Первые награды

На раннем этапе своего развития награды были чрезвычайно разнообразны по своему внешнему виду и достаточно необычны по содержанию. К примеру, в воинственных племенах пеонийцев, что жили в северной Греции, за отрубленную голову врага торжественно вручали золотую чашу. А древние кельты высушивали отрубленные головы врага, покрывали черепа золотом, приносили их в священные храмы и там во время пиршеств пили из них  вино как из винных чаш. Наградой воину ацтеку служили живые пленники: четвертый пленник переводил героя в разряд ветеранов, что давало ему целый ряд привилегий, таких как право вступить в элитные подразделения воинов Орла и воинов Ягуара; право заводить наложниц и участвовать в торжественных людоедских пиршествах. Похожий обряд практиковался и у народов майя, когда в награду жрецы бросали с вершины священного храма Воинов еще бьющее сердце человека, принесенного в жертву. У индейцев Северной Америки знаком воинской доблести служили скальпы, снятые с головы убитого или раненого врага.

А вот египетский фараон одаривал своих храбрых воинов, бросая им с балкона дворца золотые браслеты, ожерелья, кольца. В дар от фараона воины получали также наделы земли,  провиант и рабов. Полководцам и командирам устраивали торжественный прием, награждали за выдающиеся военные заслуги более дорогими наградами. В том числе, золотой цепью с кулонами в виде мушек под названием «Орден трех мух». Например, в XVI веке до н.э. египетская царица-воительница Яххотел I была награждена этим знаком воинского отличия за борьбу с азиатскими племенами кочевников  - гиксосов. Этот экспонат можно увидеть в Египетском музее, в Каире. Наградой служило и двухъярусное ожерелье «шебиу», известное как «Золото Доблести», похожее на воротник. Такое ожерелье, например, получил командир колесничих войск Аменхотеп, что и было изображено на рельефе XIV века до н.э. на одной из стен его усыпальницы в Фивах. Там Аменхотеп изображен в белоснежном одеянии из тончайшего хлопка. На его шее широкое ожерелье «усех», поверх которого одето ожерелье «Золото доблести», дарованное ему фараоном в качестве награды за особые заслуги. Кроме того, фараону как главнокомандующему армией, торжественно вручали обоюдоострый кинжал, церемониальный топорик с памятной надписью. В храме Зевса (Юпитера) Аммона жрецы обожествляли его, писваивая прозвище «сына Аммона» - «сына солнца». Потому египетский фараон имел одновременно знаки отличия высшей государственной, военной и жреческой власти. Это -  расшитая золотыми дисками накидка из шкуры леопарда, ожерелье «усех», пектораль уджат, головной убор «клафт», состоящий из полосатой ткани сине-золотого цвета, диадема с «уреем» (фигуркой змеи – символом власти), кольцо-печатка, посох со змеевидной верхней частью под названием «хекст», набедренная повязка из тончайшей белой хлопковой ткани «схенти», накладная золотая «борода» и сандалии. Фараон одевал и золотой пояс, к которому спереди крепился церемониальный «фартук» из золотых пластинок, соединенных между собою нитями из раскрашенных стеклянных бусинок, а сзади подвешивался хвост. Самый натуральный бычий хвост, который олицетворял один из титулов фараона – «Могучий Бык Двух Земель». Два таких хвоста были найдены в гробнице Тутанхамона.

Схожие знаки отличия верховной власти существовали и у некоторых европейских народов, например: у кельтских авгуров (жрецов) был посох со спиралевидной верхней частью, накидка из шкур животных - чаще волка, считавшегося священным животным бога войны Марса. Накидку кельты завязывали на шее или крепили на груди при помощи застежки – фибулы (лат. fibula). В то время ими пользовались не только кельтские женщины, но и мужчины, которые украшали ими самое дорогое, что у них было: свое обмундирование и сбрую лошадей. Во время археологических раскопок в древних захоронениях кельтских воинов часто находят по одной или двум фибулам, что свидетельствовало о высоком ранге или статусе их бывшего владельца. Кроме фибул кельтские воины украшали себя браслетами, шейными обручами или гривной (санскрит Grivas – шея) из бронзы, серебра, золота и электрона (сплава серебра с золотом). Предполагают, что шейный обруч разомкнутого типа символизировал у кельтов «обретенную свободу». Известно также, что Боудика – британская царица древнесаксонского племени Икенов, боровшаяся с римскими поработителями в середине I века, носила подобный шейный обруч из массивного куска скрученного золота как талисман удачи. Этот великолепный образец древнего искусства можно увидеть в музее Метрополитен, в Нью-Йорке. Похожая золотая гривна, датируемая I веком н.э, находится в зале № 39 Британского музея, в Лондоне.  Ее обнаружили в 1950 году в местечке Снеттишам, Норфок.

