Эволюция фалер и древнеримских знаков отличия

Любопытна дальнейшая эволюция фалер.

Так в Средние века в Западной Европе фалеры превратились в рондель (англ. roundel – круглый диск) и являлись частью доспеха рыцаря. Они одевались на латы и защищали конечности, локти и плечевые суставы средневекового воина. На Востоке же фалеры превратились в так называемые зерцала (англ. mirror – зеркало), которые представляли собой большого размера полусферические металлические диски. Обычно они начищались владельцем до зеркального блеска, отсюда и произошло их название. Как и древнеримские фалеры они крепились на кожаные ремешки, затем одевались поверх обмундирования с тем, чтобы дополнительно защищать грудь и спину от мечей и стрел противника. Их также использовали как своеобразный талисман, призванный оберегать в бою. «Зерцальные» доспехи были особо популярны в странах Ближнего Востока, Центральной Азии, Индии, Монголии, Китае и России, где они применялись в XI – XIV веках.

Некоторые древнеримские знаки отличия и символы, детали одежды и традиции нашли свое продолжение в Церкви.

Уже в IV веке н.э. при последнем римском императоре Константине Великом произошло слияние верховной светской и духовной власти, что сразу же отразилось на атрибутике и символике: они стали общегосударственными. Долгое время Римская империя, а затем и Византийская широко использовала и пропагандировала древнеримские порядки. Несмотря на падении Византийской империи в XV веке и крушении Священной Римской в XVIII веке в результате захвата их войсками, соответственно, турецкого султана и Наполеона Бонапарта, когда церковь была сломлена и отделена от государства. Она продолжила и продолжает до сих пор использовать древнеримскую военную и государственную символику. Например: на некоторых предметах, используемых для отправления культовых обрядов в РПЦ сегодня, можно увидеть:

– Рипиды или большие «тарелки», что были ранее закреплены на древках знамен римских легионов.

- Яблоко (символ императорской власти) на потире и дискосе.

- Царский трон на возвышении в стенах церкви, несомненно, тоже произошел от символа консульской власти  - курульного кресла и трибуны.

- Лабарум (гос.знамя Рима с монограммой Иисуса Христа) на Руси стал известен под именем Корсунского креста и, впоследствии, превратился в церковные хоругви.

- Складень «вдвое сложенный». Его форма была заимствована от античного Диптиха, вручаемого римским консулам в ознаменование их вступления в должность. По традиции диптихи украшались погрудным или в полный рост изображением консула в растительном орнаменте. Впоследствии, изображение консула сменили изображения христианских святых.

- Тропарь (вид православного песнопения) также связывается с древнегреческим словом "трофей", что означает - мемориальный памятник, возведенный в честь победы. И тогда «смысл песнопения ясно проступает сквозь форму: тропарь прославляет победу…» 

-Цата в виде полумесяца или пектораль (элемент нагрудного защитного облачения римского воина) теперь располагается на груди иконописного изображения православного святого или на крестах православных церквей и храмов иногда в обрамлении ленточки (например, крест на куполе Никольского собора в г. Зарайск).
 
Пектораль представляла собой также символ царской власти Византийского государства и символ «животворящего креста». Имела еще более древние корни: изображение полумесяца появилось в Бронзовом веке, и являлось символом  богини Иштар, а впоследствии древнегреческой богини Дианы. Более того, фалеры в виде полумесяца (лат.lunula)из слоновой кости носили на обуви красного цвета наиболее родовитые древнеримские патриции.

На шелковых одеяниях священнослужителей можно видеть расшитые золотыми и серебряными нитями Овальные узоры, визуально напоминающие фалеры, которые когда-то указывали на ранг центуриона. Сама верхняя одежда и аксессуары к ней продолжают оставаться символами верховной власти, теперь уже церковной:

- Орарь длинная лента, используемая в посвящении в иподиаконы, представляла собой пояс древнего воина и являлась атрибутом средневекового ритуала «опоясывания мечом», т.е. возведение в рыцарское достоинство. Кроме того, в иконописных сюжетах можно видеть изображения подпоясанного Христа. Впервые такое изображение появилось в Византийском искусстве в 886 году, судя по храмовым мозаикам того времени.

- Поручи или нарукавники – также часть военного облачения древнеримских легионеров.   

- Набедренник символизирует  «меч духовный, который Слово Божие».

- Сулок или платок (лат. mappa) на Архиерейском посохе, что в настоящее время держит архиепископ при торжественных богослужениях, был когда-то символом консульской власти. Новоиспеченный консул подавал им  сигнал для начала праздника по случаю его назначения на эту высокую должность.

- Посох или жезл является символом архиерейской власти и напоминает церемониальное копье «триумфатора».

- Кольцо-печатку с V века  в христианской церкви носят как знак епископской власти (знак отличия римского сословия «сенаторов»)

- Омофор (когда-то плащ  римских сенаторов), в настоящее время  является частью облачения клирика.

- Скуфья, клобук, митра – напоминает «шлем спасения» древнеримского воина. Кроме того, митра украшена «дробнцами». Так называли на Руси металлические бляхи (подобные древним фаларам), большей частью круглые и плоские с изображениями святых.

- Золотой медальон триумфатора с изображением Медузы-Горгоны (лат. bulla - футляр с амулетом) превратился в энкольпион или панигир по форме креста, круга или овала с изображением Иисуса Христа, Богоматери и других святых. Внутри иногда помещались частицы просфиры или мощей, чтобы охранить человека от различных напастей (амулет, талисман).

- Нимб в произведениях христианского искусства часто изображают  над головой святого, который в стародавние времена именовали просто «круг». Он является аналогом римского венка Триумфатора (символа высшей военной власти Рима). И происходит также от изображения лучезарной звезды (символа Бога солнца Гелиоса) над головой римского императора, что гравировали на древнеримских монетах.

-Брачные венцы, которыми скрепляют союз новобрачные, являются прообразом тех нетленных венцов славы, что некогда плели из травы или ветвей лавра, мирта, оливы. Лишь в XVIII века они обрели вид императорских корон.

До сегодняшнего дня у православных христиан существует традиция почитать усопших - украшать могилы венками из цветов или живыми цветами.  Своими корнями она уходит в глубину веков. В Древнем Риме отмечали праздник «Розалия», во время которого даже легионеры римской армии торжественно почитали украшенные розами древки своих знамен.


Рецензии