Penny Dreadful То, что смерть соединила

6 серия "Страшных сказок", в заглавии -- цитата из Шелли,из поэмы "Адонаис", написанной на смерть великого поэта-романтика Джона Китса, его раннюю смерть- от чахотки.
Очень интересно было отметить то, что Логана (англичанина, носителя языка) вдохновила именно ночная сторона поэзии Шелли.
У Перси Шелли действительно много посвящений Ночи, Сну, Смерти. Шелли страдал нервной болезнью (какой -- встречавшиеся мне источники не указывали, а было бы интересно узнать. Хотя, впрочем, что за определения были в медицине времени Шелли? Практически никаких конкретных определений ). Шелли испытывал проблемы со сном, вообще с нервами, поэтому в его поэзии часто встречаются такие мотивы, как обращение к Ночи, дарующей сладкий Сон. "Ночь" Одно из самых сильных и ярких стихотворений Шелли.
Но, если в наших переводах (*прекрасных! -- Бальмонта) Шелли звучит чуть сказочно, в духе Шекспировского "Сна в летнюю ночь", то для Логана Шелли это многоцветие Ночи, от самых мрачных тонов, до светлых и грустных. Для Логана в Шелли актуальна парадигма Ночь -- Сон -- Смерть.

"Пени Дредфул" это, разумеется совершенно в духе романтиков, разговор о Смерти (*это же отмечал в своём интервью и Тимоти Далтон,«Основная линия в сериале - это пространство между жизнью и смертью» ). Сэр Малькольм, ведущий персонаж, сражается со Смертью за свою дочь. Ванесса -- провидица, жрица богини всех ведьм, Гекаты, с ней же связана тесно египетская мифология, и Книга Мёртвых. Стрелок Итон влюблён в умирающую девушку, и в этом тоже есть определённая литературная традиция, позднего романтизма (и уже в общем-то не романтизма) -- мотивам Эдгара По. Не говоря уже о д-ре Франкенштейне, который попросту создаёт новое Существо, попросту оживляет мертвеца.

В "Пенни..." именно то и нравится, что постоянное обращение к лучшей английской (и англоязычной) классике литературы. Сам стиль сериала нравится не всегда. Но переосмысление образов, идей -- довольно интересное.

В "Пенни..." ряд интересных персонажей. Остановимся на полюбившихся (многим) Итоне и Броне.
Как указывалось раньше , в развитие этой любовной линии на грани жизни и смерти есть обращение к творчеству По. Красота отношений, расцветающая на Грани ! (*http://www.proza.ru/2014/05/31/483 )
Хотя в 6 серии мало места уделено этим двум героям (стрелку Итоне и Броне), а в 5 серии эти герои вообще были упущены, но ведь важен эмоциональный накал сцены,даже самой короткой.

Что характерно: В "Пенни..." всё трагедия. Юмор допустим лишь в очень малых дозах: каких-то кратких, остроумных реплик, всё это верно. Романтизм (в литературе) не отличался чувством юмора. Сарказма, иронии -- да, но не юмора.

Отношения Итона и Броны очень земные, и очень драматические одновременно, потому что завязываются в предсмертный для Броны период, на грани. Именно то, что на грани -- и делает эти отношения очень яркими, чистыми, не телесными (в силу тяжёлой болезни Броны), слабости, умирания её тела, и обращения, уже невольно, к миру духа. В обычных, благополучных условиях, ведущих к банальной свадьбе, и тэ пэ -- таких отношений быть не может. Там -- отношения завязываются на плоти ( и для продолжения плоти, подсознательно), и во вторую очередь на духе. (*да, кстати, аксюморны, которые любит Логан -- Брона девушка по вызову,но, получается, что самый не-телесный персонаж )) ). В случае Итона и Броны на первый план выступает духовное единение, и острое переживание того момента, что рядом (осязаемо-рядом) быть остаётся недолго, какие-то месяцы, недели... Не года, не всю жизнь.

Именно об этой яркой вспышке чувств, которая может возникнуть только на грани (и что это привлекательно -- испытать такое), и предупреждали Итона и Ванесса, и сэр Малькольм.

