59. Бъсы. Руководство ангелу-хранителю

              59. Руководство начинающему Ангелу-хранителю

Бъсов у нас в квадрате являлось предостаточно. Но был и ангел.

Анечка (Неточка) Сниткина – Ниточка Достоевского.

Если небеса и вправду посылают своим избранникам  ангелов-хранителей, то таковой, безусловно, явилась она для Федора Михайловича.

Ангелы-хранители, поучитесь у нее.

Она застенографировала и переписала своей рукой множество сочинений писателя.

Она помогла ему вовремя закончить работу над романом «Игрок», чем спасла Достоевского от притязаний негоцианта Стелловского, который приобрел право на издание его сочинения и, за неисполнение договора,  грозил писателю пожизненной кабалой.

Она закладывала свои последние вещи, пальто и шаль, чтобы муж мог расплатиться по карточным долгам – и при том, не упрекала супруга, считая
его страсть к игре божьим испытанием для них обоих.

Она же помогла Достоевскому избавиться от игорной зависимости.

Она ухаживала за Федором Михайловичем в дни его эпилептических (?) припадков и несколько раз в буквальном смысле спасала его во время их.

Она стойко терпела бедность. Испытывая недостаток в средствах на самое необходимое для семьи, никому на то не жаловалась.

Она свято верила в писательский дар мужа, в его гениальность.

Она никогда не сомневалась в том, что ее муж прекрасный, чистый и добрый человек, и что он любит ее.

Она устраивала дела непрактичного Достоевского, взяв на себя заботы по изданию его произведений и книготорговле – выказав при том отличные деловые качества.

Она воспитывала их детей, нежно любимых писателем. Вела все домашнее хозяйство, избавляя его от мелочных забот.

Она выслушивала, успокаивала, утешала мужа в минуты, когда он совершенно падал духом, или наоборот, становился болезненно возбудим, крайне раним и вспыльчив – и то, и другое случалось с регулярностью часового механизма.

Она всю жизнь носила старящие ее темные закрытые платья, потому что в светлых нарядах привлекала внимание мужчин – а это вызывало ревность мужа.

Она была верна ему всю жизнь. И он на смертном одре поклялся, что никогда не изменял ей.

Оставшись вдовой всего в 35 лет, она больше не вышла замуж. Посвятила себя увековечиванию памяти мужа: изданием его сочинений, комментариев к ним, воспоминаний, с чем справилась весьма профессионально.


Рецензии