Фалеристика

Превращение фалеристики в самостоятельную отрасль знаний произошло в 60-70 годах ХХ века. Но как вид коллекционирования она была известна уже в 1-ой половине ХХ века в связи с массовым выпуском различных юбилейных знаков отличия, памятных значков и жетонов. Не случайно, коллекционирование  этих  предметов  также  называется  фалеристикой.

В 30-х годах прошлого столетия термин «фалеристика» впервые использовал, как утверждают некоторые российские нумизматы, коллекционер Олдржих Пильц. Он предположил, что данное называние как нельзя лучше подходит новой науке, изучающей награды, т.к. происходит от латинского слова phalerae (греч. falaron) - «выпуклое украшение, диск или полумесяц из металла преимущественно из золотa”, служившее когда-то наградными знаками воинского отличия для легионеров римской армии. Их по праву считают предшественниками современных наград как индивидуальных, так и коллективных. Великий римский историк Тацит (ок.55 – ок.120 н.э.) в труде «История», том II,  глава 29,  писал, что на воинских парадах римские воины «блистали фалерами».

Но изначально фалеры использовали для крепления между собой ремешков конской сбруи. По внешнему виду они представляли собой, по большей части, большие круглые диски и маленькие бляшки из бронзы, серебра, золота и электрона (сплава серебра с золотом). Их верхнюю поверхность украшала разнообразная гравировка, а на оборотной стороне располагались крепежные скобы. Внутренняя часть диска заполнялась смолой, закрывалась медной пластиной с  припаянными к ней скобами. Крепежные скобы встречаются разной формы: чаще всего это - квадратные и круглые скобы, но попадаются фалеры с углублениями и небольшими иголочками, при помощи которых они крепились на кожаные ремешки, которые потом одевались поверх обмундирования.

Известно, что уже в ХIV-ХV веках до н.э. в древнем царстве Элам (Северо-запад Ирана) фалеры, изготавливали из битума с добавлением меди и покрывали сначала серебром, а потом в процессе нагревания тонкими листами золота. На поверхности фалеры из Элама (диаметр 9,8 см), что хранится в Британском музее в заде № 52, изображено лицо бородатого мужчины.
 
В письменных источниках впервые о фалерах упоминает древнегреческий историк Геродот, прозванный «отцом истории» (484-425 до н.э.). В труде «Изложения событий», состоящим из 9 книг, в 1-ом томе на странице 215, он упоминает, что многие древние народноси «уздечки, удила и нащечники инкрустируют золотом». Действительно, в древности лошади ценились на вес золота, поэтому большое внимание уделялось их защитному снаряжению и не только. Довольно часто в ритуальных погребениях находят различные искусно выполненные предметы конской сбруи, богато украшенные золотыми и серебряными фалерами. Художники по металлу того времени – торевты, создавали для украшения лошади изящные изделия, применяя литье, чеканку, гравировку.

Изображения фалер можно увидеть на многочисленных художественных артефактах древности. К примеру, на древнегреческих керамических вазах преимущественно с сюжетами из Титаномахии, что в переводе с греческого означает «битва Титанов». На поверхности золотых медальонов Юстиниана I, выпущенных  по случаю триумфальной победы знаменитого византийского генерала Белизариуса над Вандалами. Такой золотой медальон представлен в экспозиции Афинского Нумизматического музея, в Греции. А также на центральной части пластины из слоновой кости VI века – консульском диптихе, из коллекции кардинала Франческа Барберини. Там изображен Триумф византийского императора Юстиниана I, и сбруя коня украшена массивными рельефными фалерами. Этот великолепный экспонат хранится в зале Декоративного искусства музея Лувр, в Париже. Это и напольная мозаика в доме Фавна в Помпеях, датируемая  II веком до н.э., отображает Александра Македонского на любимом коне Буцефале в битве при Иссе. Сбруя коня в этом случае украшена налобником и кожаными ремешками с маленькими бронзовыми бляшками –  фалерами.


Рецензии