Херсонес Таврический

ХЕРСОНЕС ТАВРИЧЕСКИЙ

                Достойные удивления развалины явно свидетельствуют,
                что здесь некогда был величественный, богатый, славный и многолюдный город, с отличной пристанью…
                Мартин Броневский, посол польского короля Стефана  Батория (XVI век).
                Крым- удивительная сокровищница, естественный музей,
                хранящий тайны тысячелетий.
                А.С. Грибоедов
                Изучайте прошлое, если хотите предугадать будущее.
                Конфуций
                История-это изучение процессов, протекающих во времени,
                но что такое время, не знает никто.
                Л. Гумилев
                Поистине перед нами- единый … «хронотоп», объемлющий    время и пространство в универсальном континууме.
                Отчленить одно от другого- значит не понять их обоих.
                А.Я. Гуревич

Мы вышли из экскурсионного автобуса, доставившего нас 22 сентября 2002 года к историко-культурному заповеднику «Херсонес Таврический» славного Города-героя Севастополя.
Направляемся к этому удивительному всемирно-признанному музею под открытым небом, памятнику культуры, входящему в число 150 самых значительных древних памятников истории человечества, определенных ЮНЕСКО  и занесенному в каталог 100 археологических памятников Земли, защищаемых Мировым фондом памятников.
С нетерпением ждем встречи с Херсонесом Таврическим, городом удивительной истории, единственным древним городом на Крымском побережье, руины которого не были застроены современными зданиями и остались доступными для изучения и осмотра. Это одно из самых значительных и малоисследованных «островов» античной истории, крупнейший центр греко-римской и византийской цивилизаций. Останки этого древнего города покоятся на каменной груди Вечности.
Греки назвали этот город Херсонесом, что означает «Полуостров». А «Херсонес Таврический» означает «Полуостров тавров». Так же греки именовали и весь Крым, а его юго-западный выступ, на котором теперь расположен Севастополь, они называли Малым Херсонесом (в наше время Малый Херсонес называется Гераклейским полуостровом). Херсонес Таврический действительно расположился на мысу площадью около 36 гектаров, протянувшемся между двумя севастопольскими бухтами- Карантинной и Песочной. Сама природа создала здесь идеальные условия для устройства торговой и военной гавани. И не удивительно, что 25 веков назад один из всплесков Великой греческой колонизации привел к этим берегам греческие парусные корабли.
Как возник этот город, какие испытания выпали на его долю?                Родился он в V веке до н.э., когда сюда приплыли  греки из города Гераклеи Понтийской и с острова Делос. На месте Гераклеи Понтийской теперь находится турецкий город Эрегли,  расположеный на южном берегу Черного моря, восточнее Стамбула. Остров Делос- небольшой островок площадью всего 15 квадратных километров,  расположенный в Эгейском море в центре Кикладских островов, в античное время через него проходили главные пути из Греции в Малую Азию. Эти греки основали свой полис (город-государство) Херсонес на земле племен воинственных тавров в Тавриде. Греческие авторы рисуют тавров как «диких» и «свирепых» грабителей на суше и на море, а раскопки свидетельствуют, что более свойственным для них занятием были земледелие, скотоводство и ремесла. Греки, основавшие Херсонес, принадлежали к воинственному дорийскому племени. Да, это то самое племя, которое некогда полностью сокрушило богатую и могучую крито-микенскую цивилизацию (существовавшую с III тысячелетия до н.э. до XII века до н.э.). Отличавшиеся смелостью, упорством, решительностью и высокой дисциплиной дорийцы не побоялись соседства  враждебно относившихся к ним тавров. Что заставило греков рисковать и поселяться так далеко от родины?
