Первый московский храм

ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ХРАМ


С каждым годом хорошеет Москва. Возрождаются ранее уничтоженные памятники и появляются новые. Близится 850-летие нашей столицы. Как при всяком юбилее взор обращается не только в настоящее и будущее юбиляра, но и в его прошлое, к его истокам… Ведь в прошлом- ответы на многие вопросы настоящего и будущего.
Эти 850 лет- не подлинный возраст Москвы. Он гораздо больше. А 850 лет- это лишь с момента первого ее упоминания в летописи- 1147 года.
Москва развивалась, расширялась, украшала себя строениями, обретая свое неповторимое лицо. Одними из очень выразительных ее украшений были храмы. И каждый из них не повторял другой. Они создавали чудесный архитектурный «хоровод». За этот хоровод Москву не зря называли городом «сорока сороков церквей». Но какой храм положил основу хоровода, появившись первым? Вы хотели бы это знать? Тогда в путь…
Оказывается, не так легко сразу ответить на этот вопрос. Из каких храмов выбирать самый древний? Из тех, которые впервые упоминаются в летописях? Из тех, которые когда-то были (хотя и не упоминаются), но до нашего времени не сохранились? Или из сохранившихся? Ответ зависит от выбора варианта. Давайте найдем тот храм, который действительно был создан первым, независимо от того, упоминался он или нет в летописях, сохранился ли до наших дней или нет. Для поисков обратимся в глубь веков…
Протекала себе река, не имевшая еще имени. Протекала там, где ей хотелось. И никто не нарушал ее покоя. Но вот однажды… Около высокого холма на ее левом берегу, в том месте, где в нее впадала речушка, огибающая холм, остановились люди…Приглянулось им это местечко… Красивый холм, покрытый густым лесом… В нем можно укрыться. А река и топкие берега речушки- разве плохая защита от нежеланных гостей? Решили они обосноваться здесь. Разместились на вершине холма. Если забраться на его деревья- панорама окрестностей, как на ладони. Вокруг леса, леса, леса… Душа радуется. Попробовали пожить здесь… Понравилось. Решили обосноваться посерьезнее…Сделали избушки… Стало совсем хорошо…. Это были первые здесь славяне-вятичи.
Река получит позже имя Москвы-реки, речушка- Неглинки, холм- Боровицкого- по шумевшему на нем сосновому бору, а поселение- «града». «Градом» это место будет называться до XIV века, когда его станут называть Кремлем. А пока мы еще находимся в долетописном периоде этого «града». Древнейшие археологические находки, обнаруженные на его территории, относятся ко второму тысячелетию до нашей эры.
«Городок» разрастался, укреплялся, на нем прочно обосновались его обитатели. Они здесь жили, любили и ненавидели, радовались и огорчались, страдали, боролись, защищались от вражеских набегов, строили, разрушали и снова строили, справляли свои праздники, еще дохристианские…
Самым веселым их праздником был праздник Купалы. Праздновался он в самую короткую летнюю ночь и посвящался водной стихии. Все участники веселья омывались в реке, обливали друг друга водой, умывались росой, топили в реке Купалу (так называлась кукла или чучело в облике мужчины или женщины), молились о ниспослании дождей и урожая. Девушки украшали себя венками, которые затем бросали в воду. На вершине холма (да, того самого, Боровицкого) разжигали пышный костер… Девушки и юноши, попарно, взявшись за руки, перепрыгивали через костер. Веселье длилось всю ночь до рассвета. И это повторялось ежегодно…
Но вот наступил 988 год… Русь принимала новую веру- христианство… Его первые проповедники появились и в городке на Боровицком холме… Нелегко им было устанавливать новую веру… Крепко жили традиции старой. Как вытеснить или приспособить старые традиции к новым? Найти в них что-то общее? Возможно, по этому пути и решили пойти, когда на месте пепелищ от купальских костров поставили бревенчатую церковушку Рождества Иоанна Предтечи. Дело в том, что христианский праздник Рождества Иоанна Предтечи по дате совпадал с праздником Купалы.
Московские историки считают, что эта бревенчатая церковь действительно была первым московским храмом. И летописец сообщает: «Глаголют же, яко та первая церковь на Москве бысть».
Но нелегко входила в жизнь славян новая вера. Не зря же даже в 1551 году Стоглавый собор православной церкви, заседавший в Москве, отмечал сопротивление новой вере.
«…Мужи и жены и дети в домех и по улицам обходя и по  водам глумы творят и песнями сатанинскими и плясками, гусльми и иными многими виды… И егда мимо нощь ходит, тогда отходят к реце с великим кричанием аки бесни и умываются водою».
На каком же месте стояла первая московская церковь? Сегодня это место расположено между зданием Оружейной палаты и Большим Кремлевским дворцом, т.е. недалеко от Боровицкой башни Кремля.
У Церкви Рождества Иоанна Предтечи (полное ее название- Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору) оказалась долгая, но не легкая судьба. В годы княжения Ивана Калиты (1328-1340) эта церковь во многом содействовала возвышению Москвы среди других городов, став первопрестольным, соборным храмом. Это произошло, когда единомышленник Калиты- митрополит Петр перенес свою митрополичью кафедру из Владимира в маленький городок- Москву.
Шли годы, деревянный храм ветшал. И вот в 1461 году великий князь Василий Васильевич (прозванный Темным) заменил деревянный храм каменным. Он еще раз стал первопрестольным, кафедральным храмом московского митрополита при сыне  Василия Васильевича Темного- Иване III (правление 1462-1505). Первопрестольным он оставался до тех пор, пока не построили Успенский собор (стоящий и ныне).
