ИДУ НА ВЫ! Из стихотворений о войне

Эпиграфы:

«Особенность данного момента заключается в том,
что всё больше стирается грань
между мирным положением и войной, -
вползают в войну и воюют
и без открытого объявления войны», - В. Молотов.

«И соседи присмирели,
Воевать уже не смели.
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон», - А. Пушкин.

 

1.
Как часто люди сеют доброту!
Как редко видят праведные всходы!
Так натыкается надежда на тщету,
А мир – на войны, что ведут народы.
(Но после кто-то вновь с оружием в руках
Надеется других оставить в дураках!)


2.
Мы живём подозрительно дружно
На Земле благозвучных идей.
Может, в ад нас вербуют радушно
Сами черти под маской людей?

Боевых и острожных орудий -
Кто, скажите, искусный кузнец?
Ну а вдруг это все-таки люди,
Что куют всей планете конец?..

3.
На Медного всадника я загляделся...
Что, если восстанет дракон?
Воитель России, куда же ты делся?
Попрали давно твой закон.

Не лучше, не хуже: пусть было б, как было,
На скользкой орбите земной.
Крылатые кони, хромая кобыла –
Всё движется к цели одной.

О нет, я, поверьте, не циник в лорнете.
Сын века, я крест свой несу...
Все мы у всемирной войны на примете —
Бинокль полевой на носу!

4.
Протри глаз, Циклоп-Человечество!
Вокруг произвол цивилизации.
Прогресс (в гроб Его величество!)
Производит эрзацы.

Поэты пробуют свои силы
                в стихах-мини,
В стиле ши или цы,
                хокку или танка.
А бледнолицые
              смертники
                прут — на мины,
Прокладывая путь — танкам!

Затерялись в джунглях храмы и пирамиды,
Алтари затонули в песках пустыни...
От какой же такой обиды
Человек покидает святыни?

5.
Мы все чужие на дорогах.
Кто там, в знамёнах боевых,
Лежит на похоронных дрогах?
Мы все чужие на дорогах...
Мы помним древних римлян в тогах,
Не вспоминая о живых.
Мы все чужие на дорогах.
Кто там, в знамёнах боевых?

6.
Не люблю, когда землю роют,
Что-то выкорчёвывают,
                скалы рвут...
Будто корни — от боли — воют,
Камни — до обморока — ревут!
Не лучше Дантеса
                молот отбойный,
Бур — потерявший рассудок дантист,
Лом и кирка
            суть топорик разбойный:
В чернозёмную ночь — попадись!..
Зубья бульдозера...
Зубы дракона
Уже на Земле не страшнЫ,
Как...
       если
            осколки летят с полигона —
Первые ласточки
                войны.


7. ИГРА. Диптих

1.
Кто рос любимцем в доме, тот поймет:
Я властвовал над судьбами игрушек.
Тачанка, бронепоезд, пулемёт,
И самолёт, и батарея пушек,
И оловянных солдафонов взвод -
Вся куча «оборонных» безделушек
Мне подчинялась... Я тогда не знал,
Что мой отец — совсем не генерал.

«Что наша жизнь?.. (Эх, взять бы ту пластинку!..)
Иrpa!..» - За стенкой каждый божий день,
С утра — вовсю, а к ночи — под сурдинку,
Скребёт иголка эту дребедень.
Я всё-таки сумел спросить блондинку
(К ней в комнату пролез я, словно тень):
«Игла во сто?..» — «Игра?.. Ты всё картавишь...
Отца спроси... Вот подрастёшь — узнаешь».

При чём тут папа?.. Новенький вопрос!
Спросил у мамы. Мама, как наседка,
Нахохлилась: «Твой носик не дорос...
И что тебе с отцом далась соседка?!»
Я позже понял, что вопрос — непрост,
С тех пор я задавал вопросы редко.
Для взрослых жизнь — сложнейшая игра,
А детям — лишь в войну играть... Ура!

Казалось мне, что долгий путь прошли мы.
Я с корешем о школе стал мечтать.
«Вот через год вы станете большими...
Пока учись читать», — сказала мать.
Мне думалось: отцы непогрешимы,
И мне скорей хотелось взрослым стать...
Но всё наоборот на этом свете:
Отцы в войну играть пошли, как дети.

2.
— В нашем дворе ребятки
любят играть в прятки,
классики, скакалки,
просто в догонялки...
Вот только Коля (никак не пойму!)
любит играть в войну
и почему-то считает обидным
быть, как другие мальчишки, убитым.
Разве так честно? — спросила я маму
и доиграла минорную гамму.

Мама задумалась и прошептала:
— Не отвлекайся... Сыграй-ка сначала...
Был его папа герой.
Пал на войне он, как твой...
Доченька милая, Колю пойми ты:
разве убитый отмстит за убитых?
Правила ваши и мне непонятны.
Лучше б сыграла ты... более внятно.
— Мамочка! Слезы?.. Что ты! Не надо!
Вырастет Коля смелым солдатом.
Будет живым он всегда!.. Слушай, мама,
как я играю... Мажорная гамма!


8. ТЕМНОТА ОРУДИЙНОГО ЖЕРЛА
    (По А. Кайпер-Менса. Gun Darkness)

В тёмных небесах войны
Лучи солнца не видны.
Из глазниц сочится кровь,
Льётся кровь из черепов,
Из всех ран телесных, рваных,
Льётся, льётся, хлещет кровь.
И надежды наши — в ранах...
В тёмных дымах от орудий
Спотыкаются о трупы — люди.


