Трофей

В те далекие от нас времена  в память о победе и в честь победителя многие народы возводили незамысловатые сооружения. Самое древнее из них представляло собой простой деревянный столб, с развешанным на нем захваченным у врага оружием и доспехами – трофеями. Пространство вокруг столба использовалось для проведения  особых ритуалов, которые совершали  до и после военных походов. По сути своей столб представлял собой первую коллективную военную награду того времени.

Древние римские племена не были исключением в этом плане, они тоже ставили столбы в честь победы и победителя. Сохранилось даже предание, которое гласит, что «Ромул, чтобы угодить богу Юпитеру, перед боем пообещал посвятить ему доспехи поверженного врага, срубил у себя в лагере огромный дуб, обтесал его, приладил и повесил в строгом порядке все части оружия поверженного противника». Со временем такой деревянный столб римляне стали называть просто Трофей и, впоследствии, придавали ему монументальное оформление. Примером тому может служить первое мраморное сооружение – Трофей Траяна, возведенное в Румынии у городка Адамклисси в честь победы римского императора Траяна над племенем Даков в 109 году. К сожалению, время не пощадило этот памятник и до нас дошли лишь фрагменты этого некогда грандиозного сооружения. На самом же деле данный тип зданий сначала возник в архитектуре Древней Греции, откуда был заимствован римлянами. Известны и другие римские архитектурные памятники в честь победы и победителя. Например, сохранившаяся до наших дней мраморная Колонна Траяна, построенная в 113 году по тому же поводу. Около 40 метров высотой, она до сих пор возвышается над окружающими зданиями в центре Рима. Изнутри колонна полая с винтовой лестницей, а снаружи декорирована прекрасным опоясывающим фризом из 22 поворотов, который украшен барельефами со сценами той войны и 2500 фигурами древних воинов, которые некогда были искусно раскрашены яркими красками. Многие столетия колонна не только прославляла триумф императора, но и являлась его усыпальницей – в ее основании хранятся золотые урны с прахом императора Траяна и его жены. Другой пример - знаменитая мраморная Ростральная колонна, воздвигнутая в честь первой победы римского флота под руководством адмирала Гая Дуилия над Карфагеном.

Впечатляют многие шедевры, возведенные римлянами в честь победы и победителя. Это – бюсты, статуи и конные статуи, в том числе. Хорошо сохранилась конная статуя императора Марка Аврелия из позолоченной бронзы, которую отлили по случаю его победы над сарматами в 176 году. Не могут не вызывать восхищения и древнеримские триумфальные арки, украшенные памятным надписями и победной символикой. По сложившейся традиции их венчает квадрига коней, а на колеснице восседает или стоит в полный рост, отлитый в позолоченной бронзе Триумфатор. Первая такая арка в честь Септимия Севера была возведена на римском форуме в 203 году в память об его победе над парфянами. Через такие арки во время торжественного шествия – Триумфа, проходил полководец-победитель и вся его армия. Существует интересная история возникновения арок, согласно которой «возвращаясь из похода, римские воины должны были пройти обряд очищения, т.е. очистить себя от следов убийств и жестокостей, совершенных на войне, чтобы снова стать мирными гражданами. Для этого они проходили под брусом, перекинутым через улицу, который образовывал как бы арку». Такая простая конструкция и стала прообразом великолепных триумфальных арок, как арка Константина, которые впоследствии стали возводить не только в Риме.

Еще более древние художественные и архитектурные артефакты свидетельствуют о том, что традиция увековечивания победы и прославления победителя зародилась, действительно, давно. Это, например, рельефные плиты, которые некогда украшали тронный зал дворца ассирийского царя Ашшурнацирпала II (885 год до н.э.) в Кальху (современный город Нимруд в Ираке), сейчас находящиеся в Британском музее. Прямо по изображениям фигур проходит клинописный текст с родословной «царя вселенной, мощного мужа», а также перечень его побед и завоеванных стран от реки Тигр до Средиземного моря. На рельефах представлены сцены военных походов царя: преследование неприятеля на колесницах, осада крепости, захват добычи и, конечно же, его «триумфальное» возвращение. На рельефах хорошо видно также, что ассирийские воины украшали себя особыми знаками отличия: на запястьях и на предплечьях у них браслеты, в то время как у царя на запястье – браслет с изображением звезды. Слепки с этих рельефов можно увидеть и в зале Древностей Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. Там же в одной из витрин выставлены на всеобщее обозрение древний ассирийский шлем, сбруя коня и металлические диски с шишечкой посередине – фалеры, о которых шла речь ранее. Другой пример – памятные храмы, возведенные по приказу  Рамсеса II Великого в Мемфисе специально для прославления победы фараона над хеттами. А также священные храмы комплекса Карнак и памятные стелы, где по традиции изображали не только подробный ход успешных военных действий, но и подробный перечень захваченного у врага имущества, оружия, людей и скота. 

Последующее развитие наград происходило достаточно быстро и, возможно, что сегодня достигло своего апогея в моральном поощрении всех тех, кто совершал подвиги на поле боя. Возможно, что не всем известно об открытом не так давно в Лондоне памятном Мемориале Военных Животных. Этот мемориал – «долгожданная дань уважения народа миллионам животных, которые служили своей стране» - как выразилась глава Фонда Помощи животным Мэрилин Линдстром.  Мемориал состоит из бронзовых статуй лошади, собаки и двух нагруженных боеприпасами мулов, стоящих на фоне барельефа с изображениями многочисленных представителей животного мира, среди которых есть даже светлячки. Эти насекомые несли службу во время 1-ой мировой войны – с их помощью офицеры освещали штабные карты в режиме светомаскировки. В общей сложности 62 представителя животного царства за самоотверженное участие в военных действиях были награждены медалью Дикин – аналогом высшей британской награды Крест Виктории. Эта медаль была учреждена в 1943 году по инициативе Марии Дикин. В 1945 году первым, кого наградили этой медалью, стал почтовый голубь по кличке Коммандо.


Рецензии
Очень интересно, Светлана! Кое-что из описанного Вами я видел, кое о чем читал. Благодаря Вам пополнил багаж знаний. Большое спасибо, с признательностью, Павел.

Павел Лосев   09.06.2019 21:05     Заявить о нарушении