Как быть при условиях нежелания учиться? Проблемы

Как быть при условиях нежелания учиться? Проблемы педагогики

Астахова О.А.

Часто возникает такая проблема в школе и в других учебных заведениях как нежелание учащихся (школьников, студентов) учиться, нежелание делать домашние задания, которые задаются учащимся для самостоятельной работы дома и которые принято проверять на уроке путем опроса (индивидуального – подробный ответ одного или двух учащихся у доски перед всем классом, фронтального опроса – три или четыре ученика коротко и ясно отвечают по очереди, только вставая  с места, на несложные вопросы учителя). Причем учащиеся не желают (не хотят) делать не только домашние задания, они не желают работать на уроке – не хотят писать конспект-схему, которую дает учитель на доске, не хотят отвечать на вопросы учителя после объяснения новой темы при закреплении учебного материала в конце урока. Более того, часто учащимся не интересны изучаемые темы на уроке, они могут отвлекаться, разговаривать друг с другом, решать какие-то свои проблемы параллельно с объяснением нового материала учителем на уроке, показывая, что им не нужен ни учитель, ни его представление (преподавание) изучаемого материала. Особенно такие явления часто встречаются в малочисленных сельских школах, где научные знания редко ценят, где преобладает сознание практической, а не теоретической жизни. В одной из таких школ мне так же довелось поработать учителем.    При проведении уроков я выявляла ряд проблем и противоречий, которые нужно было решать.
И ведь действительно, процесс обучения – часто трудный тяжелый и не всем учащимся доступен в полной мере. Учение требует больших затрат энергии, талантливости, хорошей работы нервной системы и психики (психических процессов: внимания, анализа, запоминания), что не у всех учащихся развито в сильной степени. Поэтому важно учитывать это и облегчать обучение для учащихся. Как быть при этих условиях? Как обучать учащихся так, чтобы они получали хорошие оценки («4» и «5») на уроках, не делая домашние задания, не сильно погружаясь в учебный материал, но хорошо воспринимая и усваивая его? Возможно, в дальнейшем установится форма обучения без выполнения домашних заданий, которые сильно угнетают учащихся, отнимают много свободного времени, причем потраченного часто без пользы, поскольку даже при чтении учебников (книг) дома учебный материал часто не запоминается, не понимается в полной мере. Можно выделить некоторые идеи для решения этих проблем.
1. При контроле знаний на уроке учитель может задавать учащимся простые основные вопросы по изучаемой теме (с опорой на  прежний жизненный опыт), ответы на которые не требуют подробного изучения учебного материала.
2. Учитель может позволять выступать учащимся у доски на уроке при индивидуальном опросе с кратким конспектом (схемой) по изучаемой теме, чтобы при пересказе учебного материала можно было бы подсматривать в конспект, который обычно записывается учеником в тетрадь с доски при написании схемы материала учителем во время урока (занятия).
3. При работе с индивидуальными карточками (содержат вопросы, на которые надо письменно ответить) в начале урока (как проверка домашнего задания для 2-3 учащихся) учитель может позволять подглядывать в учебник, но не списывать текст из него – то есть чтобы прочитанная информация прошла через понимание ученика хотя бы на уроке, если он не читал учебник по изучаемой теме дома.
4. При самостоятельных и контрольных работах на уроках учитель может подсказывать учащимся в трудных вопросах (заданиях), направлять их на правильный ответ, приводить некоторые схемы на доске для решения трудных вопросов (то есть учитель может наполовину уже дать ответ на вопрос, подтолкнуть учеников дополнить и завершить правильный ответ самим).
5. При фронтальном опросе (когда учитель задает вопросы по домашнему заданию, а ученики тут же устно отвечают на них) учитывать даже  малейшие (небольшие)  проявления памяти по учебному материалу, поощрять (хвалить) их, стимулировать их для более подробного ответа направляющими вопросами (один ученик так может ответить на 2-3 коротких простых вопроса, при таком фронтальном опросе можно спросить 3-4 человека, и хорошую оценку или «5» для одного учащегося можно поставить за 2-3 правильных кратких ответа).
