Национальная и общечеловеческая

                Размышление

Недавно на телеканале «Культура» я слушал «Линию жизни Лео Бокерия».
Он рассказывал о своей жизни, работе и просветительской деятельности.
Академик, Мастер своего дела, великий труженик, да и просто – хороший человек! Это читалось и по его улыбке. В ней не было артистической обворожительности. Улыбка во всё лицо, пожалуй, даже несколько искажала его черты, но была она совершенно искренняя и располагала к доверию.
А возраст ведущего кардиохирурга России? Семьдесят пятый год жизни! И это при сохранении завидной работоспособности и очень значимой общественной деятельности! Да и ответы на вопросы были наполнены такой чёткостью, которой могут позавидовать молодые.

И вот, отвечая на один из вопросов, связанных с медицинскими проблемами нашего общества, Лео Антонович неожиданно затронул вопрос о национальной идее. Почему бы, заявил он, не связать эту идею-задачу со здоровьем нации?
Его доводы были социально значимыми и профессионально обоснованными.
Уверен, что и сама передача «Линия жизни» тоже несёт в себе здоровье обществу.

                * * *
Мы не раз слышали разговоры о национальной идее, возможно, и сами пытались задуматься на эту тему. Ведь каждый из нас в какой-то мере – гражданин?
А что, если у каждого народа есть какая-то особая роль, задача? Скажем, один народ – склонен к аккуратности в делах, к порядку во всех сферах жизни. Другой – тяготеет к некому изяществу, «шарму». Народы, воспитанные в суровых условиях – склонны к такой же суровой красоте, стойки и упорны в достижении своих целей, не приемлют многословность …

Так что? Непохожесть разных народов – обязательное условие общего социального устроения жизни людского сообщества? Если так, то различия могут отмечаться, но не должны являться основанием, оправдывающим превосходство одного народа над другим. Пример? Народ Киргизии. Не слишком заметный, но который вдруг породил личность мирового масштаба – Чингиза Айтматова!

При таком подходе к многогранности назначения разных народов рождается предположение, а не должна ли суть каждого народа – быть осознана как ЧАСТЬ САМОБЫТНОГО ЦЕЛОГО в организме всего человечества?!

Тогда каково предназначение нашего народа? Чем он отличается явно? Русского человека издавна считают «не от мира сего». Во всяком случае, именно представителей нашего народа, зачастую не имеющих «ни кола, ни двора», с дырявой крышей над головой – укоряли в желании смотреть через эти дыры на… звёзды! Тем не менее, именно наш народ породил одного из таких – смотрящих на звёзды – Константина Эдуардовича Циолковского.

Если копнуть в другую сторону, а именно в глубины духовности, то обнаруживаются иные бездны. И вот, в какой-то невидимой связи между звёздами и совестью своей души – живёт русский человек, не очень озабоченный неприкаянностью своего быта, но ждущий чего-то неведомого, что пока не воспылало, не протрубило призывом. Правда, один выбор нашим народом сделан. Выбор чувством. Это – способ веры в Бога.
Но останавливать внимание на вере не будем. Современные люди находятся с верой в каких-то … неопределённых отношениях. В том числе, и наш народ в начале 21 века.

С другой стороны, нельзя ли привлечь к разговору о предназначении народа – наших предков? Ведь мы находимся в постоянной связи со своим прошлым через ЯЗЫК НАРОДА. Именно язык является основой национального миропонимания!
Воспользуемся всего лишь, одним словом из прошлой жизни. Слово это – ПРА-ВЕД-НОСТЬ.

Правильно ведать! Значит, не просто ЗНАТЬ предмет обсуждения разумом, но и ощущать его и умом, и сердцем. Важно ещё и то, что слово это короткое, очень ёмкое и связывающее нас с нашими глубинными корнями.
Теперь объединим это ёмкое слово с вечным духовным стремлением нашего народа к справедливости и правде. Причём надо подчеркнуть, что если другие «знали меру» в этом стремлении, то мы готовы были в начале 20 века рвануть в эту мечту, ломая всё на своём пути.

Вот теперь можно и сформулировать искомую «национальную идею», с устремлениями, захватывающими духовные желания нашего народа.
Она – в необходимости СТРОИТЬ ПРАВЕДНУЮ ЖИЗНЬ. И вовлекать в это строительство все народы.

