Метёлочка

Октябрь 2013 г.
Веду занятия, вернее, знакомлю детей с русской народной куклой в Центре социальной помощи. Ребятишкам от 7 до 15 лет, все из "неблагополучных" семей. Им интересно всё, заниматься с ними - одно удовольствие. Но насколько они ранимы! Они как настороженные птицы, одно неверное движение, слово и всё - не верят. Живут они в этом центре по 24 дня, учатся, гуляют, экскурсии, есть врачи. С каждой группой я проводила одно занятие, делали одну несложную куклу. Но эта, третья группа, меня поразила, ударила так, что мне до сих пор стыдно. Стыдно за нас, взрослых.
Рассказываю о куклах: Зайчик, Зернов ушка, Травница, Веснянка, Метёлочка. И когда я стала рассказывать для чего эта кукла - Метёлочка, дети примолкли, насторожились, натянулись как струны...
- Метёлочка должна сидеть у вас дома выше всех, где-нибудь на полке, на шкафу, чтобы она всех видела. И когда дома случается ссора, то после, когда уже все разойдутся, надо взять Метёлочку, открыть форточку и помахать куклой, как веником, выгоняя ссору прочь, в окно. Но самое ужасное, что если в доме ссоры случаются часто, и Метёлочке приходится их выгонять много раз, то эту куклу надо сжигать и делать новую, - закончила я свой рассказ. В классе была тишина. Ни вопросов, ни шуточек от мальчишек,  Непонятная тяжёлая тишина. Я посмотрела на их воспитательницу и увидела её очень расстроенное лицо.
- Ну, что ж, - бодрым голосом я хотела сломать это странное безмолвие, - какую куклу вы хотите сделать.
И тут класс взорвался: " Метёлочку, давайте метёлочку!"
"Пожалуйста, давайте сделаем эту... против ссор" - тормошил меня за рукав мальчишка лет десяти.
 - Конечно, конечно! Сделаем на следующем занятии Метёлочку. Кто сможет, приходите. Даже если три человека будет, всё равно проведём занятие! - я торопилась их успокоить.
-Мы все придём! - кричали мне в ответ.
И, действительно, через неделю я провела ещё одно занятие, и они пришли все, и каждый сделал себе куклу - Метёлочку и кто-то сразу побежал отдать её пришедшей бабушке, а кто-то звонил домой и кричал в телефон: "Да, да всё в порядке. Я её сделал, вот она у меня в руках. Нет, не потеряю, я её привезу".
Как мне рассказала воспитательница, это были дети из неполных семей. И они рассказывали сами, как расходились их родители, и как их, детей, втягивали в бесконечные ссоры и раздоры.
Когда я пришла на занятия со следующей группой и начала рассказывать про кукол, все вежливо слушали, а потом кто-то осторожно спросил: "А Метёлочку делать будем?"
 - Откуда вы про Метёлочку знаете? Я же вам про неё не рассказала ещё?
- Так нам ребята рассказывали, из прежнего заезда. Мы тоже такую куклу хотим, - затараторили все.
И с этими ребятами мы тоже Метёлочку сделали... Хотя они были из других, "полных", но тоже проблемных семей.
Есть над чем, нам, взрослым задуматься.

2014 год. 26 июля. Неожиданное продолжение истории «Метёлочка».
 Было открытие сквера около библиотеки им. П. П. Бажова. В этой библиотеке я веду занятия с взрослыми по народной кукле и на этом мероприятии я проводила простой, лёгкий мастер-класс для детей – делали любую куклу, но с применением своей фантазии. Поработали отлично и я и дети и их родители  - все были довольны, а я ещё раз убедилась какие дети замечательные, заботливые, вежливые … вот только с фантазией у многих проблемы. Но это совсем другая тема.
Когда ребятишки убежали играть в викторину, осталось несколько взрослых дам, и разговор завязался сначала о куклах, а потом плавно перешёл к детям. И я рассказала эту историю о «Веничке» и детях из проблемных семей. Ещё на середине рассказа я увидела на глазах одной немолодой женщины слёзы, а к концу рассказа она их уже не скрывала. Никто  ни о чём её не спросил, просто несколько женщин подошли к ней поближе и молча стояли рядом.
Может быть, она вспомнила историю своего развода?  Или как несправедливо обидела сына или дочь? Кто знает…   


Рецензии