В 530 году до н.э. в Гераклее Понтийской произошел государственный переворот, в результате которого аристократы свергли членов демократической партии и изгнали их из города. В поисках места для жизни изгнанники, заручившись подсказкой-прорицанием знаменитого Дельфийского оракула, отправились в каботажное (вдоль побережья) плавание по Черному морю (тогда оно называлось Понтом Эвксинским-«гостеприимное море») и в 528 году до н.э. основали Херсонес. Хотя этих колонистов было очень мало и жили они фактически в нищете, город был создан по обычаям того времени как независимое государство (город-полис). А жизнь свою они строили по нормам нарождавшейся тогда афинской демократии: открытыми и тайными голосованиями выбирали достойных править собой и изгоняли из общины недостойных. Вы можете не поверить, но это удивительный факт: сохранились некоторые из их выборных бюллетеней! Они называются остраконами и представляют собой глиняные черепки-осколки битой керамической посуды, на которых голосующие процарапывали имена своих кандидатов. Найдено уже более 40 таких бюллетеней. Целое столетие после основания город был очень мал и очень беден. Шанс разбогатеть у него появился лишь тогда, когда в конце V века до н.э. греки открыли прямой путь (не вдоль побережья) от южных берегов. Корабли тогда ходили в основном на веслах, поэтому для сокращения пути моряки пересекали Черное море  по кратчайшему маршруту- от мыса Инджебурун (в современной Турции) к мысу Сарыч (находится западнее современного Фороса) на Южном берегу Крыма. Посмотрите на карту: это расстояние протяженностью всего 263 километра. Корабли отправлялись к Херсонесу обычно ночью, чтобы днем их подхватывал попутный морской бриз. В ясную  погоду с середины пути можно было одновременно увидеть оба берега. Но даже этот кратчайший путь, который преодолевался примерно за 36 часов при средней скорости 4 узла (один узел-это скорость, равная одной морской миле в час, т.е. 1,852 километра в час) так выматывал гребцов, что им был необходим хороший отдых. Но было не до отдыха, так как на Южном берегу тогда не было ни одного греческого города, кроме Херсонеса. Поэтому, опасаясь нападения тавров, все прибывшие с юга корабли спешили в Херсонес. Город рос стремительно, и так же стремительно изменялся его облик. Убогие землянки за деревянным частоколом первых горожан сменились добротными каменными домами и мощной каменной крепостной стеной, построенными их потомками. Полностью завоевать Гераклейский полуостров (Малый Херсонес) грекам удалось только в IV веке до н.э., выселив тавров на окраины полуострова и, видимо, поработив и заставив работать на городскую общину. В это же время херсонеситы завоевали побережье западного и Северо-западного Крыма. Они подчинили себе стоявший на месте современной Евпатории город Керкинитиду («Радость» № 7-8, 2003), основали город Калос Лимен («Прекрасная гавань»), на месте которого находится современный поселок Черноморское. Основали они и много других поселений, укрепив некоторые из них стенами с башнями. С помощью подневольных тавров они очистили ближайшую округу от миллионов тонн камня и скальных пород, организовав около 2400 земельных наделов, разделенных стенами и заборами. На этих участках они занялись выведением новых сортов винограда и промышленным виноделием. Бурно развивалась торговля: ежегодно херсонеситы экспортировали около 10 миллионов литров вина, тысячи тонн хлеба (полученного из северных владений). К концу IV века до н.э. город стал очень богатым и влиятельным государством. Да и сам город еще больше преобразился. Прежние постройки, включая оборонительную стену, разобрали до основания и на месте старого города  выстроили новый город. Он по площади (36 га) стал в три раза больше прежнего. Аккуратная регулярная (правильная, с прямолинейными улицами) планировка сохранялась почти 2000 лет- до конца истории этого города. Здесь чеканились свои монеты, появились театр и величественные храмы, прекрасно оборудованный порт с сухими доками, стадион, рынки, богатые дома, школы… Появились и богачи. Чтобы защитить свою демократию, херсонеситы разработали текст гражданской присяги, в которой клялись в верности демократии и территориальной целостности своей страны.  Но недолго  длилось процветание города. В середине III века до н.