Он не нищенствовал, а продавал иголки

Мне выдавали на дорогу в школу восемьдесят копеек: на троллейбус туда и обратно. В хорошую  погоду я старался их сэкономить и шёл пешком.

На половине дороги, как раз, если погода была хорошая, обычно весной, на перекрестке улицы Кропоткина и улицы Ленина, я проходил мимо инвалида.
У него не было рук, всё лицо был в шрамах, на месте глаз были ямки пустых глазниц.

На нем была тёмносерая, потертая телогрейка, с зашитыми на плечах отверстиями от рукавов, которые были ему не нужны.
Грудь на телогрейке была аккуратно рядами усеяна иголками разной длины и толщины. Слева, то есть на правой стороне груди, начало каждого ряда уверенно обозначал серебром и кровавой эмалью прикрученный Орден Красной Звезды. Рядов было три.

Те, кто хотел купить иголку, наверное, должны были бросить в консервную банку деньги. То есть, деньги в банке лежали, но как они туда попадают, я никогда не видел. Не видел и того, вытаскивал ли кто из телогрейки иголки. Мне кажется, тот, кому нужны были иголки, шёл за ними в магазин. Но инвалид стоял прямо, лицом к северному солнцу, целый день.

Когда я шёл обратно после школы, если редкое Ленинградское солнышко ещё светило, инвалид стоял уже на другой стороне улицы. Он опять подставлял лучам бледное лицо с темными глубокими шрамами. Иголки так же блестели затвердевшими слезами, возглавляемые тремя орденами.

Однажды, задержавшись с уроков, я увидел, как медленно разгибалась с денежной банкой в руке пожилая женщина, как она уводила инвалида домой. Я догадался, что наверное она же помогала ему переходить улицу вслед за весенним теплом.

Оба моих родителя были тяжело ранены на Войне. Но они были активными, работали на хороших работах. Я не мог в десятилетнем возрасте понимать сложности общественных отношений, но чувствовал особенность положения инвалида.

Мимо него я старался проскочить как можно быстрее, не глядя в его сторону. Мне почему-то было стыдно, что я не покупаю иголки, не бросаю денег в банку.

Опять же в хорошую весеннюю погоду, каждый год между пацанами возникала эпидемия игры в «пристенок». Нужно было ударить в стенку ребром своей крупной монеты, и если она, отскочив, попадала в монету другого игрока, засчитывался выигрыш.

Подбивали нас на эту игру прогульщики-старшеклассники, причем правила постоянно менялись, так что мы, младшие, обычно были в проигрыше. Я проигрывал не больше сэкономленных восьмидесяти копеек. Но неоднократно видел и слышал, как мои ровесники проигрывали деньги от завтраков, и даже, выданные им матерями на поход в магазин за продуктами.

Однажды я услышал хвастовство одного из игроков, как он утащил банку с монетами у слепого инвалида. Кто-то одобрительно засмеялся, большинство промолчало. Я тоже ничего не сказал, потом ушел. Больше в «пристенок» не играл.

Мне было очень страшно, когда я первый раз положил в банку сорок копеек. И убежал. В следующий раз я положил восемьдесят копеек. И отошёл спокойнее. Через несколько дней я опять подошёл к инвалиду, положил восемьдесят копеек и сказал:
- Здравствуйте!

Он ответил, глухим голосом, с не изменившимся лицом:
- Здравствуй, мальчик, спасибо тебе, - и помолчав, добавил:
- Я давно тебя узнаЮ, по шагам. Ты не бойся меня.
А я наоборот, пришел в ужас. Буркнул что-то неразборчиво, и убежал.
Значит, инвалид знает меня? И он понимает, что я его боюсь? И, наверное, знает, почему?

Три недели до конца учебного года я ходил в школу по параллельной улице. Летом мы уехали на дачу. Следующая осень была дождливая, и я ездил в школу на троллейбусе. А весной инвалида я не встречал.
И больше никогда не видел лицо со шрамами, выше телогрейки без рукавов, утыканной  рядами иголок на продажу. Иголок после орденов.

***************************************

Позднее, от учителей в школе, от замполитов в армии, от профессоров в институте я узнал, что обещали всем людям, не только инвалидам, Кропоткин и Ленин.

Теперь известно, что в конце сороковых годов, наиболее изуродованных инвалидов, разбросанных Войной по стране (безногих, безруких и подобных, оставшихся без присмотра и смущавших взоры обывателей), советское правительство вывезло из больших городов. Для таких Ленинградских инвалидов местом высылки был назначен остров Валаам, в дальней части Ладожского озера.

Когда я уже взрослым впервые попал туда с экскурсией на теплоходе, на пристани нас встречали несколько безногих людей, на маленьких квадратных дощечках, с колёсиками, прибитыми снизу. Они пытались продать пассажирам корзинки собственного плетения.

Но экскурсанты, в основном, пробегали мимо. Они  спешили проселочной дорогой через лес посмотреть великолепный Собор с входом из черного гранита и колоннами из гранита розового, с куполом, который к тому времени ещё сохранил дореволюционную позолоту, как вчерашнюю. Спешили приобщиться к искусству, к вечной красоте, пробегая мимо живого нищего уродства.
Наверное, никому из них не приходилось слышать в детстве из уст инвалида:
- Ты не бойся меня!