А вот древние греки своих героев чествовали по-другому. Они одаривали их венками из листьев лавра, дуба, оливы, мирта и ветвью финиковой пальмы, а также прекрасными керамическими вазами, дорогим оливковым маслом, серебряными деньгами и наделом земли. На одной из древнегреческих чаш для питья, что хранится тоже в Британском музее, изображен фрагмент росписи, на которой четко видна процедура награждения победителя.
Греческим героям публично выражали благодарность, освобождали от налогов. Кормили и поили бесплатно  самого героя и всю  его семью до самой их кончины. В честь победителя сочиняли эпиникии – хвалебная песнь, которые обычно исполняли под музыку в сопровождении хора и танцоров. Метрическая структура этих песнопений основывалась на чередовании строфы, антистрофы и эпода (завершающего укороченного стиха). Основоположником данного жанра считают выдающегося древнегреческого лирика Симонида Кеосского (556 – 468 до н.э.). Хвалебные стихи и оды сочиняли и другие знаменитые греческие поэты древности среди них, например, Вакхилид (505 – ;;. 450 до н.э.)

Одна есть мера, один есть путь для
Смертных к счастью;
Суметь прожить жизнь, не омрачая
Духа,
А у кого на уме несчастные заботы,
Кто день и ночь ранит душу мыслью
О грядущим, -
Тот мучится бесплодно ….
Что пользы
Волновать праздно стенающее
Сердце? …

В священной роще ставили статую или бюст победителя, который по сложившейся традиции, повязывал голову белой шерстяной лентой и завязывал ее на так называемый «Гераклов узел», который символизировал силу и власть. Лента приравнивала героя к «небожителям». Издревле греки изображали наиболее почитаемых ими богов Олимпа на разнообразных керамических изделиях, и непременно украшали их головы подобными лентами. По-прошествии времени изысканной разновидностью ленты, но изготовленной из благородных металлов, стала диадема.
Перевоплощение шерстяной ленты в диадему произошло, как предполагают, во времена Александра Македонского. Это наглядно видно на одном из предметов клада, найденного в древней усыпальнице царя Филиппа II. На поверхности диадемы в виде полого кольца, стилизованного под изогнутое тело змеи, хорошо виден соединительный замок в виде завязанного узла из матерчатой ленты. Это нетронутое грабителями захоронение обнаружили при археологических раскопках, проводимых в 1977 – 1978 годах под руководством греческого профессора Манолиса Андроникоса в городке Вергина, что на Севере Греции. Там раньше находилась столица Македонского царства – Эги.

Вскрыв древнюю гробницу, перед взором археологов предстали украшенные фресками помещения с бесценными сокровищами: серебряными и золотыми культовыми предметами, личными вещами царя, золотым ларцом с прахом царя, украшенного изображением звезды на крышке (символ  Македонского царства). А также серебряные урны, увенчанные тонкой работы золотыми венками из цветущих ветвей дуба и мирта. Большое впечатление произвела на археологов позолоченная пектораль и шлем с высоким гребнем под названием «коринфский». Его название происходит от древнегреческого слова koriphi - «вершина». Очертания такого шлема сохранились до наших дней в головном уборе национального женского подвенечного костюма, что одевают до сих пор невесты в провинции Македония на севере Греции. Бытует предание, что якобы сам Александр Македонский наградил им женщин за проявленное мужество. Возможно, что причиной тому стал следующий факт, описанный Плутархом: «однажды, перед тем как снова пуститься в погоню за Дарием, Александр пировал и веселился с друзьями. В общем веселье вместе со своими возлюбленными принимали участие и женщины. Среди них особенно выделялась Таида, родом из Аттики». Так вот она предложила сжечь дворец Ксеркса:  «пусть говорят люди, что женщины, сопровождавшие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска флота». Сейчас эти и другие экспонаты представлены в реконструированной гробнице Филиппа II в городке Вергина и на выставке Александра Македонского в Археологическом музее города Салоники. Они подтверждают тот факт, что издревле для простых воинов и для царских особ их обмундирование и личное оружие всегда было гордостью и наградой, подчеркивало их ранг, статус и выдающиеся заслуги.


Рецензии