э. воинственные племена сарматов, вторгшиеся из-за Дона в причерноморские степи, уничтожили находившееся там Скифское царство, разграбили они и херсонесские поля. Большая часть скифов переселилась в Крым, основав здесь свое новое государство. Так как земель им не хватало, они решили отнять ее у херсонеситов.  Начались долгие кровопролитные скифо-херсонесские войны, длившиеся с небольшими перерывами около 300 лет (до 60-х годов I века н.э.).  Несмотря на отчаянное  сопротивление скифам, херсонесские греки к концу II века до н.э. потеряли все свои владения, сам город оказался в осаде, а маленькая республика дорийцев оказалась на краю гибели. Спастись от рабства помог могущественный союзник- легендарный царь Понтийского царства (находилось на южном берегу Черного моря, на территории современной Турции) Митридат VI Евпатор. Понтийское войско под командованием полководца Диофанта дважды заставило скифов капитулировать. Херонесу вернули все его северные территории. Но за такую эффективную помощь Херсонес поступился своей независимостью, став вассалом понтийского царя, который к своим многочисленным титулам прибавил еще один: «друг и защитник Херсонеса». Город начал быстро возрождаться, но в 89 году до н.э. началась смертельная схватка между понтийским царством и Римом, завоевавшим к тому времени всю балканскую Грецию и половину Малой Азии. В результате трех войн Митридат проиграл. Херсонес, разоренный после этих войн и торговой блокады, устроенной Римом всем союзникам Митридата, мог возродиться только с помощью нового сильного союзника. И таким союзником оказался Рим.  В 46 году до н.э. руку помощи Херсонесу протянул «пожизненный диктатор» Рима Юлий Цезарь, предоставив городу широкую автономию («элевтерию»-т.е. «независимость») под римским протекторатом (защитой). С этого времени неоднократно подтверждалась взаимная верность могущественного Рима и маленького Херсонеса. Город стал поставщиком рыбы и рыбного соуса для римской армии, возродил виноделие, расширил соляной промысел, снова стал процветающим городом. Началось масштабное строительство, в город провели водопровод, устроили большое водохранилище, отремонтировали и перестроили театр, приспособив его и для гладиаторских боев… Повсюду в городе стояли монументы, посвященные римским императорам, многие из которых были обожествлены. К концу IV века н.э. в Херсонесе, как и во всем римском мире, государственной религией стало христианство (согласно изданному в 391 году указу императора Феодосия I).  А на бескрайних просторах Евразии в это время начинался грандиозный процесс, названный историками Великим переселением народов. Огромные массы людей (германские племена готов, дикие и страшные гунны, тюркские племена…) переселялись на берега Черного моря, чтобы оттуда начать завоевание Римской империи. Под ударами пришельцев рушились древние царства и города. В Крыму лишь один город никому не сдался: это был Херсонес, который с V века стали называть Херсоном. Он стал крупнейшим городом в Крыму, важнейшей опорой Римской (а с V века- Восточной Римской, т.е. Византийской) империи. В середине VI века (в правление Юстиниана I) в Херсоне в третий раз за его историю началось грандиозное строительство. К оборонительным стенам, построенным до этого только со стороны суши, добавилась мощная приморская крепостная стена. Возводились роскошные христианские храмы-базилики…  Византия контролировала весь южный Крым от Херсона до Керченского пролива, и центром этих владений стал Херсон, главным занятием жителей которого стали ремесла, промыслы  и транзитная торговля.
Корабли из столицы империи, Константинополя привозили в Херсон шелковые ткани, благовония, дорогую посуду, украшения, а увозили соль, рыбу, огромный ассортимент изделий ремесленников (кирпич, черепица, водопроводные трубы, бочки, транспортная тара-амфоры, большие корабельные якоря, красивые кованые люстры, огромные амбарные замки и крошечные замочки для шкатулок, ювелирные изделия, простая кухонная посуда, столовые сервизы с разноцветными росписями, продукция аптекарей, алхимиков, косторезов, ткачей, виноделов, пекарей…), а также невольников, скот, шкуры и меха, продаваемые на херсонских рынках кочевниками.   