Но истинная любовь. разумеется, "всегда ищет и находит оправдание любви" (Меттерлинк). Здесь оправдание очень сильное и гуманистическое: Итон остаётся рядом с совершенно одинокой, умирающей девушкой, которой, конечно, страшно, кроме того, что попросту больно. Итон ведёт себя как мужчина, достойный мужчина.

Джош Хартнетт великолепно, правдиво передаёт весь этот очень сложный пласт переживаний своего героя. Иных чувств, которые испытвает Итон и не опишешь словами, их можно передать только выразительными средствами кино: движением, светом, целостными картинами кадра... То, как Итон отбрасывает с кровати запачканную кровью подушку и подкладывает чистую под голову Броны. То, как Брона прижимает к себе его руку, держится за неё -- ей страшно, но и в душе Броны тоже целый спектр ярких, обострённых чувств, не только страха и ожидания боли, смерти. Каждый из нас имеет право опереться на чью-то руку, тем более в такой час.

И- кто знает? -- может быть и стоит обывательское и ровнотекущее, зато долгое счастье -- именно таких вот, духовно-ярких и совершенно незапятнанно-чистых отношений?... Несмотря на пятна крови на подушке Броны.

Об это разговор вёлся, например, во многих сериях "Доктора Хауса", когда людей показывают на той самой грани, и где проходит их настоящая проверка, прежде всего на человечность в человеке.

Итон и Брона с честью проходят это испытание. Если нужно -- просят прощения, и прощают. Потому что все эти обиды не важны, они, теперь, это прекрасно понимают. Это трагедия, но светлая трагедия, это слёзы на глазах, но сдержанные слёзы, это духовное очищение через боль, и ещё раз более глубокое понимание того, что действительно дорогого в жизни. А действительно-дороги самые искренние и простые отношения, без пафоса, без лишней страсти. Но с глубокой, глубокой нежностью в душе.

И Джош Хартнетт, и Билли Пайпер сумели доказать это зрителю в своих коротких и вроде бы не таких уж важных сценах.

По отзывам на форумах пара Брона и Итон приглянулись зрителям не меньше яркой, готической Ванессы, с её запоминающимися провалами в Одержимость, или сцен с кровавыми монстрами, бурное и яркое действие. В сериале нужна была такая девушка, как Ванесса -- и такая девушка, как Брона, абсолютно противоположная Ванессе, и по внешним данным тоже. По словам Логана, для него именно Ева Грин (*Ванесса) стала Музой.

Но Билли Пайпер и Джош Хартнетт, может быть и не совсем в воле демиурга действия, заставили ярко сиять (для зрителя) отношения Броны и Итона. Это как раз тот пример, когда Демиург уже не властен над своими Созданиями. И верный признак того, что выдумка -- оживает, и Создания уже начинают диктовать Создателю свои мысли и действия.
........................

... Так же очень интересна  фигура Калибана, злого сына и проклятия доктора Виктора Франкенштейна. Ван Хельсинг, ненадолго появившись на сцене, уходит, выполнив свою функцию (носителя знаний о вампирах). А противостояние Отца и нелюбимого Сына продолжается.

Калибан не человек, монстр. Но он стремится ко всему человеческому. И, как ребёнок, ещё не может понять : человек многому в этом мире учится через боль. Малыш, рождаясь, радуется миру, но вот ребёнок касается раскалённого камня в печке, и понимает, что это больно, и запоминает, что этого делать не нужно. Калибан видит красивую девушку, взметнувшую в нём самые сильные чувства своей красотой и состраданием, и не понимает, что нужно пройти этот урок, и принять боль неразделённой любви. Пройти через это, понять, что это такое, пройти с честью. Но, как ребёнок, Калибан только одного желает: избавиться от боли. И, в отместку за свою боль, причинить боль кому-то другому. Ближе всех, кому можно причинить боль, и обвинён во всём несчастный его Создатель, Виктор. Ситуация прямо как в "Тарасе Бульбе" ( в параллель с русскими классиками :))) ) , Остаётся Виктору только одно сказать своему детищу, если он не утихомирится: "Я тебя породил, я тебя и убью"!

