млечхи – чужаки, не принимающие обычаи ариев). Среди них тоже были различия (шечхи, ачхуты, ашпруши и пр.).  И, наконец, ведические даса, метафизические враги – чужаки (низкорослые и черные)  и демоны, стремящиеся уничтожить обычаи ариев и чьи крепости разрушал ещё сам Индра. Если последние прикасались к ариям высших варн или даже появлялись на глаза чистым, то последние обязаны были их убить. Самый низший статус имели  также преступники и изгои (парии) – отверженные из высших варн  (или убежавшие от жертвоприношения), рожденные от межкастовых браков или от родителей-париев.
Другой классификацией внекастовых групп считают: джатихитами ("внекастовыми"), чандалами (особенно тех, чья работа связана с трупами) и хариджанами (парии и изгои).

Основным в определении статуса той или иной группы выступали критерии: (чистота крови, соблюдение обычаев, преданность племени). Нарушение этих законов приводило к понижению статуса, к смерти или к изгнанию.
Если браки между шудрами и дваждырожденными хоть и не поощрялись, но были допустимы, то любое общение ариев с неприкасаемыми  жестоко каралось, а статус их детей был ещё ниже. Это был способ самоизоляции пришельцев-ариев в море захваченных народов,  форма самосохранения…  На неприкасаемых, и особенно на даса, часто устраивались облавы с целью истребления и захвата их участков земли , на которых затем совершали ритуал очищения.
Собственно только четыре варны (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры) считались арийскими, а панчамы – были вне общины, приравнивались к животным, к элементам внешнего мира, не наделенными душой и знанием, не находящиеся под покровительством богов. Однако предлагаемая нами структура учитывает и эту часть социума ведического периода.


РИС.3

Общая кастовая структура варны Брахманов


Рассмотрим более детально фрактальную структуру варны брахманов с точки зрения используемой нами 3-х частной парадигмы. Согласно индуизму, сущностно, брахма это триада: (абсолют \истина \реальность (ритуал )). Отсюда и брахман, как носитель и земная актуализация брахмы, выступает в трех основных ипостасях: (святой, мудрец  \ученый, наставник \жрец, совершающий обряды).
Высшим статусом среди брахманов обладают риши (святые, мудрецы-провидцы, аватары брахмы, пророки, провидцы),  слышавшие богов. Их всего было семь (семь медведей, созвездие Большая Медведица, север), именно они услышали Веды (самхиты), познали их мудрость, учредили первые ритуалы…

За риши шли аскеты (блаженные, садху, мистически мертвые), бродячие брахманы-одиночки, полностью порвавшие все связи с социумом, отказавшиеся от своей человеческой и животной сущности, практикующие не только физическую, но и строжайшую духовную аскезу, поставившие целью прервать цепь перевоплощений, достичь тапаса – внутреннего жара, вдохновения (йоги) и  сиддхи - через него стать риши, достичь неба и  раствориться в брахме. В ведический период среди аскетов выделялись (яти, дисциплинированные \муни, молчаливые \вратьи, давшие обет)…

Отшельники (санньясы, бездомные  странники), практикующие физическую аскезу, отказ от физических наслаждений, но ещё не практикующие духовных практик, духовного совершенствования. Ни жизни, ни смерти – ожидание своего времени для начала преображения. Главные занятия отшельника: (попрошайничество \медитация и чтение мантр \очищение).


Рис.4
Структура древнеиндийских каст в начале 1 тыс. н.э.

Отметим, что основные жертвоприношения своим богам-покровителям брахманы совершают весной, кшатрии – летом, до начала сезона ливней и муссонов.
Начало года таким образом посвящается высшим божествам, затем приносят дары богам неба, богам-покровителям воинов, а завершается весенне-летний сезон жертвоприношениями Агни (бог-лучник, посланник богов) и Соме (бог божественного напитка, плодородной влаги). После чего начинается сезон дождей.
Индра – победитель демона засухи, всепожирающего огня Вритры (начало сезона муссонов).
Варуна – хранитель всемирного закона, риты.
Из сравнения приводимой  структуры основных праздников со структурой календарных сезонов видно совпадение соответствующих секторов.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Пандей Р.Б., Древнеиндийские домашние обряды (обычаи): Пер. с англ. А. А, Вигасина. — 2-е изд. — М.: Высш. шк., 1990. — 319 с,
Кудрявцев М.К., Кастовая система Индии. М.Наука, РАН. 1992 г. -236 с.
Куценков А.А.,  Эволюция индийской касты. М.Наука, 1983 г. -328 с.
Котовский  Г.Г.,  Касты в Индии. (Сб. статей под ред. Г.Г.Котовского). М.наука, 1965 г. -346 с.
Успенская Е.Н. Антропология индийской касты. СПб., Наука, 2010 г. -558 с.
Эдвардс М., Древняя Индия. Быт, религия, культура.
Дюмон Л., Опыт описания системы каст. СПб. Изд. «Евразия», 2001 г. 408 с.
Сафронов В.А. Индоевропейские прародины,
Горький: Волг.-Вят. Изд., 1989. - 398 с., ил.80.
Бэшем А., Цивилизация древней Индии,
Элиаде М., История веры и религиозных идей. Т1: от каменного века до элевсинских мистерий.


Рецензии