62. Корона карнавала. Принцесса ночи
Дама-патронесса фэнсиона Трапеция – императрица Елизавета Петровна.
Дочь Петра I. Этим многое сказано.
Отец (почти Бог!) умер.
Наследница, преемница – она.
Больше некому продолжить державный замысел титана.
Она увидела в ясном свете, может, как никто, весь ужас, все величие России.
Доставшейся именно ей, рабе Божьей Елизавете (почему?) в удел.
И закрыла глаза руками. И… затанцевала.
Закружилась, запорхала, как Жизель в знаменитой сцене посвящения.
И остановилась, стиснув зубы. Закаменела, забронзовела.
Не упустить бразды власти. Не уронить скипетра и державы. Не предать мир.
Она старается.
И танцует.
И дерзает.
Именно при ней город переступает границу Фонтанки. Отодвигается тьма, дикость. Левый берег реки застраивается дачами придворных и чиновников.
По манию Елизаветы, художественно преображается Аничков мост – парадные ворота в фэнсион.
Она повелевает вырубить рощи, осушить трясины у Фонтанки, вымостить набережную, одеть в гранит берега.
Царица присутствовала, вместе со своими приближенными, на освящении церкви Владимирской Божией Матери – Святыни фэнсиона.
Именно в царствие «танцующей Елисавет» в России родился театр (удар царицыной ножки о паркет высек искру!) Бессильными оказались потуги, как царя Алексея Михайловича, так и его сына Петра I перенести европейский театр на русскую почву, и только когда Елизавета Петровна издала Указ «О представлении трагедий и комедий» – это прозвучало, как заклинание чародейки: Явись!
Хор современников.
- «Первая дочь двух первых» – великана Петра и красивой Екатерины, взяла лучшее у обоих, по крайней мере, во внешности.
- Высокая, статная, полногрудая, с цветом лица «как у богини Авроры», обладательница целой копны роскошных золотисто-рыжих волос.
- Даже выдержанные иностранные дипломаты, как сговорившись, писали в донесениях своим правительствам, что более авантажной женщины им в жизни не доводилось встречать.
Игру, переодевания, розыгрыши Елизавета обожала до страсти.
После ее смерти осталось несколько тысяч ее платьев, каждое из которых она надевала не более одного раза, сундуки драгоценностей и украшений – и, боже упаси! – никто из придворных и гостей не смел на балы и приемы явиться наряднее венценосной примы.
В ту пору женские роли в спектаклях придворного театра исполнялись миловидными мальчиками, – так вот, императрица собственноручно румянила эфебов перед выходом на сцену, вдевала им в уши серьги с бриллиантами. Сама она не прочь была покрасоваться в мужском костюме, весьма шедшем к ней, кавалеров же заставляла рядиться в фижмы и кринолины.
Умереть в хороводе Карнавала так легко, его стихия родственна смерти.
Коронованная красавица боялась могилы. Она никогда не посещала заупокойные службы и поминки; встретив на пути похоронную процессию – поворачивала карету обратно; при ней нельзя было заговорить о гробах, саванах и тому подобном, дабы не навлечь на себя монарший гнев. Из обихода царицы тщательно изгонялось все, что могло навести на мысль о неотвратимом конце жизни.
И все же, ей постоянно мерещился всюду запах тления, разложившихся тел – и она непрерывно душилась, нюхала ароматические соли, обмахивалась веером.
Некрофобия – болезнь трудноизлечимая. Елизавета не терпела ночи, темноты, особенно боялась полуночного часа, быть может, не напрасно, потому что едва ли не все дворцовые перевороты на Руси, в том числе и тот, что привел ее на трон, совершались в полночь. И вот, ночь во дворце государыни искусственно превращалась в день: окна занавешивались роскошными драпри, залы освещались множеством свечей, все придворные должны были бодрствовать. Елизавета порхала и резвилась среди вывернутой наизнанку ночи (интересно, казалось ли ей порой, что среди ряженых гостей затесалась «какая-то лишняя тень, без лица и названья»?)
В опочивальню «Принцесса Ноктюрн», как величали ее поклонники, отправлялась не раньше пяти утра, а назавтра все повторялось с начала. За вычетом постов и церковных служб – их царица соблюдала строго.
Дубянский, где ты?
Помолившись и покаявшись, получив от исповедника (Босая Голова) отпущение грехов – со свежими силами бралась за нелегкий труд развлечений.
«Металась между альковом и алтарем»… «Паркетная столпница»…
Она же отменила (ужаснувшись гибели, при Отце, миллионам подданных) смертную казнь на Руси.
Смерть, где твое жало?
Желала уменьшить могущество Курносой.
Но сама умерла. Так и не насытившись радостями.
Чем больше веселилась накануне – тем горше унывала поутру, сердилась, плакала. Впадала в самую черную меланхолию, в ипохондрию.
Выдумывала у себя болезни. Призрачна грань между мнимыми недугами нашими и невыдуманными. И те и другие убивают.
Богатырши хватило на двадцать лет этого каторжного увеселительного, танцевально-властного режима – она настолько переутомила свой могучий, от родителей с генами полученный организм, что внезапно скончалась.
Символично, в Рождественскую полночь, нескольких минут не дожив до святок – российского карнавала, чуть-чуть не дождавшись обожаемых своих новогодних увеселений.
Свидетельство о публикации №214062500627