Жизнь прожить не поле перейти

   Елена и Николай  были, как говорится,  в романтических отношениях. Выросли они в одной деревне, учились в одном институте и собирались пожениться после защиты диплома. На последнем курсе разъехались на практику в разные города. Вот тогда Лена по почте и получила фото, где её Коля целуется с другой девушкой. При встрече состоялся неприятный разговор.

- Кто эта девица на фото? – со слезами на глазах спросила Елена.
- Это моя сводная сестра Галина. Я поздравлял её с днём рождения. Оказывается, у моего отца до встречи с моей матерью была другая семья. У меня теперь есть сестра. А ты что подумала? – с доброжелательной улыбкой спросил Николай, желая избежать ссоры.
- Вот ведь выдумщик какой! И не краснеет! – не отступала Елена.
- Я ничего не выдумал, - возмутился Николай, - только вот не знаю, кто мог тебе переслать эту фотографию. Впрочем, догадываюсь…Пашка из соседней комнаты, из нашего общежития. Он давно на тебя «глаз положил». А фотку он у меня стащил, когда я приезжал на консультацию к своему преподавателю. Я тогда заходил в общежитие и оставил фото на полочке в своей комнате. А Пашка видел…
 - Не верю я тебе, не верю! – перешла на крик Елена. – Ты предатель.! Ты не любишь меня. Уходи!

   И Николай ушёл.  Их роман закончился. Они разъехались по разным городам. Елена даже точно и не знала, где Николай, как сложилась его жизнь.
   Долгое время Елена жила одна, тайно надеясь, что бывший возлюбленный позвонит или напишет, что всё образуется. Ведь их дружба не была однодневной: три года Николай ухаживал за девушкой. Но ни писем, ни звонков не было, а первой пойти на примирение Елена не решилась.

   В эти годы Елена много читала, совершенствуясь в профессии (она работала бухгалтером), да и просто так, для души. В книге одного мудреца она нашла фразу о том, что одиночество – это нормальное состояние человека: человек рождается в одиночестве и в одиночестве умирает…
- Если одиночество — это наше неотъемлемое свойство, то стоит ли его так бояться? Да, никто и никогда нас не поймет, никто не разделит горести и радости нашего существования, ну и что? Осознание своего одиночества — это не трагедия, это повод отказаться от иллюзий и перестать, наконец, цепляться за других людей, - думала она, стараясь оправдать нежелание встречаться с парнями.

     Но жизнь берёт своё. Со временем прошлые переживания растаяли, вернее, затаились где-то в глубине души. В двадцать восемь лет она вышла замуж, но о той романтической поре юности иногда вспоминала. Со временем привыкла к тому, что муж по долгу службы часто уезжал в командировки. Привыкла к его немногословию. Смирилась с его увлечением охотой, откуда он зачастую возвращался «навеселе». В таком состоянии он становился грубым. Елена старалась сглаживать неприятные разговоры. Жаловалась матери, а та в ответ говорила:
 -  Надо было до свадьбы смотреть, кого выбирала, а теперь надо жить, не смешить людей разводом – в деревне осудят…Терпи, дочка! Авось образумится, когда детишки пойдут…

   Родилась дочка Иринка, а через три год – сын Иван. Приятные хлопоты, связанные с материнством, отодвинули на дальний план все прочие – некогда было задумываться о прошлом.  Муж был старше Елены на десять лет, он считал, что главное в обязанностях семейного мужчины – вовремя пополнять семейный бюджет.  О чувствах он не любил говорить.  А Елена смирилась с тем, что муж большую часть времени проводит на работе или уезжает с друзьями на охоту.  Елена работала в одной частной фирме, к тому же и «профессия» домохозяйки отнимала немало сил, особенно когда дети были маленькими.
  А летом глава семейства отправлял жену с малышами в деревню, к родителям Елены.

   Пролетело пятнадцать лет. Дети выросли. Приехав как-то на лето к родителям, Елена встретила Николая: он тоже приехал в отпуск, к своей родне. Оба были рады встрече. Выяснилось, что живут они в одной области, в соседних городах.  Николай был женат, но детей в семье не было. После короткой беседы «ни о чём», Николай вдруг спросил:
- Ты счастлива?
Елена опустила глаза и, замешкавшись на мгновение,  выдохнула: «Да…».  Но Николай не поверил. Он сам все эти годы думал о той замечательной поре, когда они были вместе. На прощание они обменялись телефонами.

   Через месяц Николай позвонил Елене и пригласил её на базу отдыха на два дня. Там проводили семинар. И Елена устроила туда себе командировку. Так они стали любовниками.

   Снова зашёл разговор о той злосчастной фотографии.
- Зря ты тогда мне не поверила. Ведь это действительно был поцелуй шутливый с  родственницей. Ты можешь познакомиться с ней, поговорить по скайпу…- сказал Николай.
- Что теперь об этом говорить… Столько времени прошло. Я уже не сержусь на тебя. Больше – на себя. Молодая была. А всё ведь могло произойти иначе, если бы иметь тогда теперешний опыт и мудрость. Но почему опыт приходит только, когда сильно обожжешься и горько наплачешься? Недаром пословица гласит: «Жизнь прожить - не поле перейти!»
- Лена, всё ещё можно изменить. Я по-прежнему люблю тебя. Давай поженимся с тобой. Оставим всё и будем вместе, как мечтали! А детей твоих я буду воспитывать, как собственных.
- Нет, Коля, не могу. Как я оставлю мужа? Как я объясню всё детям? Да и поздно их воспитывать – они почти взрослые уже.