Уточним, что праведная жизнь включает в себя, как одно из наполнений – и необходимость блюсти здоровый образ жизни. То есть «здоровье нации» - лишь часть праведной жизни.
Но, согласимся, что само по себе здоровье, не может уберечь человека от таких проступков, которые наказываются, скажем, тюремной изоляцией. А иногда даже потерей смысла жизни. А вот праведная жизнь включает в себя весь комплекс здорового образа жизни. И телесную и нравственную его составляющие. Правда,… точнее было бы заменить слова здоровый на «здравый».

Теперь – как выстраивать праведную жизнь? Вспомним главные события недавнего прошлого и начала нынешнего года. События эти буквально КРИЧАТ о возрастании неправедности человеческих взаимоотношений на нашей планете. На эту неправедность жизни ЧЬЁ-ТО ОКО смотрит сверху и ждёт, когда же мы все одумаемся. И САМИ примем решения. Только так. Потому что нам дана свободная воля. Воля принять решение, как выстроить праведную жизнь. Иначе мы не оправдаем Его надежды, и … всё придётся начинать сначала.
(Думается, что такая связь с религией допустима для современного человека.)

Понять необходимость преобразования своего жизнеустройства – это уже половина Дела!

Что можно считать «начальным этапом» в построении праведной жизни?
Это – тоже коренной ВОПРОС! И здесь снова надо вспомнить принципы выстраивания жизни нашими предками. А принципы эти, как и вся их жизнь, были просты и велики одновременно. Назывались они Заповедями. Заметим, в корне этого слова опять «веды»! То есть некие истинные знания, пришедшие к людям с высот их прошлой мудрости. Ох, как не лишне вспоминать об этих Истоках! Но здесь сразу на ум приходит другое понятие, которое заставляет нас роптать при слишком частом напоминании об истоках.
- Да слышали мы о заповедях, опять эти «поучения»! (А мы – гордые –  никак этого не терпим! Нас распирает накопленный разум. Нами съедено столько плодов с дерева познания!! Ещё со времён Ньютона, на голову которого упало яблоко…)

Получается, что ЗАПОВЕДИ И ПОУЧЕНИЯ живут, почему-то, рядом, вместе. Как единство и борьба противоположностей. Впрочем, издавна считалось, что мудрость должна быть терпеливой! Не упрекая никого и ни в чём, она ждёт созревания собственных упрёков в неприятии ЗДРАВЫХ поучений.

Тем не менее, чтобы отдалиться от лёгкого неприятия, заменим слово Заповеди выражением Нормы жизни. И, формулируя эти СВЕТСКИЕ международные нормы, устраивающие народы всего мира, будем возводить фундамент общечеловеческой праведной жизни.
Организация, с помощью которой можно обсуждать предлагаемые Нормы жизни, есть. Она создана после второй мировой войны.

Хорошо слышен голос оппонентов. И смысл их возражений.
Они сводятся к обвинению в утопичности высказанного здесь предложения.
Но давайте вспомним, что прецедент подобной утопии, всё-таки, имел место в международной жизни, когда родилось понятие «права человека».

Беда лишь в том, что это понятие создано было «обрубленным» и не завершённым, а потому однобоким и лукавым. Праведным оно станет, обретя образ полной смысловой завершённости, а именно: «обязанности и права человека»! Мало того. Доля обязанностей возрастает при созревании общества. (Как у старшего брата над младшими). Поэтому более зрелое общество (например, США, народы Европы) должно нести большую ответственность по отношению к другим народам. Повзрослевший и набравший силу брат, обязан ещё и быть УМНЕЕ, понимая вредность получения выгоды ДЛЯ СЕБЯ при воздействии на слабых силой. Сиюминутная выгода – это выбор слабых.

Отвечу и ещё на один отчётливо ощутимый вопрос.
Последние события, связанные с Украиной, явно обрисовали неправедность методов сильных держав. Методы эти можно назвать даже грязными.
Это не значит, что в России, которая противостоит государственному краху ЕДИНОЯЗЫЧНОГО народа, всё чисто и пушисто. Да, в нравственном отношении сильные державы, повторим, испачкали себя явственно. Но успели ли УМЫТЬСЯ мы?! Полноценна ли наша правда и нравственность? Особенно, по отношению к рядовым гражданам со стороны «внезапно разбогатевших». (Нечаянно у них всё это получилось!)
Ладно, забудем про «нечаянно». Но власти нельзя забывать про ЧАЯНИЯ рядовых граждан!
Значит, работать надо всем! В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ!