Так развернула события в своей книге Мэри Шелли. Да, да  Мэри Шелли -- вторая жена Перси Шелли, написавшая "Франкенштейна. Кстати, на спор с Перси Шелли , и Байроном, и другими писателями, гостившими у Байрона, в его итальянском домике. Перси Шелли и Байрон были очень хорошие друзья :)) . В совсем небольшом рассказе-повести, даже не книге. Виктор Франкенштей гонится повсюду за своим Созданием, чтобы прикончить монстра.

Но в "Страшных Сказках" не понятно, что решит Виктор, и как сложится судьба Калибана, как разовьют этот характер. Пока что Калибан познаёт, что такое боль любви.

Тут опять невозможно не привести пример из Блэйка, из его "Песен...", Неведение,  романтическое представление о любви, только представление  -- и Познание, что есть любовь. Калибан же (и вообще Создание, и человек в том числе ) подобен кому земли. Который может превратиться в камень ))   :

William Blake
The Clod and the Pebble

'Love seeketh not itself to please,
Nor for itself hath any care,
But for another gives its ease,
And builds a Heaven in Hell's despair.
So sung a little Clod of Clay,
Trodden with the cattle's feet,
But a Pebble of the brook
Warbled out these metres meet:
'Love seeketh only Self to please,
To bind another to its delight,
Joys in another's loss of ease,
And builds a Hell in Heaven's despite.


 Уильям Блэйк

Ком Земли и Камень.

— Не себялюбица Любовь:
Готова претерпеть беду,
Пролить слезу, порою кровь...
С любовью счастье — и в аду! —

Так пел беспечный Ком Земли.
Вдруг — Лошадь. и копытом — трах!
И Камень, притаясь в пыли,
Передразнил в таких стихах:

— Нет, себялюбица Любовь:
Готовит всем беду свою —
Те слезы льют, порою — кровь...
С любовью — горе и в раю!

.................................... Перевод В. Топорова

Ком Глины и Камень

«Любовь прекрасна и скромна,
Корысти ей не надо;
За нас в огонь пойдет она —
с ней Рай и в бездне Ада!» —

Так пел Ком Глины в колее,
Попавший под копыто.
На это Камень из ручья
Ответил ядовито:

«Любовь корыстна и жадна!
Покоя нас лишая,
Все под себя гребет она —
с ней Ад и в кущах Рая!»

................................Перевод С. Степанова

Калибан это и праобраз подростка, обвиняющего во всех своих несчастьях предков. Подростка нелюбимого (как он считает )) ), упрямого и замкнутого. Не желающего расти выше своих обид, и не осознающего ещё многих моральных понятий: например, что такое эгоизм, что такое прощать, не понимающего, что к истинной любви не приходят с тягостью прошлых обид в душе.

Всему этому человек учится всю жизнь. Но Калибан этого ещё не знает. По-сути он учится быть человеком. Он не может понять, например, того, что и его Создатель Виктор пришёл к своему великолепному и страшному открытию через боль потери. А доктор Франкенштейн гений, ведь он разрешил вопрос-вопросов, он оживил мёртвое! Он создал Гомункулюса, искусственное, но живое Существо!, то, над чем бились Средневековые алхимики, и Европейская наука, со времён Средневековья, то есть с самого своего начала.  Виктор пришёл к своему открытию через огромную потерю, или, как говорят психологи через детскую травму: потерю любящей матери (*этот же мотив указан и в произведении Мэри Шелли).
Потери должны делать человека -- Человека!, не монстра! -- гуманнее и сильнее.
Хотя Виктор создаёт своё творение назло Богу, не веря в Бога, в обиде на Бога, и более того -- в споре с Богом.Это прекрасно показано в сцене со священником, 7 серии.

Скоро мы увидим последнюю серию "Страшных Сказок", первого сезона. Второй сезон уже заявлен, и в нём будет 10 серий.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.