Мухаджиры и их лезгинские корни

После поражения в Кавказкой войне (1817-1864) перед горцами стояла сложная дилемма, смириться с существующим порядком вещей - без возможности жить в соответствии со своими религиозными убеждениями, либо выбрать другой путь - стать мухаджиром.

В современной исторической литературе по мухаджирством понимают — массовое переселение мусульман в мусульманскую страну из немусульманских стран, где мусульмане являются меньшинством или чаще всего им становятся в результате военных действий. Сам термин "мухаджиры"  происходит из арабского языка от слова хиджра — переселение.

На заре ислама, мусульман которые переселились из Мекки, называли «мухаджиры» (что означает «переселенцы»), лишь через время этот термин распространился на всех мусульман — «переселенцев». Как самостоятельное движение на Кавказе оно оформилось в последний период войны и послевоенное пятидесятилетие.

Справедливости ради нужно отметить, что само по себе мухаджирство на Кавказе не было каким то уникальным, "крайним" явлением, в настоящее время аналогичные процессы мы можем наблюдать в различных уголках нашей земли.

В истории кавказского мухаджирства выделяют до шести этапов:

1. вторая половина 1850-х гг.;

2. первая половина 1860-х гг.;

3. вторая половина 1860-х - начало 1870-х гг.;

4. 1870-е гг.;

5. 1880-е и начало 1890-х гг.;

6. вторая половина 1890-х - 1920-е гг.

На Кавказе к мухаджирству вынуждены были прибегнуть жители сел, городов и даже целые народы. Кто же были те люди которые покидали родину? Каков был их социальный статус?

В авангарде дагестанских переселенцев стояла интеллигенция, преимущественно набожная - этакие идеологические маяки - пользующиеся огромным авторитетом в джамаатской (сельской) среде, следом идут горцы - мюриды впитавшие идеи свободы и равенства шейха Ярагского и его сподвижников. И конечно же обычные крестьяне, коих в то время было подавляющие большинство.

Нельзя не упомянуть и этническую составляющую мухаджиров. Применительно к Дагестану это были преимущественно аварцы, лезгины, лакцы - ставшие ядром сопротивления военщине царизма. Основным центром миграции для дагестанцев стала современная Турция. Расселяясь компактно в этой стране  - образовывались этнические дагестанские анклавы.

В данном материале мы хотели бы остановиться на ареале расселения лезгин, за интеллектуальный вклад которых, в периоды, как до, так и после Кавказской войны, на ряду с черкесами были подвергнуты со стороны российских властей наибольшими репрессиями, трагические последствия которых чувствуются и настоящее время - речь идет о состоянии этно-территориальной раздельности народа.

Сегодня в Турции лезгины проживают в населенных пунктах Ортажа, Яйлакёй (Балакесир вилайет), Дагестан (около Бергамы), Гюнейкин (около Яловы), Финдиджак (около Измира), Каялипинар, Эмилрлер, Селимие, Османие, Султание (в провинции Сивас) также проживают в крупных городах.

Многие из потомков мухаджиров уже на новой родине достигли внушительных успехов,  оставив существенный след в области политики, искусства, литературы и религии. Назовем имена некоторых из них - это Якуб Джимил, Хусейн Наиль Кубалы, Мухаммад  Котку, Кемаль Явуз, Али Нихат Тарлан и многие др. Еще одним из таких был выходец из Дагестана занимавший должность главы правительства Турции в 1946-1947 годах  Мехмет Реджеп Пекер (на фото).

Известно что Мехмет Реджеп Пекер родился в Стамбуле 5 февраля 1889 года. Его отец которого звали Мустафа, мигрировал в Турцию из Южного Дагестана. 

Биография данного военного и политического деятеля весь любопытна. Первое что сделал молодой Мехмет это поступил учится в военное училище. После окончания которого в 1907 году ему присваивается звание лейтенанта. Через четыре года Мехмет (тюркский вариант дагестанского имени Магомед) поступает на учебу уже в штабной колледж, который он завершает в 1919 году.  Известно, что Мехмет будучи военным офицером участвовал в военной компании в Йемене в 1911-1912 годах, в Триполи, в Балканских войнах в 1912-1913 годах.

Во второй половине 1919 года, он служил уже помощником учителя истории войны в Военной Академии.

