Приложение

1. Методическа справка:
 - рекомендации к проведению экскурсий.


2. Список иллюстраций.



1. Уроки эстетического цикла через свои специфические виды и в комплексе закладывают основу для развития эстетических чувств. В книгах В.М.Неменского "Мудрость красоты" и Д.Б.Кабалевского "Воспитание ума и сердца" настойчиво проводится мысль о том, что уроки художественного цикла не могут быть второстепенными, развлекательными. Это главные уроки человековедения. Формирование эстетических отношений должно всегда решаться как специальная учебная задача. Эту работу необходимо продолжать во внеклассной и внешкольной работе, на уроках нехудожественного цикла.
Немаловажную роль могут сыграть факультативы,предназначенные углублять знания, удовлетворять познавательный интерес, развивать способности.
Часы по "изобразительному искусству" в школьных учебных планах и программах практически не решают проблему формирования эстетического отношения к архитектурному наследию. Но, факультативные занятия по теме "Архитектура 19 века" можно подготовить, в форме лекций, бесед, конференций, экскурсий.
Комбинированное занятие - самый целесообразный путь, так как это самонастраивающаяся система, ее можно перестроить по ходу изложения материала. Такое занятие обеспечит разнообразие форм и методов обучения: лекция познакомит учащихся с языком архитектуры как необходимым средством для понимания произведений зодчества, даст понятие о стиле, проведёт искусствоведческий обзор архитектуры 19 века. События далекого прошлого должны предстать как истоки настоящего. Прием исторического сравнения повышает интерес к проблеме. Для лекции может быть использована главная часть данной работы и наглядные пособия, представленные в ней.
Экскурсионное учебное занятие призвано обогатить знания на основе непосредственного восприятия архитектуры, накопить наглядные представления и факты. Учебная экскурсия должна иметь цель обучения: обогатить эстетические чувства; развивать наблюдательность, память, мышление, эмоции; активизировать познавательную деятельность. Экскурсия поможет ученикам охватить содержание темы широко и в большей степени, чем какая-либо другая форма обучения. Ведь усваиваются не только  новые знания, но и приобретаются умения и навыки их применения (например - зарисовка произведения архитектуры). Сложность организации и проведения такой экскурсии, необходимость специальной подготовки отпугивает преподавателя от этой эффективной формы обучения. И напрасно. Ведь представляется возможность изучить в естественной и непринужденной обстановке своих воспитанников. В дополнение ко всему - только в непосредственном соприкосновении с природой и архитектурой родного города воспитывается бережное отношение к окружающей среде, чувство ответственности, патриотизм.
Таким образом, на экскурсии в единстве и взаимосвязи осуществляются образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения.
Наглядность - существенный признак любой учебной экскурсии. Благодаря наглядности учащиеся быстрее усваивают знания, которые затем становятся опорным фактическим материалом в познавательном процессе. Следовательно:
- необходимо изучить архитектуру 19 века;
- знать тенденции её развития;
- затем выбрать оптимальные объекты, дающие полную информацию по изучаемой теме;
- определить их образовательную возможность.
При изучении архитектуры исторической Одессы выявляется огромное количество объектов, демонстрирующих этапы развития зодчества 19 века. Это обстоятельство и необходимость учитывать возраст экскурсантов - определяют циклы экскурсий, например:
- "Архитектура классицизма";
- "Архитектура эклектики и модерна";
- "Современная архитектура".
Такое разделение позволит изучить тенденции развития эпохи 19 века и каждого этапа в частности. Возраст экскурсантов при выборе цикла учитывается потому, что потребности в эмоциях, а так же устойчивость и емкость памяти у различного возраста не одинаковы. Учитывая, что произведения архитектуры требуют длительного восприятия (их нужно не только рассматривать, но и изучать теоретически на фотоматериалах и репродукциях), в план факультатива должны войти лекционные занятия, которые подготовят к восприятию произведений архитектуры в реале.
Экскурсия "Архитектура классицизма" позволит проследить эволюцию классицизма в Одессе, что является ее образовательной целью. В непосредственной зависимости от поставленной цели составляется маршрут: от дворцов-усадеб к особнякам с обязательным соблюдением "красной линии" улиц, к архитектурным ансамблям и комплексам, что даст понятие о градостроительстве в целом. Цельная экспозиция является источником развития культуры экскурсантов, делает плодотворным контакт с произведениями зодчества.
При подготовке экскурсии необходимо ознакомиться с объектами на месте, что позволит наметить маршрут передвижения. При этом нужно учитывать местные условия, вид передвижения, количество экскурсантов. Так как изучаемые объекты сконцентрированы в центральной части, передвижение к ним в условиях города не займет много времени и сил, нет необходимости использовать транспортные средства. В данном случае вполне уместна пешеходная экскурсия. В состав экскурсионной группы должно входить не более десяти человек. Обоснуем это: "Архитектура классицизма" тематическая и сопутствующая экскурсия, то есть объекты изучаются дополнительно на лекционных факультативных занятиях по фотоматериалам и репродукциям. Возникает необходимость посещения этих занятий. Форма факультатива не предполагает большого количества участников, к тому же нельзя забывать, что каждый экскурсант должен ощущать свой личный контакт с произведением искусства. Учитывая все эти факторы, намечаем маршрут передвижения и фиксируем его на плане местности. В ходе экскурсии могут понадобиться дополнительные пособия (в данном случае возможно схема архитектурных ордеров). Нельзя забывать об организационной подготовке:
- ознакомить участников со схемой маршрута;
- обсудить  необходимое оборудование (можно предложить взять фотоаппараты),
- назначить обязанности.
Экскурсия начинается с места встречи группы.По дороге к первому объекту можно предложить несколько вопросов проблемного характера, эмоционально настроить на восприятие объектов. Уже на месте нужно провести вступительную беседу. В ходе экскурсии помните о ведущей роли принципа наглядности, акцентируйте внимание на основных особенностях объектов. События, связанные с жизнью памятника сообщайте лишь после конкретизации произведения искусства. В заключение - беседа, в задачи которой входит:
- ответить на возникшие вопросы экскурсантов;
- выяснить степень усвоения материала, задав тематические вопросы.
Необходимо закрепить и систематизировать изученный материал. Для этого полезно воспроизвести ход экскурсии по основным моментам; оформить презентацию, подготовить стенд, провести конференцию и как можно чаще использовать материал экскурсии.
Таким образом, уроком эстетического цикла может стать прогулка по давно знакомым улицам. Дома как люди, не похожи друг на друга. Это каменные страницы истории города. И только ли города? На них смотрят, проходя мимо или проезжая в транспорте, как-будто механически листают книгу, не читая её. Но ведь она может рассказать многое. Нужно только понимать ее язык. А понимать этот язык очень важно, ведь на наших глазах растут новые архитектурные ансамбли. Надо уметь оценить их с учетом воплощенного в сооружения. Умение почувствовать красоту городской среды, степень воплощенности замысла архитектора даёт не только эстетическое удовольствие, но и ощущение "связи времен", живое чувство истории своей Родины.
Воспитание элементарных эстетических вкусов в области архитектуры дает возможность глубже осознать происходящее в стране сегодня.
Предлагаемая структура экскурсии может быть использована для изучения архитектуры эклектики, модерна, современной архитектуры.


Рецензии