Не жаль пути пройденного Мирные дни военного време

МИРНЫЕ  ДНИ  ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

Вечером по домам уже бегали активисты-комсомолки и разносили повестки. Первым ушел воевать Иван Абрамович. Один за другим уезжали Пётр Иванович Лавелин, братья его жены Макар и Василий Дымшаковы. В жаркие дни августа получил повестку Андрей и его друзья по шоферской работе.

Опустело мужиками-работниками село – центр большого Зайковского района. Довольно быстро по суровым условиям военного времени для всех была введена трудовая повинность, взяты на особый учет трактористы, шоферы, механики. К станкам в МТС на короткий срок обучения поставили женщин и подростков.

 С поступлением на станцию Худяково поезда с эвакуированными людьми из мест, где идут бои, по домам расселяли семьи, стариков и детей, лишившихся крова. Стали открываться детские дома в соседних деревнях Пьянковой, Осинцевой, Килачевой.

Баба Дуня готовила куриный бульон, чтобы покормить привезенную из Ленинграда девушку. Внесли её в дом на носилках, переложили на топчан около печки. Еле слышно она смогла назвать имя -  Катя. Ласковым словом, заботливым уходом с добрым участием бабы Дуни  Катя поправлялась. Она могла уже сама вставать, выходить во двор.  Вскоре прибавились в селе еще одни рабочие руки.
 
Семья евреев поселились в горенке. Люди они были не бедные. Две сестры, Фира и Берта, уходили на какую-то работу, возвращались с пайками из спецраспределителя. Нередко пытались провести с бабой Дуней товарно-денежный обмен - то картошки, то кружку молока. Когда собирались растапливать печку, признавались бабушке, что не могут отличить дрова «сухие или мокрые». Но предпочтение всегда отдавали сухим, не смотря на ворчание деда Абрама. Ворчал дед на всех. Он уставал на колхозной работе, вечерами еще отправлялся в караул на колхозную овчарню.

Раздражал его и племянник жены Александр, аккуратный, всегда чисто одетый работник райисполкома. Александр ходил с костылем, но двигался по молодости довольно быстро. Вечерами с его присутствием всегда обсуждали последние известия по радио или из районной газеты «Колхозная жизнь», в которой он сотрудничал. Александр Герасимович непременно отдавал добрую часть своего пайка бабе Дуне, чтоб она могла чем-нибудь вкусным побаловать внучек. Это могла быть манная крупа, яичный порошок или крошечные кусочки сахарина, а иногда  печатка мыла.

Под крышей амбара на летнее время поселилась артель инвалидов-жестянщиков, выполнявшая заказы районных начальников. Баба Дуня не упустила случая изготовить для своего хозяйства бак с крышкой для воды и корыто для стирки белья. Частенько к  жестянщикам захаживала Софья, не стесняясь бабы Дуни, приглашала их в свой дом под  каким-то важным предлогом.


Рецензии