Фалера

Наиболее изысканные фалеры изготавливали древние фракийцы (племена, населявшие когда-то Балканский полуостров и северную Грецию). Еще древнегреческий поэт Гомер (жил приблизительно в 8 веке до н.э.) прославлял эту землю, как «родину быстрых лошадей». Там изготавливали фалеры исключительно из серебра, золота, и украшали так называемыми «маскаронами» (франц. Mascaron), т.е. рельефными изображениями человеческого лица или животных. «Звериный» стиль в их искусстве не случаен: грифон, сфинкс, змей, орел, лев символизировали власть и могущество элиты фракийского общества того времени. Примером тому служат фалеры из погребального комплекса Севта III, царя эпохи Александра Македонского, которые нашли  при проведении археологических раскопок  кургана  Голяма  Косматка, Болгария.

О красоте фалер свидетельствуют экспонаты, находящиеся в различных музеях мира, в том числе и в российских. Так в Государственном Московском Историческом музее в зале № 6 хранится большой выпуклый золотой фалер (диаметр 20 см) с необычной мифологической сценой на поверхности. В том же зале представлены большие и маленькие серебряные и бронзовые фалеры, украшенные разнообразными геометрическими рисунками. Их обнаружили в могильнике возле станицы Северской в Закубанье. В Новочеркасском музее истории Донского Казачества представлены «сарматские» фалеры. Эти круглые серебряные диски (диаметр 24 см) вначале были оттиснуты на деревянной матрице, затем рельефные детали изображений были дополнительно проработаны чеканом и позолочены. Другим примером может служить экспонат Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника – это золотой фалер (диаметр 14,5 см), который обнаружили в кургане возле Могильника «Дачи». Эти и многие другие находки относят к большой группе эллинистических изделий, которые различными путями попадали в среду кочевников европейского степного пояса, но в основном,  во время  военных походов и стычек с соседними племенами и  отрядами римской армии.

Много фалер было найдено в Германии, на месте бывшего римского военного лагеря Castro Vetera (в настоящее время деревенька Битен, южнее города Ксантен). На их поверхности среди растительного орнамента выделяется высокий горельеф некой особы. Различима и нацарапанная надпись, которая гласит: «Plinio praef (ecto) eq(uitum)», что в переводе с латинского означает «в то время, когда Плиний был префектом всадников». По всей вероятности, этот фалер из посеребренной бронзы  (диаметр 10,5 см) был изготовлен в I веке н.э. для всадников, служивших в римской коннице под командованием Плиния Старшего (23/24 - 79 н.э.). Историк и писатель, он командовал римской конницей на Рейне. Он также руководил флотом у мыса Мизен в Неаполитанском заливе, где погиб, участвуя в спасательных работах во время извержения Везувия. Отсюда видно, что древние римляне тоже украшали сбрую своих лошадей фалерами, переняв эту традицию у покоренных ими народов. Однако у римлян фалеры являлись не только конским украшением, но и знаками отличия богатого римского сословия «всадников», наряду с золотым кольцом-печаткой – знаком отличия еще более привилегированного римского сословия  «сенаторов». А своей обувью с украшением в виде полумесяца из слоновой кости отличались «патриции» – родовитые римляне. Со II века до н.э. фалерами стали награждать римских воинов за личное мужество и отвагу. Очень часто фалеры обнаруживают сразу по 5, 7 или 9 штук. Это позволило предположить, что они жаловались заслуженным воинам  в комплекте. В то время центурионы украшали большими дисками свою грудь как «современными медалями»; рядовые легионеры подвешивали маленькие бляшки к военному поясу, что напоминало своеобразный «фартук». Фалерами награждались целые воинские подразделения, которые водружали их макеты на древко своих знамен, где они походили на большие плоские «тарелки» и «полумесяцы».