   Их новый роман продолжался три года. Николай все это время предлагал развестись с семьями и пожениться. Но Елена не соглашалась, считая, что дети без отца - это нехорошо. А между тем муж её всё чаще позволял себе напиться, и тогда всем в доме становилось плохо.

   Однажды случилось несчастье. Когда Николай со своей женой на автомобиле возвращались с дачи, на них из-за поворота налетел грузовик. Жена погибла на месте. Николай стал инвалидом без левой ноги. В больнице его выхаживали сводная сестра и Елена - по очереди. Елена поняла, что не сможет оставить этого человека. Любовь и острое чувство жалости переплелись в её душе.
Своими чувствами она могла поделиться только с одной подругой – Галиной, сводной сестрой Николая.
- Что мне делать, Галя? Как жить дальше?
-  Личная жизнь - такое дело… здесь никто не советчик. В любом случае придётся что-то решать, и к чему бы ни пришла, без потерь не обойдётся…Понятное дело, что все матери готовы на бесконечные жертвы во имя детей и их благополучия. Но оценят ли жертвы дети, когда вырастут? А жизнь наша земная такая короткая, так быстро уходит, как сквозь пальцы вода... И счастья в ней так мало!  Островки счастья - в море страданий и боли. Так если судьба это счастье всё-таки иногда дарит, правильно от него отказываться? Какая радость - оставаться с постепенно спивающимся человеком (нелюбимым, к тому же), а детям -- видеть пьяного отца? Если этот отец будет продолжать «катиться по наклонной», дети его возненавидят. Семья развалится сама собой, как карточный домик. Может быть, Николай смог бы стать для них хорошим отцом и получить их любовь и уважение? Но ещё раз повторяю: тебе решать…

   В один из вечеров Елена решила поговорить с детьми.
- Дети, я полюбила другого мужчину, и хочу вас с ним познакомить. Вы согласны?
- А как же отец? – спросил четырнадцатилетний сын Иван.
- А что отец? Ты же видишь, каким он приходит с работы. Почти всегда пьяный…- ответила Ирина. Ей исполнилось семнадцать, и для брата она была непререкаемым авторитетом.
- А я папу люблю. Когда он трезвый…- задумчиво произнёс подросток.
Елена заплакала. Ирина сказала:
- Не плачь, мама. Тебя никто ни в чём не винит. Ты для нас – лучшая мама на свете. Я хочу, чтобы ты была счастлива.
Обратившись к брату, Ирина добавила:
- А ты уже большой и можешь выбирать, с кем тебе жить.
- Я – с мамой!
Иван не смог скрыть испуг, представив на миг, что останется в доме с пьяным отцом…
Елена обняла мальчика:
- Милый мой…Да разве я тебя оставлю?!

   В эту ночь Елена почти не спала. Она представляла, как скажет мужу о том, что уходит от него, что с ним будет после её ухода. В её душе невольно спорили два «я».
- Совсем сопьётся он, - сокрушалось первое «я». – Пропадёт человек! Потом люди тебя осудят: скажут, бросила на произвол судьбы.
- Отношения с людьми, если искать в них решения своих душевных проблем, отнимают огромное количество сил. Постоянно приходится кого-то из себя изображать, быть хорошим —  эти «игры» важны только тогда, когда есть надежда на чужую оценку и понимание. Но когда больше нет веры чужому мнению о себе, какой смысл в этих «играх»? Почему бы не сэкономить свои силы и не перестать зависеть от мнения других? – парировала Елена.
- Он сам выбрал себе жизненный путь! - негодовало второе «я». – Никто водку силой в него не лил! Сам, только сам! Почему от этого должны страдать ты и твои дети?!
- Не знаю, что делать,  – в который раз шептала Елена, не решаясь признаться себе, что жалеет своего непутёвого мужа.
- Жалеешь – значит любишь! – подленько нашёптывало первое «я».
- Какая тут любовь? – не поддавалось второе «я».
- Так можно сойти с ума! – констатировала Елена и  заглушила реплики невидимых «оппонентов»,  приказав себе: - Спать! Утро вечера мудренее…

   Наутро ей позвонила Галина (она жила в другом городе).
- Ну, что, подруга, приняла решение?
- Нет. Я должна подумать…
- Правильно. Переезжай ко мне. Я тебе и работу подыскала. Ты знаешь, что мои родители оставили мне в наследство дом. Он сейчас пустует. Поживёшь там с детьми. У тебя появится возможность подумать.
 
   Елена так и сделала. Уехав от мужа, она начала новую жизнь, в которой, впрочем, не было места и для Николая. Елена оценила прелесть несравненного чувства свободы от личных проблем, посвятив себя работе и общению с детьми.

   Николай, став инвалидом, работу не потерял. По-прежнему является старшим бухгалтером на крупном предприятии.  Он вновь женился. Говорят, на этот раз удачно.


Рецензии