22 июня - день рождения отца

Вторая мировая война прошла непосредственно по жизни трех поколений, была общей, всенародной драмой, а для каждой отдельной человеческой судьбы - особенной, неповторимой. Тема этой драмы неисчерпаема.
   В жизни  отца - Макса Урьевича Шац-Анина война преломилась тоже своеобразно - сказались его личная судьба, характер его восприятия, мировоззрения и мироощущения.
   В его архиве  я нашла вырезку из "Литературной газеты" за 24 ноября 1966 года. Это последние письма Стефана Цвейга, написанные им в 1941 -1942 годах: "Новости из Европы ужасны... Ужас, который у меня вызывают нынешние события, возрастает до бесконечности... Я совершенно не в силах заниматься чем бы то ни было. К тому же еще эта мысль, что никогда уже не будет ни дома, ни угла, ни издателя... Все мы в нашем возрасте - только зрители этого спектакля или, точнее, этой великой трагедии. Нам остается лишь уйти, тихо и достойно". Стефану Цвейгу был тогда всего 61 год. 23 февраля 1942 года он вместе со своей женой добровольно ушел из жизни, сложил свое оружие перед неотвратимой, как он считал, катастрофой.
   А ведь произошло это уже после первого крупного поражения гитлеровцев во второй мировой войне - под Москвой, и уже был развеян миф о непобедимости германской армии.
   Хорошо известно, как сильно проявилась активная духовность многих людей уже в первые трагические месяцы Великой Отечественной войны, когда события развивались угрожающе стремительно, и не только вся Европа была под пятой фашизма, но один за другим были заняты фашистскими войсками Минск, Псков, Витебск, Смоленск.
   Макс Урьевич жил тогда всецело импульсами высокой идеи, движимый внутренними духовными процессами, игнорируя все внешние помехи - неустроенный быт военного времени, непривычный уклад жизни, утрату специфических для него, незрячего, условий творческого труда. Ничто не могло повергнуть его в состояние депрессии, морального упадка, неверия в грядущую победу над фашизмом. Сказались идейная убежденность и целеустремленность отца, его личный опыт. И еще - великая ненависть, рожденная великой любовью.
   Однажды в самом начале войны я видела, как, стоя у репродуктора и слушая впервые песню "Священная война", Макс Урьевич плакал. Трагические, торжественные звуки, художественный образ мощного всенародного порыва, во всей первозданности возникший тогда в этой песне, потрясли его душу. Мощные и торжественные звуки, как грозные артиллерийские залпы, разили врага, уничтожали, испепеляли...
   22 июня - день рождения отца. Случайное, ничего не значащее совпадение. И все же это - еще одна капля драматизма в его нелегкой судьбе. С той поры - с 22 июня 1941 года - день его рождения был сопряжен с тяжелыми воспоминаниями о начале великой народной трагедии.


http://forum.myriga.info/?showtopic=335
Подробная биография и библиография



   


Рецензии