Средневековый Херсон был благоустроенным красивым и чистым городом, настоящей витриной Византийской империи для народов Восточной Европы. Прекрасно функционировали водопровод, канализация, бани, население было грамотным, дети учились в школах при храмах, в домах имелись целые библиотеки дорогих пергаментных книг, покрытые красной черепицей дома тщательно белились…  Вплоть до X века Херсон был верен Византийской империи (кроме их единственного восстания в 711 году, вызванного особой жестокостью карательных репрессий вернувшегося на трон императора Юстиниана II, мстившего херсонцам за то, что они не помогли ему вернуть трон).                Херсонес простоял две тысячи лет. Русским он был известен как Корсунь, арабам как Керсон, хазарам как Шуршун, татарам как Сары-Керман («Желтая крепость»). Угас он в середине XV века, отрезанный от всех торговых путей после падения Константинополя-столицы Византийской империи. Удивительную роль сыграл этот город в истории множества народов. Основали его древние греки, его союзниками и покровителями были римляне, в течение семи столетий им владели византийцы, его безуспешно пытались завоевать скифы, гунны, хазары, печенеги и половцы. Впервые он покорился неприятелю в 988 году (на 1516-м году своего существования). Победителем этим, взявшим город лишь после тяжелейшей девятимесячной осады, был киевский князь Владимир Святославич (ум. в 1015г.), оставшийся в памяти народной и в былинах как Владимир Красное Солнышко. История его похода на Херсонес изложена в летописи «Повесть временных лет». Овладев городом, он не стал его разрушать, а крестился здесь вместе со своей дружиной и венчался с византийской принцессой Анной. Чести такого брака Владимир добился первым из иностранных государей. С крещения в Херсонесе князя Владимира Святославича и его дружины началось продолженное в Киеве Крещение Руси. До крещения князь Владимир был убежденным язычником, а вернувшись из Херсонеса в Киев, он велел низвергнуть в Днепр им же воздвигнутого идола Перуна. Киевские и  прибывшие с Владимиром из Херсонеса священники окрестили в водах Днепра всех согнанных сюда киевлян.
Вскоре после ухода из Херсонеса князя Владимира в городе ночью произошло страшное землетрясение. Множество горевших в этот момент факелов и масляных светильников вызвали грандиозный пожар, уничтоживший почти половину города.  Восстановление погибшего заняло более ста лет. Сделать это было очень трудно, так как в XI веке начался кризис покровительницы Херсона- Византии, продолжавшийся до захвата в 1204 году Константинополя крестоносцами, которые и уничтожили Византию.  Всю причерноморскую торговлю захватили итальянские купеческие республики: сначала Венеция, а с 1261 года- Генуя. Конкурировать с ними Херсон не смог. В 1350 году генуэзцы получили власть и над Херсоном.  В отличие от покровителей Херсона прежних времен, генуэзцы сделали все, чтобы экономически удушить его. Но не они окончательно уничтожили Херсон. Это сделали татаро-монголы. Дважды эти жестокие кочевники захватывали и дотла сжигали город. После первого разгрома в 1299 году горожане пытались восстановить некоторые кварталы, но следующий набег татар в конце XIV века  положил конец истории Херсона. Он дотла сгорел и обезлюдел. К началу XV века на месте его порта стоял небольшой поселок, обслуживавший ночную стоянку генуэзских кораблей. Но вскоре и поселок обезлюдел. Руины некогда грандиозного города триста лет простояли абсолютно безлюдными. Разрушенные дома, дворцы и оборонительные стены продолжали еще больше разрушаться, постепенно покрываясь землей… Но продолжала литься невостребованная никем вода из водопроводных труб…  Турки, захватившие Крым, увозили за море мраморные колонны для украшения своих жилищ.
Новая жизнь Херсона началась только с присоединением Крыма к России в 1783 году. С этого времени резко возрос интерес к этому древнему городу, который летописцы продолжали упоминать даже тогда, когда он стоял в руинах.                Сотни лет многие народы почитают Херсонес как святое место. Ученые со всего мира ведут здесь раскопки, собирают по крупицам свидетельства древних авторов и народного фольклора об этом городе. По мнению ученых, эта территория- неисчерпаемый кладезь античного археологического наследия.                Одно из первых исследований древних руин Херсонеса провел в 1783 году инженер-офицер подполковник Бальдани, направленный сюда князем Григорием Потемкиным для снятия плана местности и проверки сведения Нестора-летописца о крещении в Херсонесе князя Владимира.
