Изгоев. Веховцы о Столыпине
Ты не поверишь, но и националисты, и октябристы делали тщетные попытки изобразить покойного гениальным государственником, великим реформатором. Ранее приведенные итоги говорят о том, что о гениальности говорить не приходится.
Да, явно к.п.д. его кабинета не тянуло до положительных итогов. Но так ли он сам виноват в создавшейся ситуации, когда верхи понимали, я бы сказал,-боялись, что грядут перемены? И в тоже время общая масса помещиков-землевладельцев на подсознательном уровне не была способна совершить их. И все действия, получается, всех этих "столыпиных"-ничто иное, как примитивная мимикрия.
Не обладая выдающимся умом, он все смешивал в кучу, коверкая предметы, вместо их тщательной обработки, шлифовки. Желая прослыть законником, Столыпин попирал все законы. Высокое самомнение, характерное для случайных людей во власти, буквально ослепило его. Насилием и произволом Петр Аркадьевич возбудил против себя всех и вся, начиная от мужиков и кончая высокими чинами. Далее идет эпитет "бездарный сановник". Эта характеристика нашего героя принадлежит "Русскому Знамени". Ещё не остыла могила убиенного, а черносотенцы вовсю открещиваются от того, кто мог бы, при определенном раскладе, стать их лидером.
Согласен, Соломоныч. Не случайно же в 1928 году выходит книга Ф.Т. Горячкина "Первый русский фашист Петр Аркадьевич Столыпин". Думаю, сценарий мог бы быть покруче немецкого. Объясню. Могло быть совмещение многовековой русской монархии и некого национал-социализма. Вот, как характеризует родословную нашего героя автор книги: "... по матери Рюрикович — принадлежит к потомству св. равноапостольного князя Владимира, Столыпин был потомок свят. Ольги, бабки св. Владимира, и потому не мудрено, что душа его так горела любовью к России." Стараясь не отстать от прославляющих Столыпина, Горячкин не останавливается и на лжи. Десять покушений было произведено на Петра Аркадьевича, сообщает он ошарашенному читателю, "была прострелена правая рука и действовала она плохо". Знаешь, Соломоныч, сравнил эти данные Горячкина с нашей википедией. У нас даже больше. А мне почему-то вспомнилась военная хроника, кажется Ромм, иной вождь великой нации и его трясущаяся рука. Закончим ещё одним штрихом, взятым из книги Горячкина : "Петр Аркадьевич Столыпин был своеобразный, даже гениальнее современного Бенито Муссолини. Этот русский колосс, этот гениальный государственный деятель". Круто, вспомнив, что фашизм возник не в Германии. Но это же вновь оставляет открытым вопрос, кто же убил его. Неясность дает такое обширное поле для домыслов и явных спекуляций.
Думаю, личные качества нашего героя могли соответствовать предполагаемому вектору развития истории России. Его изменчивость в политических взглядах заставляет говорить о лицемерии. Расходились не только слова с делами. Слова, сказанные одним, отличались от тех, которые он высказывал другим. Столыпин был крайне мстителен. "Отъезд" Дурново и Трепова за границу заставил Думу заговорить о возврате бировщины и временщиков. Маклаков громил с думской трибуны "двуликого Януса". Милюков без обиняков указывал на систему "основанную на грандиозном лицемерии и обмане".
Так они же, Соломоныч, тоже из кадетов.
И что? Наша партия возникла как естественная реакция на необходимость не только социально-экономических, но и политических реформ. Кстати, в это же время Столыпин стремительно поднимается по карьерной лестнице. И на первых порах он совсем не против нашего большинства в Думе.
Да без базара, Соломоныч. А знаешь, меня привлек ещё один факт, говорящий об истинном авторитете нашего героя.
Ну-ка, ну-ка...
Знакомясь с "веховцами" до октябрьских событий и после, -"Из глубины", поискал упоминания в сборниках имени Петра Аркадьевича. Логично? Мысли известных российских философов должны были, по идее, совместиться с наследием великого реформатора земли русской. Отражение его деятельности в переломный период в их духовной рефлексии.
Интересно.
До октябрьских событий "веховцы" в сборнике вообще не упоминали Петра Аркадьевича. После-два раза. Для примера, Владимир Ульянов десятками, Распутин-чуть меньше. Да и контекст упоминаний заставляет задуматься. С.А. Котляревский в своем "Оздоровлении", разбирая субъективный морализм, делает шокирующее сравнение. Приведу, для понимания, дословно, когда ещё руки дойдут до твоего, не менее гениального, соавтора. Вот что пишет Сергей Андреевич, раздумывая над морализмом русской интеллигенции: "Опыт , однако, показал, успех часто принадлежит группам,которые совсем не останавливаются перед сомнениями. Здесь источник победы Столыпина над первой думой и большевиков над временным правительством". Не хочу проводить параллели с событиями иными, но мне они очевидны. Получается, что Россия стояла перед выбором негативных вариантов развития. Думаю, при антагонизме между "верхами" и "низами" иных вариантов у неё не было. Грустно, Соломоныч. Вот к чему приводит абсолютизм в несовершенном обществе.
Ну а второе высказывание?
Ваш соавтор и однопартиец Струве. Его слова в очерке "Исторический смысл русской революции..." для меня ещё более загадочны. Судите сами, что сказал Петр Бернгардович: "Лишь в эпоху уже после падения самодержавия государственная власть в лице Столыпина стала на этот единственно правильный путь". Речь идет о создании в России "нового крестьянина". Но здесь важен другой нюанс-после падения самодержавия. Получается, что Столыпин, созданный многовековой, ужасной по своим моральным качествам, Системой, сам же и начал её разрушать? Или мог, при определенном политическом раскладе, трансформировать её в нечто более ужасное. И куда бы он зашел, объединяя земли русские? Наверняка бы вспомнил Аляску.
Вот такие субъективные, чисто оценочные, мои мысли, Арон Соломонович, о роли нашего героя в истории России. И знаешь, что. Давай закончим о нем. Но разговор о большевиках, раздерганных тобой во втором сборнике, продолжим. Кстати, знаешь, что подарили их нынешнему наследнику сегодня на юбилей?
На фото Струве, "передвинувший" свержение монархи на пять лет, с патриархом "Земли и Воли" А.Х. Христофоровым.
Свидетельство о публикации №214062601191
А если учесть ещё, что время его пришлось на Россию в эпоху перелома, Россию, для которой подобные эпохи - почти норма, то и говорить не о чем.
Иначе и быть не могло в стране вечных непримиримых противоречий.
Очень напомнило мне всё изложенное противоречивую фигуру Ельцина.
Спасибо, Евгений! Очень интересно для понимания истории вообще.
Спекулянтка Ру 27.06.2014 14:05 Заявить о нарушении
Думаю, чем дальше мы уходим от подобных личностей, тем больше вариаций. Тем более ценно воспоминание очевидцев. Для меня одно понятно в этой фигуре: он был рабом сложившихся в России сословий. Зачем он разогнал прогрессивных молодых крестьян в селе Лох? А все потому, что и ему, и нынешним "столыпиным" без лоха жизнь плоха.
ЕС.
Евгений Садков 27.06.2014 14:23 Заявить о нарушении