6. Таким образом, при форме обучения, когда ученики приходят на урок с невыученным домашним заданием и когда не хотят отвечать, работать на уроке, важны мотивация (подталкивание) к восприятию и запоминанию учебного материала на уроке: нужно включать больше примеров из жизни (практическое использование учебного материала), интересные сведения из интернета по изучаемой теме (как дополнительный материал), доступное, облегченное краткое (основные принципы, основные понятия) объяснение изучаемого материала учителем и конспектирование его в виде простой схемы на доске (комментируя написанное) – ученики так же должны осознанно, понимая записывать эти схемы, понятия  в свою тетрадь.
7. Необходимо настаивать, чтобы ученики изучали материал учебника с опорой на записанный конспект (краткую схему изучаемой информации) в тетради по изученной теме, выбирая (выделяя) при этом основные моменты (пункты, определения, понятия) информации для запоминания, чтобы их затем можно было бы подробнее  раскрыть (рассказать).
8. Важно формировать у учеников позитивное (хорошее) и творческое отношение к учебному материалу, важно развивать у них умение свободно ориентироваться в изучаемом материале – опираясь на основные пункты, принципы, понятия (важно развивать способность их быстро находить в учебниках), то есть ученик должен научиться как бы «сверху» смотреть на информацию, выделять в ней нужные факты. Это умение учитель (преподаватель) формирует в учениках (учащихся) при выделении основных опорных пунктов (определений, понятий,  объясняя учебный материал на уроках.
9. Позитивное и творческое отношение учеников к учебному материалу развивается на основе понимания его важности в жизни, на основе возникшего личного интереса к этому материалу. При этих условиях ученик (учащийся) без трудностей может запомнить учебный материал в любых его подробностях и сразу же на уроке (без заучивания его дома в качестве домашнего задания). При этом ученик способен творчески оперировать информацией – выделять в ней главные факты (понятия, определения), обосновывать (объяснять) их, дополнять своими мыслями (и это без выполнения домашнего задания!).
10. Как у ученика сформировать личный интерес к изучаемому материалу? Обычно интересно то, что психологически близко человеку (близко его душе, психике), поэтому нужно найти те стороны в изучаемом материале, которые бы подходили (соответствовали)  психике учащихся (например, для подростков важна тема социализации, поиска себя в жизни, проверка своих способностей), поэтому здесь важно отмечать перспективы развития изучаемой информации, ее пригодности и важности в будущем.
11. Система контроля знаний учащихся должна быть щадящей (не сильно требующей идеальные подробные ответы на вопросы, учитывающей индивидуальные особенности учащихся, степень затрат их энергии на обучение). Здесь может помочь контроль знаний в форме зачетов (семинаров), когда учащиеся в течение определенного времени обучения (учебного срока – четверти в школе и семестра в высших учебных заведениях) несильно активны на уроках (занятиях) – то есть не отвечают на вопросы преподавателя (учителя), не желают выступать с докладом по изучаемой теме, но при конечной аттестации (в конце этого учебного срока) учащиеся всё же должны подготовить дома полные ответы на зачетные вопросы (причем ответы будут, конечно же, содержать ту информацию, которую обсуждали на занятиях (уроках), редко кто-либо из учащихся готовиться к зачетам по книгам самостоятельно). Причем контроль знаний в форме зачетов можно применить и в школе – то есть в конце каждой четверти можно организовывать семинар, где учащиеся будут подробно отвечать на зачетные вопросы учителя (список зачетных вопросов будет у каждого ученика, на которые он заранее подготовит ответы), и после ответа для каждого ученика будет выставляться определенная оценка по общепринятой пятибалльной шкале от «1» до «5». Но в течение четверти на протяжении 2-3 месяцев всё-таки ученики также должны работать, отвечать на вопросы учителя и получать оценки, даже если будет зачет в конце.

Июнь 2014 г.


Рецензии