Датой начала раскопок в Херсонесе считается 1827 год, когда в петербургской газете «Северная пчела» было описано открытие в Херсонесе трех христианских храмов. Руководил раскопками морской офицер Г. Крузе.                В 1841 году моряк Захарий Андреевич Аркас по поручению адмирала М.П. Лазарева составил археологическое описание древнего Херсонеса. К сожалению, многое из описанного им мы никогда не увидим, т.к. оно исчезло в результате  неумелых раскопок, строительства на территории Херсонеса монастыря, хищнического поиска раритетов (редкостей) и ценностей, многочисленных войн (Крымских, Гражданской, Великой Отечественной). Очень важный план всего Гераклейского полуострова, на котором стоит сейчас Севастополь, снял в 1889 году землемер Ананий Строков. Он четко показал сетку размежеванных земельных наделов (клеров) древних херсонеситов в сельской округе (хоре) полиса Херсонеса.
Первый официальный заведующий раскопками и городищем в Херсонесе был назначен лишь в 1888 году. Им стал Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич-первопроходец научного изучения Херсонеса.                В 1925 году в больших светлых зданиях бывшего монастыря был открыт Херсонесский государственный историко-археологический музей, преобразованный в 1978 году в Государственный историко-археологический заповедник, а в 1994 году- в Национальный заповедник «Херсонес Таврический».
В ознаменование 900-летия Крещения Руси на центральной площади древнего Херсонеса был построен Собор Святого Владимира. Он был заложен в 1861 году в присутствии императора Александра II и членов его семьи. Автор проекта- академик Д.И. Гримм. Строительство было завершено в 1892 году. При строительстве в нижнем ярусе собора были сохранены остатки средневекового храма, с которым связывалась легенда о крещении князя Владимира в Херсонесе. Собор сильно пострадал во время Великой Отечественной войны (рухнул внутрь собора  купол с барабаном, погибла живопись, выполненная академиками Корзухиным и Риссом, профессором Нэффом и другими известными художниками). В 2001 году восстановленный собор был снова освящен в присутствии президентов Украины и России.
Многое уже удалось исследовать в заповеднике «Херсонес Таврический», но познанное составляет лишь незначительную часть того, что ждет будущих его исследователей.
Археологи открыли и исследовали руины древних сооружений: храмов («Храм Богородицы Влахернской», «Храм с ковчегом», церковь Святого Феодора, «Храм с аркосолиями», «Базилика Крузе», «Уваровская базилика», «Базилика 1935 года», «Базилика в базилике», «Базилика на холме»… ), древнего монастыря, некрополя («город мертвых»), кварталов, площадей, улиц, подземного мавзолея, городских оборонительных стен, башен, рвов и ворот, склепов, усадеб, средневековых домов, постоялых дворов, античного театра, складов, гончарных мастерских, водопроводов, водосборных цистерн (водохранилищ), виноделен, рыбозасолочных цистерн, красилен, стекольных мастерских, хлебопекарен… Эти исследования помогают хотя бы приблизительно представить жизнь многих поколений херсонеситов. Да, именно приблизительно, так как беспощадное Время стирает многие черты прошлого, и нам остается лишь домысливать и фантазировать там, где факты молчат…
В наше время Национальный заповедник «Херсонес Таврический» живет богатой и неповторимой жизнью. Он стал не только научным, но и крупным культурным центром, в котором проводится много фестивалей и выставок, в его Античном театре и Византийском (Итальянском) дворике ставятся спектакли. Постоянно растет поток туристов, желающих ощутить очарование и ауру этого чудесного древнего города…
Херсонес ждет и Вас…
        Юрий Жданов                07.02.2007
Рассказ Юрия Жданова "Херсонес Таврический" опубликован:
1. Юрий Жданов. Херсонес Таврический. Газета "Радость" № 1-2, 2009. Стр. 25-28
2. Юрий Жданов. Херсонес Таврический. Газета "Радость" № 1-2, 2009. Стр. 25-28. На сайте Центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества "Радость" (ЦТРиМЭО "Радость"): www.radost-moscow.ru (в разделе "Газета "Радость")
3.Юрий Жданов. Херсонес Таврический. Газета "Брависсимо" (г. Евпатория) № 10, 2008. Стр. 13-15
4. Юрий Жданов. Херсонес Таврический. Альманах "Лауреаты и номинанты "Орбиты". Специальный выпуск Альманаха "Золотые протуберанцы" ЛИТО "Орбита-1" при ДК МАИ. М. 2010. 482с. Стр.115-125


Рецензии