Розенкранц и Гильденстерн мертвы

               Филармонический проект "Сорок тысяч ГАМЛЕТОВ..."

 Многочисленные авторские проекты интеллектуального киноклуба SAPAROV посвящены эстетике и художественному миру великих кинорежиссеров ХХ века: Акира КУРОСАВА, Ингмара БЕРГМАНА, Луиса БУНЮЭЛЯ, Микеланджело АНТОНИОНИ, Сергея ПАРАДЖАНОВА, Карла ДРЕЙЕРА, Жана-Люка ГОДАРА, Фрица ЛАНГА, Пьера Паоло ПАЗОЛИНИ, Сатъяджита РЕЯ, Стэнли КУБРИКА, Сергея ЭЙЗЕНШТЕЙНА и других.

Том СТОППАРД *** ГАМЛЕТ insght или РОЗЕНКРАНЦ  И  ГИЛЬДЕНСТЕРН МЕРТВЫ

      Блистательная и неожиданная киноинтерпретация шекспировского «Гамлета», осуществленная классиком постмодерна Томом СТОППАРДОМ.
 
      Режиссер и автор сценария Том СТОППАРД
      Перевод на русский язык Иосифа БРОДСКОГО

 Оператор Питер Бизиу, композитор Стэнли Майерс
 В ролях: Тим РОТ, Гэри ОЛДМЕН, Ричард ДРЕЙФУС, Иэн ГЛЕН, Джоанна МАЙЛЗ
           «Золотой лев» Венецианского МКФ

   Друг детства и юности Иосифа БРОДСКОГО – Мирсаид Сапаров размышляет о месте ШЕКСПИРА в  ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПАНТЕОНЕ ХХ века.

                Гул затих. Я вышел на подмостки.
                Прислонясь к дверному косяку,
                Я ловлю в далеком отголоске,
                Что случится на моем веку.

                На меня наставлен сумрак ночи
                Тысячью биноклей на оси.
                Если только можно, Авва, Отче,
                Чашу эту мимо пронеси.

                Я люблю твой замысел упрямый
                И играть согласен эту роль.
                Но сейчас идет другая драма
                И на этот раз меня уволь.

                Но продуман распорядок действий
                И неотвратим конец пути.
                Я один. Все тонет в фарисействе.
                Жизнь прожить – не поле перейти.
                Б.Пастернак. Гамлет. 1949 г.

                Не быть иль быть – вопрос прямолинейный
                Мне задает мой бедный ум, и нервный
                Все просится ответ: не быть, не быть,
                Кого-то своевременно забыть,
                Кого-то своевременно любить,
                Кого-то своевременно… Постой!
                Не быть иль быть! – Какой-то звук пустой.
                Здесь все,  как захотелось небесам.
                А, впрочем, говорил об этом сам.
                Гораций мой, я верил чудесам,
                Которые появятся извне…
                Безумие – вот главное во мне.
                И.Бродский. Романс принца Гамлета.1961г.

    Блистательная и неожиданная лента Тома СТОППАРДА стала подлинным открытием Венецианского кинофестиваля  1990 года и удостоилась «Золотого льва».
    Это стало тем большей сенсацией, что фильм снят по мотивам казалось бы всем известного, хрестоматийного шекспировского «Гамлета».
     Но в проницательной и остроумной   картине СТОППАРДА все - казалось бы - перевернуто с ног на голову. Главные герои как бы отошли на второй план, а второстепенные персонажи, наоборот, оказались ключевыми и многосмысленными. И в этом – своя жестокая правда .
    Недаром  Иосиф БРОДСКИЙ,который перевёл на русский язык легендарную пьесу СТОППАРДА,преобразованную затем в сценарий  фильма,  не раз повторял что в современной трагедии гибнут не только герой, но и хор, т,е, невольные  свидетели  и комментаторы драмы, реальных мотивов которой они могут и не знать
    Интересно, что такая интерпретация шекспировской  трагедии вполне соответствует творческому духу Шекспира.
     Еще бы…
     Создавая мощное силовое поле, увлекая водоворотом человеческих страстей, Шекспир оставляет зрителю-читателю безбрежную свободу интерпретации и нравственного выбора.
     Возникают, понятно, опаснейшие соблазны, которые для иных режиссеров становятся губительными.
     Однако, Том СТОППАРД великолепно реализовал свой замысел, пригласив на главные роли незабываемых Тима РОТА и Гэри ОЛДМАНА
 Говорить об остроумии и изощрённом мастерстве Тома СТОППАРДА- дело заведомо  неблагодарное. Фильм «Розенкранц и Гильдестерн мертвы» надо смотреть и пересматривать.
     Он стал таким же подарком любителям кино,  как и другие классические культовые кинокартины, снятые по сценариям СТОППАРДА – «Романтическая англичанка» Дж.ЛОУЗИ , «Бразилия» Терри  ГИЛЛИАМА, «Влюблённый ШЕКСПИР» Джона МЭДДЕНА.
                Мирсаид Сапаров

   Киновечер Петербургского интеллектуального киноклуба Saparov "Сорок тысяч Гамлетов..." состоялся 16 апреля 2014 г. в библиотеке им.Б.Лавренева (наб.
 реки Карповки, 28)
Радиопередача "Сорок тысяч Гамлетов" на Радио Россия. - Встреча с президентом киноклуба SAPFROV Мирсаидом Арифовичем Сапаровым. Ведущая Ирина Озерская.


Рецензии