Удостоенному такой награды воину или воинскому подразделению предоставлялись все положенные в этом случае привилегии: повышение по службе, увеличение жалованья, освобождение от изнурительных лагерных и строительных работ. При увольнении центурион мог присоединиться к богатому сословию римских всадников, то есть подняться на одну ступеньку выше по социальной лестнице. Это была довольно высокая награда того времени. Кроме фалер в римской армии существовало много других наград и поощрений для доблестных солдат, офицеров, военачальников и самого римского императора. Все они, за редким исключением, первоначально являлись трофеями, снятыми с поверженного врага во время многочисленных войн, что вел Рим. Но на их основе римляне создали и развили стройную наградную систему, которой не было аналогов в древнем мире.

Разнообразие наград хорошо видно на погребальных стелах римских воинов. По сложившемуся в Риме обычаю на них гравировали барельеф заслуженного воина со всеми регалиями власти или ранга, и всеми полученными им за время службы знаками воинского отличия (лат. dona militaria). Даже памятные эпитафии на погребальных  стелах служили прославлению воина. Ведь испокон веку римляне руководствовались во всех своих делах девизом «Virtus», в который они вкладывали понятие «добродетели, соединявшей в себе военное мужество с ревностным исполнением гражданского долга». Военная слава и почет считались наградой за мужество и доблесть, и открывали для них путь к должностной карьере, успехи в которой делались источником еще большей славы. Древнегреческий историк Полибий (ок.201 – ок.120 до н.э.) во «Всемирной истории», в 3-ем томе,  глава 39,  утверждал: «…солдаты, удостоенные подобных наград, помимо того, что слава о них идет в лагере и теперь же достигает родины, участвуют в торжественных процессиях со знаками отличия; носить подобные украшения может лишь тот, кого консул наградил ими за доблесть; в домах своих они кладут снятые с неприятелей доспехи на самых видных местах, как памятники и свидетельства своей доблести».
Примером тому служит одна из погребальных стел, находящаяся в Боннском музее. Памятная надпись гласит, что она поставлена «в честь Марка Целия, сына Тита из трибы Лемония, уроженца Кельна, центуриона I ранга XVIII легиона, в возрасте 53 лет, погибшего вместе с Квинтилием Варом». На ней изображен  воин с регалиями центуриона (палка из виноградной лозы, бронзовые доспехи, плащ с двумя фибулами) и всеми наградами, полученными им за доблесть и мужество, проявленные в боях – шейный обруч на ленте,  2 браслета, венок и фалеры.

Фалеры, что на груди центуриона, подобны тем, что находятся в Романо-германском центральном музее города Лауэрсфорт, (Майнц) Германия. Это  - круглые диски (диаметр 10,5 – 11 см.) из покрытой золотом бронзы с односторонним рисунком на аверсе. На поверхности представленных фалер - барельефные изображения духов подземелья и многочисленных богов (армейских гениев), которые считались в ту пору сакральными символами и оберегами. Это - Юпитер, Марс, Минерва, Аполлон, Геркулес, Вакх, Фавн, Диана, Лар, Сатир, Селена и другие. Обычно их представляли в обличии медузы-горгоны, амура, молодого юноши, красивой девушки, женщины, мужчины и мужественного старца.Встречаются и другие рисунки на поверхности фалер. Это - геометрические и растительные узоры, сцены из мифологии, различные символы и аллегории, архитектурные сооружения, триумфальные квадриги, трофеи, изображения младенцев, царствующих особ, их родственников, а также изображения зверей и фантастических существ.

Наиболее редкими считаются фалеры из металла с «ажурной» поверхностью. Также редки фалеры из стекла и полудрагоценных камней – геммы. Эти тонкой работы произведения искусства вставляли в оправу и носили чаще всего на золотой цепочке как кулоны. Подобно им носили и большие золотые монеты - медальоны, например: победный ауреус (лат.aurum - золото) с изображением того или иного римского императора. Такого вида фалеры, конечно же, уже не являлись украшениями конской сбруи. Их отличал и совершенно другой способ крепления – петелька для цепочки и поперечные бороздки на оборотной стороне для удержания оправы. А в случае с «ажурными» фалерами применялась клепка на кожаный части военного обмундирования, например, балтеус (военный пояс). Они служили наградами, которые вручал император особо отличившимся военным за боевые заслуги или приближенным должностным лицам за верную службу. Над их изготовлением трудились искусные мастера ювелирного дела и художники-гранильщики.


Рецензии