В 1493 году загорелась церковь Николы Заяцкого, стоявшая напротив устья Яузы. Огонь перекинулся на соседние строения и вызвал один из самых страшных пожаров. Его назвали «никольским» по имени церкви, породившей пожар. Город сгорел  почти полностью. Очень сильно пострадала и церковь Рождества Иоанна Предтечи: рухнули своды, внутри все обгорело. Восстановить храм было невозможно. Поэтому через 15 лет московский князь Василий III (правление 1505-1533) поручил итальянскому зодчему Алевизу Новому построить новый храм. В 1508 году митрополит освятил его.
Наступил необычный день для жизни храма-19 октября 1582 года. В этот день у Ивана IV Грозного (правление 1533-1584) от пятой жены, Марии Нагой, родился сын. Какое имя ему дать? По церковному предписанию заглянули в святцы и увидели под этой датой имя- Уар. Это был христианский мученик, живший в IV веке. Имя это Ивану Грозному не понравилось и он решил назвать сына Дмитрием. Но и церковным предписанием, будучи набожным, Иван Грозный не отважился полностью пренебречь. Поэтому к церкви Рождества Иоанна Предтечи сделали придел, посвященный Уару.
Но вот 15 мая 1591 года в Угличе загадочно погибает царевич Дмитрий. Царь Василий Шуйский распорядился перенести мощи царевича из Углича в придел Уара. Их торжественно перенесли сюда временно, до помещения в усыпальнице князей в Архангельском соборе Кремля.                В народе сложилось поверье, что икона Уара обладает чудесными свойствами исцелять больных младенцев. К этому приделу за сотни верст устремлялись матери с больными детьми, молились о ниспослании детям здоровья.
Какими чудесами прославился Уар, что к его иконе так стремились за помощью? Что о нем известно?
Он был римским воином, начальником отряда, посланного в Египет, и христианским мучеником. Враги заставляли его отречься от христианства, но он остался верен своей вере. Его истерзанное тело, выброшенное зверям на съедение, подобрала некая женщина Клеопатра. Она была вдовой, христианкой, видевшей истязания и гибель Уара. Она заявила, будто Уар- ее муж, что он, будто бы, завещал похоронить его на родине. Она увезла его мощи в Палестину и поместила в  построенном специально для него храме. Она молилась его мощам, чтобы он устроил благополучно жизнь ее сына. Но ее сын внезапно заболел и скончался от неизвестного недуга. Несчастная мать бросилась к мощам Уара с мольбами вернуть сына. И тут на нее снизошел «тонкий сон». В нем она увидела Уара, стоящего рядом с сыном. Уар убеждал ее не просить вернуть сына, т.к. он уже убедил Бога причислить ее сына к лику святых. Что лучше ему служить сыну небесному, чем земному. И душа сына тоже обратилась к ней с просьбой не отвлекать его от небесного блаженства ради земного убожества. И Клеопатра согласилась. Она торжественно похоронила тело сына при гробе мученика Уара. Вот и все. Но при чем здесь излечение детей? Верующие ничего не знали об Уаре. Просто следовали уже сложившемуся поверью. И поэтому к храму все шли и шли отчаявшиеся матери. Шли с последней надеждой на чудо, способное излечить их детей. Этот поток продолжался до 1847 года, когда эту церковь снесли. Какая ирония истории и какие удивительные совпадения: это был год 700-летия Москвы. Кому же и зачем потребовался снос этого памятника? К этому времени рядом с этой церковью появился Большой Кремлевский дворец, построенный архитектором Константином Тоном (1794-1881) по повелению Николая I. Однажды, в октябре 1846 года, Николай I захотел посмотреть, как смотрится его дворец с Большого каменного моста и из Замоскворечья. Не понравилось ему очень сиротливо выглядевшая на фоне роскошного Дворца Церковь Рождества Иоанна Предтечи. А выглядела она сиротливо еще и оттого, что не выделялось никаких средств на ее ремонт. За многие годы она обветшала, в ней появилось много трещин. Еще в 1817 году один из архитекторов доложил Экспедиции кремлевских строений о необходимости выделения средств для срочного ремонта этого памятника. Но средств не выделяли.
Ускорило гибель памятника также то, что он мешал Николаю I созерцать из своих покоев в Дворце строящийся Храм Христа Спасителя. Монарх повелел снести помеху. Так два новых строения определили судьбу третьего, древнейшего. К сожалению, в истории такое пересечение судеб памятников- не редкость. Созидание и разрушение живут рядом.
Так что же, на этом и кончилась история древнейшего московского храма? Нет. Храм, простоявший около 800 лет, действительно снесли. Престол мученика Уара перенесли в Архангельский собор. А главный престол со всей утварью и образами подняли в Боровицкую башню, оборудовав в крепостной башне храм. Эту «башенную церковь» 2 мая 1848 года торжественно освятил митрополит Филарет.
«Не очень тяжкая потеря… будем утешены и благодарны благочестивейшему государю императору, который из расседающихся камней выносит древнюю святыню храма…»,-говорил он о снесенном храме при освящении башенной церкви.
Сырая и холодная башня была совершенно непригодна для церковного помещения. Уже через 30 лет после переноса в башню икон возникло Дело о повреждениях в иконах храма, вызванных сыростью. На деревянной доске с изображением святого мученика Уара краска облупилась от сырости, т.к. икона эта прямо прикасалась к сырой стене башни.
После Октябрьской революции 1917 года  храм в башне был закрыт.
Этим, пожалуй, можно закончить наш рассказ. А может быть высказать еще дерзкую надежду? Если смогли возродить Храм Христа Спасителя, то, возможно, когда-то возродят и первый московский храм? Ведь место, на котором он стоял, пока пустует, не занято. Оно ждет…

                Юрий Жданов
                28.02.1997


Рецензии