Г. Д. Часть третья. Что делать?

Предлагаемое эссе является продолжением двух, опубликованных ранее. Все три посвящаются социальному феномену «гегемон с девиантным поведением», обозначенному аббревиатурой «Г.Д.». Полученный ранее вывод: характерные признаки Г.Д. являются симптомами диссоциального расстройства личности, которое в случаях массового проявления приобретает характер психической эпидемии. Набор из 8 симптомов назван «Г.Д.-синдром». Массовое проявление Г.Д.-синдрома и ненасильственные средства его купирования будут предметом дальнейшего изложения.

Квалификация синдрома как психической эпидемии выдвигает на передний план понятие эпидемического процесса, который заключается «в непрерывной передаче заболевания в коллективе. Иначе говоря, для возникновения эпидемического процесса необходимы три фактора: источник причины заболевания; механизмы передачи; восприимчивые к заболеванию организмы» (см.: http://ru.wikipedia.org/wiki/Эпидемия).
Что представляет собой в нашем случае «источник причины заболевания»? Напомним перечень симптомов Г.Д.: дилетантство, ангажированность, отвязность, недоговороспособность, ставка на насилие, произвольная аргументация, вседозволенность, хищничество. С учетом определений, данных в первом эссе (см.: http://www.proza.ru/2014/06/22/1946 ), только «ангажированность» годится на роль первоисточника, а все остальные симптомы выглядят как её производные. Напомним нашу формулировку ангажированности: «любой Г.Д. не самостоятелен в своих действиях и совершает их под влиянием спонсора-кукловода и/ или сверхценной идеи («идея-фикс»)».
Итак, источник Г.Д.-синдрома состоит из двух частей – спонсора (манипулятора) и идеи-фикс. На примере революции красных кхмеров в Камбодже (1975-1978 годы) распределение ролей выглядит следующим образом: Г.Д. – «красные кхмеры»; спонсор – тогдашнее маоисткое руководство Китая; сверхценная идея – насильственное «перевоспитание» населения в аграрных коммунах. Дадим стандартные определения обеих частей источника причины психической эпидемии.
«Психологическая манипуляция — тип социально-психологического воздействия, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики. Поскольку, как правило, такие методы продвигают интересы манипулятора, часто за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными» (см.: http://ru.wikipedia.org/wiki/Психологическая_манипуляция).
«Сверхценная идея; идея-фикс - психологический термин, обозначающий явление, выделенное в 1892 году как отдельное психическое расстройство немецким психиатром Карлом Вернике. Это суждение, которое возникает в результате реальных обстоятельств, но сопровождается чрезмерным эмоциональным напряжением и преобладает в сознании над всеми остальными суждениями. Человека охватывает чрезмерная одержимость в достижении какой-либо цели» (http://ru.wikipedia.org/wiki/Сверхценная_идея).
Исходя из данных определений, в сознании носителей Г.Д. спонсор (манипулятор) присутствует чем-то вроде «Заграница нам поможет!», а идея-фикс в силу её императивности в любом варианте является аналогом «Командовать парадом буду я!» (обе фразы принадлежат Остапу Бендеру. И.Ильф, Е.Петров. Двенадцать стульев).
Механизмы передачи Г.Д. – добровольный (адаптация через подражание) и вынужденный (адаптация через навязывание).
Восприимчивые к синдрому организмы – индивиды, постоянно пребывающие на территории, которая находится под контролем (властью) Г.Д.
Ненасильственные средства купирования Г.Д.-синдрома:
1. нейтрализация («обеззараживание») спонсора и идеи-фикс с тем, чтобы носители заболевания осознали: «заграница не поможет», «парада не будет»;
2. блокировка механизмов передачи заболевания;
3. понижение контроля (власти) Г.Д. над территорией распространения синдрома до приемлемого минимума (уровня купирования заболевания).

Игорь Дм. Скрягин

24.06.2014


Рецензии