9. ПЕСНЯ НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА

Они идут... Щетинятся штыки...
А я один, один залёг с гранатой.
Мне командир сказал: «Ты жизнь побереги...
Но отстоять квадрат нам этот надо!»

А воздух был хрестоматийно свеж
И чист, как поцелуй ребёнка...
Я знал, что дышит им, как я, бригада СМЕРШ, —
Нельзя мне отступать: придушат, как котёнка.

Сужается мой жизненный квадрат.
Штыки ведут к трагической минуте.
А мне бежать никак нельзя назад!
Штыки блестят уж на моём редуте...

Когда горит за мной последний мост,
Какое в жизни может быть значенье?..
Гранату поднял я и во весь рост
Отдался жажде самоотреченья.

Идут... Штыки вонзаются в меня...
Я дёрнул за кольцо и, оглушённый взрывом,
Увидел я лицо в объятиях огня,
Кроваво-синим взбухшее нарывом.

Штыки прошли, свой продолжая путь
Сквозь дым и неразборчивое пламя,
Через мою подставленную грудь
И красную, как полковое знамя.

Не знаю: отстоял ли я рубеж?..
Я никогда не доверял гранатам.
По-прежнему был воздух чист и свеж,
Когда растаял дым над роковым квадратом.

10.
Мимо руин идут солдаты –
Бог всех простил.
Безусый там и бородатый,
Бинты, костыль...

Кружится пепел... Это птицы
Слепых побед.
И смотрят сиро гаубицы
Солдатам вслед.

В тылу теперь или на фронте —
Одна беда.
Зловещий гриб на горизонте,
Горит вода.

Чернеет на стенах извёстка,
Дым — в чердаках...
Земля — в крестах, и перекрёстках,
И в тупиках.


11. ДЕТСКИЕ ЗАБАВЫ

В руинах зданий находили мы патроны.
Бросая их в костёр, мы вслушивались в мир.
Со страху воробьи орали и вороны —
Учили нас в небесный вслушиваться клир.
(Но бывшим детям дьявол наступил на ухо:
Не музыка влечёт – военная наука!)

12.
И этот год уходит с поля боя:
Всех ран не счесть.
В стране деляг и общего разбоя
Взыграла месть.

Большой обман ведет к великим бедам,
Честь вне игры.
Устои рушатся, и стены — следом, —
В тартарары.

Когда же сроки собирать каменья
Придут опять,
Кому-то хватит воли, сил, уменья
Лишь убивать,

21 декабря 1994 г.

13.
На Земле окровавлЕннной
Завершив сраженье,
Атом бродит по вселенной,
Гений разрушенья.
Разорвал он все орбиты —
Экое раздолье!
Все планеты перебиты —
Звёздное застолье!
Словно пьяный эпилептик,
Кулаками машет
И дорогами эклиптик
Ищет души наши.


14. АВТОРИТЕТНЫЕ РАСЧЁТЫ

Тотальная война грозит планете.
Кому Творец пожалует спасение?
Считают, что «при общем паритете»
Лишь двум процентам населения
Удастся выжить. Это будут дети:
Во-первых, отпрыски творцов расчётов этих,
Лишь во-вторых, — кого Сам Бог приметил,
А остальные?.. Это - уже  в-третьих.


15. РАЗОРУЖЕНИЕ ПО-АМЕРИКАНСКИ

Куда бы сбросить лишние бомбы?..

16.
    По подсчётам учёных, число жителей Земли в 2000 году
    достигнет четырёх миллиардов. (Из газет).

Четыре миллиарда - вот резерв
и сатаны и воинства Христова.
Какой свершить спасительный маневр,
чтоб стать достойным царства неземного,
чтоб дух преобразил больное тело,
чтоб сгиб навеки золотой телец,
чтоб на руинах капища и стелы
воздвигнуть Церковь нам помог Творец?

1975 г.


17.
Я слышу похоронный звон
В стрельбе терроров и в рычанье взрывов...
Я выиграть хочу последний кон
Без всяких политических надрывов!
Вы говорите: сессия ООН!
И заваруха, говорите, где-то в ...незии?
А мне на это всё - пардон!
Я эмигрировал в Страну Поэзии.

18.
В раю проснувшись, я узнал:
Земля — сплошной мемориал! —
Могила предков недовольных,
Животворивших только войны.

2999 г.

19. БАЛЛАДА О РОЗОВЫХ ОРЛАХ

За горизонтом горизонтов,
В стране астральных островов,
Средь голубых резных фиордов
Гнездовья розовых орлов.

Орлы невинны, как законы,
Под небом райских теремов.
Но спят до времени драконы:
Проснётся в сердце хищный зов!

...И вот в заре над океаном
Орлы плывут к Большой земле,
Навстречу здешним ураганам
И непроглядной здешней мгле.

Вонзаясь в грозовые тучи,
Их клювы сполохи секут!
И вспыхивают крылья птичьи,
И полыхают, как лоскут...

Вспорхнёт душа орла из праха
И сниться будет без конца,
Пока в тебе, её избранник,
Не возродится дух бойца.

С кровавою мечтой о войнах
Ты уподобишься орлу,
Ты оживишь дракона в волнах,
Тебя потянет к топору!..

...Прибьётся труп к резным фиордам,
Где воды дремлют в голубом;
Проснёшься ты уже не мёртвым –
Ты станешь розовым орлом!


Рецензии