1954-2014г.


Рецензии
Не слов.
Спасибо.

Яков Капустин   30.05.2015 18:16     Заявить о нарушении
Яков, Вам особенное спасибо.
Вы знаете, что я восхищаюсь и увлечен Вашими произведениями.
Извините, что не сразу ответил (не увидел).

Борис Васильев 2   31.12.2015 18:07   Заявить о нарушении
Написано хорошо, мне понравилось. Но есть немного лжи, а ложь все портит, как ложка дегтя бочку меда. Подробно.

Ветеран ВОВ нищенствовал под видом продажи иголок. Нищенство приносило и сейчас приносит огромные доходы. Сам ли он на это пошел или родственники заставили, то вторично.

Ложь, что всех Ленинградских инвалидов выслали на Валаам. Почти все обитатели дома инвалидов на Валааме были местные, из Карелии. И инвалидов ВОВ среди них даже в 1950 году было меньше половины, из 904 человек. Причем почти все они были переведены на Валаам из домов инвалидов Карелии малой наполняемости, я смотрел списки пациентов Валаамского дома инвалидов начала 50-х, точнее их фотокопии в интернете, правда там лишь часть пациентов, но теорию вероятности никто не отменял. Ни одного из Ленинграда не попалось, все из Карелии. Того же знаменитого инвалида Васю Петроградского из Ленинграда направили в Горицкий дом инвалидов. А почему ? Горицкий дом инвалидов имел всесоюзный статус. А валаамский республиканский, Карело-Финской ССР.

Почему инвалиды на Валааме продавали свои поделки, что у них денег не было, их не кормили ? Их очень хорошо кормили и тому много свидетельств, много людей посещало валаамский дом инвалидов в 60-е в 70-е годы, того же знаменитого художника Доброва. Естественно, кормили бесплатно. Им платили пенсии. Но они пенсии быстро пропивали в местном магазине, он был расположен возле дома инвалидов, а выпить хотелось, вот они и торговали своими поделками, чтобы снова купить водки. Не все, но большинство. И вина не СССР, что они стали инвалидами, а фашистов и запада, который породил гитлеризм. А СССР делал то, что мог, чтобы облегчить жизнь инвалидов. Только надо было и страну восстанавливать. Кроме того, в стране не только инвалиды жили.

И еще. Как же этого инвалида не выслали, как ему разрешали нищенствовать если советская власть такая сволочная ?

Если есть желание, прочтите вот это эссе о валаамском и горицком домах инвалидов. Там правда.

http://www.proza.ru/2019/04/22/919

Константин Калинин   23.04.2019 20:45   Заявить о нарушении
Константин, спасибо за внимание к моей работе, за оценку "Написано хорошо, мне понравилось."
Вы правы в том, что у меня ДВЕ картинки, разделенные во времени на 18 лет.
Первая - просто наблюдение ребенка.
Вторая - наблюдение с комментарием уже взрослого.

Об остальном Вашем тексте несколько комментариев.
"Нищенство приносило (что Вы лично знаете о том, каковы были доходы моего Героя?)
и сейчас приносит огромные доходы."
Про сейчас - не интересно.

"Ложь, что всех Ленинградских инвалидов выслали на Валаам. "
Про ВСЕХ у меня нет ни слова.

"выпить хотелось, вот они и торговали своими поделками, чтобы снова купить водки. ".
Спасибо за подтверждение и обоснование моих строк.

"советская власть такая сволочная".
Это Вы написали, не я.

Прочёл Вашу статью.
Написано плохо, мне не понравилось.
Много передернуто, много эмоций, высосанных из пальца, типа "советская власть такая сволочная".
Далее нет желания анализировать.
Здоровья Вам.

Борис Васильев 2   24.04.2019 21:19   Заявить о нарушении
Борис, это публицистика, а не художественное произведение, и для публицистики написано неплохо. Очевидно, вы просто не понимаете разницу между художественным произведением и публицистикой.

А ваш рассказ написан чересчур наивно, я бы сказал инфантильно, глупо, с желанием выдавить слезу из читателя. И лживо. Там масса банальных, заезженных фраз, штампов. Это не художественная литература, а халтура под нее. Графомания. Хоть и качественная. Сами внимательно перечитайте, как посторонний человек, если у вас немного вкуса есть. Но для данного графоманского сайта сойдет. Пожалуй, даже хорошо. Поэтому и похвалил.

Константин Калинин   24.04.2019 23:02   Заявить о нарушении
Теперь известно, что в конце сороковых годов, наиболее изуродованных инвалидов, разбросанных Войной по стране (безногих, безруких и подобных, оставшихся без присмотра и смущавших взоры обывателей), советское правительство вывезло из больших городов. Для таких Ленинградских инвалидов местом высылки был назначен остров Валаам, в дальней части Ладожского озера.

Вас в вашу ложь носом надо тыкать. Вы тут явно обобщаете и подразумеваете, что всех, кто опустился и нищенствовал, выслали из больших городов. А из Ленинграда всех таких выслали на Валаам. Вы "господин соврамши". Но очевидно для вас врать так же естественно, как дышать. Вы даже не осознаете своей лжи.

Константин Калинин   24.04.2019 23:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.