4 февраля 1920 года  Мехмет в составе эскадрильи, в звании майора принимает участие в так называемой "войне за независимость Турции".

К слову послевоенная карьера Мехмета Реджепа была не менее яркой. Уже 23 апреля 1920 года его назначают Генеральным секретарем Великое Национальное собрание Турции, где он прослужил в этой должности более трех лет.

12 июля 1923 году, его повторно избирают в парламент в качестве депутата от  одной из партии (ВНСТ). Мехмет Реджеп занимал также такие министерские должности в правительстве Турции, как министр финансов в период с 6 марта и по 22 ноября 1924 года, министр Внутренних Дел,  министр Развития и Жилищного строительства.

4 марта 1926 года Мехмет Реджеп был назначен министром Национальной Обороны, чуть позже, в 1927 году министром Общественных Работ . В 1928 году его иберают членом Парламентской группы пресс-секретаря и Генерального секретаря Народно-Республиканская Партия (ТЭЦ).

Мехмет Реджеп инициировал создание "Истории Революции" с последующим включением его в школьные программы. Он преподавал в университетах Анкары и Стамбула, а также в Военной Академии. Позже он написал об этом книгу.

17 августа 1942 года, он был назначен министром Внутренних дел в кабинете Сюрку Сараджоглу, который проработал девять месяцев. Мехмет Реджеп стал первым премьер-министром в многопартийной период начиная с 7 августа 1946 года. В этой должности он прослужил до 7 сентября 1947 года. В 1948 году он уходит из политической жизни Турции, на заслуженный отдых.

Мехмет Реджеп умер 2 апреля 1950 г. и был похоронен в Стамбуле на Эдирнекапы - на так называемом "кладбище мучеников" .

Между тем, именно такой, без преувеличения яркой и насыщенной на события, жизнь одного из многих представителей потомков дагестанских мухаджиров, которым в праве гордиться нынешнее молодое поколение дагестанцев.


 
Автор: ‘Али Албанви



ЛИТЕРАТУРА

1. Sefer E. Berzeg «T;rkiye Kurtulu; Sava;;'nda ;erkes g;;menleri». Том 2, стр. 54. Изд-во «Nart Yay;nc;l;k», 1990 г.

2. T;rkiye Kurtulu; Sava;;'nda ;erkes g;;menleri, Том 2 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/PBhck, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 24.06.2020). — Яз. тур.

3. Turgut ;zakman, R;za Nur. Dr. R;za Nur dosyas;. — Bilgi yay;nevi, 1995.  [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/PBhdF, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 24.06.2020). — Яз. тур.


Рецензии
Между тем, именно такой, без преувеличения яркой и насыщенной на события, жизнь одного из многих представителей потомков дагестанских мухаджиров, которым в праве гордиться нынешнее молодое поколение дагестанцев.
И ЭТО ПРЕКРАСНО! ОНИ НЕ ЖИЛИ В НОЧНОМ КЛУБЕ, НЕ ВОРОВАЛИ ДРУГ У ДРУГА АЙФОНЫ, ЖЕНЩИН НАЗЫВАЛИ НА ВЫ И БЫЛИ-МУЖЧИНАМИ!

Аллеф Лей   26.06.2014 12:50     Заявить о нарушении
НАШИМ ПРЕДКАМ СТЫДНО СМОТРЕТЬ НА ВСЕХ НАС С НЕБЕС.... ПРОСТО УЖАСНО СТЫДНО..........

Аллеф Лей   26.06.2014 12:52   Заявить о нарушении
Согласен с Вами...

Али Албанви   26.06.2014 23:55   Заявить о нарушении
Найдете Время, прочитайте у меня Радугу в облаке. Вся проблема этого мира в том, что в нем осталось очень мало МУЖЧИН, и стало очень много американоподобных гомиков (гомик в ДУХЕ- намного хуже, чем гомик в теле...)

УВАЖАЮ ВАС ЗА ТО, ЧТО ВЫ ПИШЕТЕ! КОГДА ВО ВСЕХ МАЛЫХ, НО ГОРДЫХ НАРОДАХ ПРОСНУТСЯ МУЖЧИНЫ, ЭТОТ МИР ИЗМЕНИТСЯ.

Аллеф Лей   27.06.2014 10:33   Заявить о нарушении