Розенкранц и Гильденстерн мертвы
Многочисленные авторские проекты интеллектуального киноклуба SAPAROV посвящены эстетике и художественному миру великих кинорежиссеров ХХ века: Акира КУРОСАВА, Ингмара БЕРГМАНА, Луиса БУНЮЭЛЯ, Микеланджело АНТОНИОНИ, Сергея ПАРАДЖАНОВА, Карла ДРЕЙЕРА, Жана-Люка ГОДАРА, Фрица ЛАНГА, Пьера Паоло ПАЗОЛИНИ, Сатъяджита РЕЯ, Стэнли КУБРИКА, Сергея ЭЙЗЕНШТЕЙНА и других.
Том СТОППАРД *** ГАМЛЕТ insght или РОЗЕНКРАНЦ И ГИЛЬДЕНСТЕРН МЕРТВЫ
Блистательная и неожиданная киноинтерпретация шекспировского «Гамлета», осуществленная классиком постмодерна Томом СТОППАРДОМ.
Режиссер и автор сценария Том СТОППАРД
Перевод на русский язык Иосифа БРОДСКОГО
Оператор Питер Бизиу, композитор Стэнли Майерс
В ролях: Тим РОТ, Гэри ОЛДМЕН, Ричард ДРЕЙФУС, Иэн ГЛЕН, Джоанна МАЙЛЗ
«Золотой лев» Венецианского МКФ
Друг детства и юности Иосифа БРОДСКОГО – Мирсаид Сапаров размышляет о месте ШЕКСПИРА в ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПАНТЕОНЕ ХХ века.
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва, Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий
И неотвратим конец пути.
Я один. Все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Б.Пастернак. Гамлет. 1949 г.
Не быть иль быть – вопрос прямолинейный
Мне задает мой бедный ум, и нервный
Все просится ответ: не быть, не быть,
Кого-то своевременно забыть,
Кого-то своевременно любить,
Кого-то своевременно… Постой!
Не быть иль быть! – Какой-то звук пустой.
Здесь все, как захотелось небесам.
А, впрочем, говорил об этом сам.
Гораций мой, я верил чудесам,
Которые появятся извне…
Безумие – вот главное во мне.
И.Бродский. Романс принца Гамлета.1961г.
Блистательная и неожиданная лента Тома СТОППАРДА стала подлинным открытием Венецианского кинофестиваля 1990 года и удостоилась «Золотого льва».
Это стало тем большей сенсацией, что фильм снят по мотивам казалось бы всем известного, хрестоматийного шекспировского «Гамлета».
Но в проницательной и остроумной картине СТОППАРДА все - казалось бы - перевернуто с ног на голову. Главные герои как бы отошли на второй план, а второстепенные персонажи, наоборот, оказались ключевыми и многосмысленными. И в этом – своя жестокая правда .
Недаром Иосиф БРОДСКИЙ,который перевёл на русский язык легендарную пьесу СТОППАРДА,преобразованную затем в сценарий фильма, не раз повторял что в современной трагедии гибнут не только герой, но и хор, т,е, невольные свидетели и комментаторы драмы, реальных мотивов которой они могут и не знать
Интересно, что такая интерпретация шекспировской трагедии вполне соответствует творческому духу Шекспира.
Еще бы…
Создавая мощное силовое поле, увлекая водоворотом человеческих страстей, Шекспир оставляет зрителю-читателю безбрежную свободу интерпретации и нравственного выбора.
Возникают, понятно, опаснейшие соблазны, которые для иных режиссеров становятся губительными.
Однако, Том СТОППАРД великолепно реализовал свой замысел, пригласив на главные роли незабываемых Тима РОТА и Гэри ОЛДМАНА
Говорить об остроумии и изощрённом мастерстве Тома СТОППАРДА- дело заведомо неблагодарное. Фильм «Розенкранц и Гильдестерн мертвы» надо смотреть и пересматривать.
Он стал таким же подарком любителям кино, как и другие классические культовые кинокартины, снятые по сценариям СТОППАРДА – «Романтическая англичанка» Дж.ЛОУЗИ , «Бразилия» Терри ГИЛЛИАМА, «Влюблённый ШЕКСПИР» Джона МЭДДЕНА.
Мирсаид Сапаров
Киновечер Петербургского интеллектуального киноклуба Saparov "Сорок тысяч Гамлетов..." состоялся 16 апреля 2014 г. в библиотеке им.Б.Лавренева (наб.
реки Карповки, 28)
Радиопередача "Сорок тысяч Гамлетов" на Радио Россия. - Встреча с президентом киноклуба SAPFROV Мирсаидом Арифовичем Сапаровым. Ведущая Ирина Озерская.
Свидетельство о публикации №214062401467