КРЫМ - Путевые заметки 6

ЛОЖНЫЕ ДРУЗЬЯ

Крым... Еду рейсовым автобусом, на окне которого надпись «Вогнегасник». Задумываюсь, что она значит. Ясно лишь, что официальная, что-то объявляла, на что-то показывала. Поворачиваюсь к сидевшей рядом девушке.

- Извините, а «вогнегасник» - что это? Украинский знаю, но не пойму. 

Она улыбается.

- Огнетушитель.

Господи, простота-то какая! Огнетушителя, конечно, у надписи нет, но понять-то можно было... «Вогне» - огненный, огонь! «Гасник» - тушить, гаситель! Качаю головой... Тест для пионеров, а я... Но сценка привлекла уже внимание сидевших впереди женщин - одна поворачивается.

- Русские настолько украинский порой не понимают, хоть стой – хоть падай! У нас всюду объявления «Не давайте дiтям сiрники». Меня и спрашивает одна: «А почему детям сырники нельзя давать?!». Я смеюсь: «Да не сырники,  а «сирныкы» - спички по-нашему! Не давайте детям спичек! А она читает и думает – сырники…

В разговор тут же вклинивается ее соседка.

- А у нас по соседству москвичка жила. Умора. Приходит и спрашивает: «А у вас торты, что - из гороха делают?!»… Я ей: «Из какого гороха?!»… Она: «Сегодня видела на торте надпись: «Горiховый торт». Никогда б не подумала, что из гороха можно торты делать!». А я ей: «Та не гороховый то, а ореховый! Горiховий - ореховый! Гороховых тортов не бывает!

Сказала она это опрометчиво, так как ее тут же поправила одна из сидевших вдали дам.

- Шо вы кажэте?! Гороховые торты йе! Но нэ сла’дки! До пива…   

В автобусе появилась тема и часть его дружно ее обсуждает, а я задумываюсь о том, какие близкие русский и украинский языки и о том, что даже зная их, нередко спотыкаешься об элементарное, пытаясь что-то сказать, понять, перевести... А ведь добрая половина жителей юга и востока Украины просто не смогут говорить и писать по-украински! Так и подмывает сказать - по-бандеровски! И если делопроизводство по Украине будет лишь на украинском – без работ останутся миллионы и миллионы тех, кто говорит и пишет лишь на русском…

А словечки, о которых говорили женщины, называются «ложными друзьями переводчика»... Украинская «кома» - не предсмертное состояние больного, а простая запятая в предложении... Если услышите: «Яка у Вас гарна кишка!», не думайте, что сказавший делает комплимент вашим кишкам: ему просто нравится ваша кошка... «Хмарочос» – это небоскреб по-украински! Который чешет небо… А «коник» - не жеребенок, а обыкновенный из обыкновеннейших куз-не-чик… И «Краватка» по-украински - не постель, а галстук… Таких примеров – куча… Да и не только в близком нам украинском, а и в польском, чешском, словацком языках…



ТРАВЯНЫЕ КВАРТИРЫ

За окном автобуса до горизонта поля. И я вспоминаю то, что удивило днями. Вышел из дому, пошел к морю и вдруг встал, пораженный. Высокая сухая трава в поле была в меленьких ракушках. Присел, присмотрелся – улитки, что ли... Миллиарды травяных сухих остовов, и на каждом из них по две-три маленькие светленькие улитки...

Трава на ветру колыхается, украшенная бесчисленными точками белых панцирей...

Сообщество тоже, наверно, какое-то было, раз все пришли сюда они… Жили, переговаривались, поди... Эти трое – на 3-комнатном стебле… У двоих этих – двухкомнатная стеблина…

Так с травой и засохли…



ДОСТАТОК

В 18 лет я прошел по этой трассе около 30 километров в поселок Николаевку, где отдыхала любимая девушка... Мы учились вместе в Ялтинском музпедучилище, но на каникулах она не уехала летом к себе в Белгородскую область, а задержалась на неделю в Крыму, поселилась с родственниками в палатке на берегу моря и… я иногда ездил к ним на автобусе. Но на мою беду мать, не одобрявшая ранних любовных отношений сына, «забыла» в тот день меня разбудить в 6 утра, и я не попал на ранний рейс автобуса в Николаевку, что было равнозначно катастрофе. Следующий рейс был после обеда... А именно в тот день, утром, Людмилка уезжала из Крыма! Значит ее не провожу…

Это была действительно катастрофа!

И я пошел пешком в Николаевку, надеясь добраться туда на попутках… Однако, шел километр за километром, голосовал, а легковушки не останавливались… Километров через десять я психанул, сошел с трассы в лесополосу и пошел ней, срывая с веток белую шелковицу… Шоферы были, конечно, гадами! А шелковица - вкуснючей!

Так и дошел до пересечения моей трассы с трассой Симферополь-Николаевка, где опять вышел на обочину и направился, принципиально не голосуя, к морю.

В тот день я впервые понял, что большинство людей – плохие... Они никогда не подвезут усталого путника! Из лени притормозить... Или из неприязни к другим, боязни их... Либо из нежелания того, чтоб в чистой легковушке какой-то чужак аследит пыльными сандалиями на только что пропылесосенных ковриках… Увы, стяжательство, вещизм, наплевательство на других родились не сегодня – они всегда были и прекрасно существовали в этом недобром мире…

Но с трассы съехал вдруг и остановился впереди меня замурзанный до невозможности мотоцикл с коляской, в котором, за рулем, сидел худенький дедок в шлеме, а в коляске – огромная баба, как потом оказалось - его жена. 

- Садись! Подвезу! – крикнул старик мне.

Я опешил… Мир все же был не без добрых людей! Дед, бабка, я – уже трое нас... А покопаться – и четвертого, пятого найдем…  Я запрыгнул, счастливый, на сидение за дедом, нахлобучил на голову поданный бабкой шлем и через 5 минут - спасибо старикам-селянам - был в Николаевке!

Почему вспомнил ту историю? А вот почему. Оказавшись сейчас в Крыму и не имея машины, я понял, что придется ездить или на автобусах, или на такси, или на попутках. Но с последними опять получился облом. Несколько раз голосовал на трассах, и опять никто не остановился… К чему я? К тому, что люди опять стали плохими? Отнюдь… Просто понял, что достаток у людей в Крыму, несмотря на тяжелое положение всех, видно, есть! Не было б – останавливались бы! Чтобы получить лишних тридцать, пятьдесят, а то и сотню-другую рублей…



В следующий раз расскажу о моей встрече с Председателем Госсовета Республики Крым В.Константиновым. Интересная была встреча... 


Рецензии