Так что Нормы жизни – жизненно востребованный вопрос современности.
Потом, на основании этих Норм начнутся подвижки построения праведной жизни. И у нас, и в экономически развитых странах. Только тогда можно питать надежды на лучшее общее будущее! Такое будущее, в котором сила не подавляет, а лишь сопровождает созревший разум на ПУТИ в праведном направлении.

Светские международные Нормы жизни со временем должны стать основой общечеловеческой Конституции.
Например, такое понятие, как «национальные интересы» должно быть начисто исключено из правого поля МЕЖДУНАРОДНЫХ отношений в глобальном человеческом сообществе. ООН должно руководствоваться только «ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ интересами». А то, видишь ли, заокеанские национальные интересы США по отношению к Украине должны быть более весомыми, чем интересы соседней России! И почему интересы трудового населения восточного региона Украины должны подчиняться интересам паразитирующих молодчиков?

Да, можно, вновь и вновь упрекать высказанную идею, как далёкую от реальности… Но почему не вспомнить реальность бурного роста китайского народа? И попытаться спрогнозировать его будущее, опирающееся на старые принципы главенства силы. Это будет общий крах. Для всех народов, без исключения. В том числе, и китайского народа.
Так что у человечества нет будущего без выработки общих ПРАВЕДНЫХ Норм жизни. Они должны подняться «НА ГОЛОВУ ВЫШЕ» юридических норм. (Стоит, всего лишь, вспомнить лозунг юристов римского права: «Закон – это то, что мы разъясняем!»)

В отличие от таких «законов» - праведные нормы естественны, понятны по своей сути! Они опираются не на наёмных юристов и адвокатов, а на основы Жизни. На фундаментальные понятия – «что такое хорошо, и что такое плохо» в социальном плане.
Приведём пример праведной оценки… скажем, воспитанности человека. 
«Хорошее воспитание – это когда другим хорошо рядом с тобой». (Всего лишь хорошо и уютно! И не нужны ни надзиратели, ни адвокаты!)

В чём трудность формирования Норм жизни? Они требуют ОБЩЕГО СОГЛАСИЯ при утверждении. Много ли этих Норм? Думается – нет. Так как принципы жизни ПРОСТЫ и ясны – и для ума и для чувства. Так же как понятия, что есть хорошо, а что – плохо! Что добро, а что - зло!

Для себя я изложил эти принципы в размышлении «От Заповедей к Нормам жизни». http://www.proza.ru/2010/07/27/748
Но я не буду здесь повторять их, потому что у «работающих» Норм жизни автором должно быть общечеловеческое согласие. Неспешное. Скажем, приняли каких-то три Нормы обще-жития. И уже можно на них опираться в решении международных вопросов. А дальше – больше.

Будущее человечества может состояться только при ПРАВЕДНОМ УСТРОЕНИИ ЖИЗНИ.


Рецензии
Здравые размышления. Я всегда придерживался мнения, что в основу жизни любого общества, в первую очередь должны быть положены нравственные принципы. Другое дело, что прописать в различных уставах, законодательствах праведные (верные, правильные) законы поведения можно, но это еще не гарантирует быстрое продвижение к идиллии. Нравственность, праведность - это не правильно написанное положение о том, как надо жить. Нравственность - это даже не понимание того, как надо жить правильно. Нравственность - это суть, находящаяся в самом человеке и приходящая сама собой. Каждая отдельная личность должна понять, осознать, и добровольно принять в самой себе этот канон. Только в этом случае праведность будет настоящей праведностью. В общем-то, об этом вы и пишите.

Один пример с близкими мне Рерихами. Международный Пакт Рериха (первый в истории международный договор о защите культурного наследия; другими словами - недопустимость уничтожения культурных ценностей любого народа при военном вторжении) был подписан в 1935 году далеко не всеми странами. В том числе и Россия не подписалась тогда под ним. Но теперь, когда пришло осознание величия этого документа, та же Россия совсем по-другому относится к нему. Это, видимо, и есть понимание, осознание и добровольное принятие.

Но это не значит, что все должны сидеть сложа руки и ждать, пока человек дойдет до праведности. Определенные требования к личности должны быть. Как и должен присутствовать во всем здоровый (здравый) образ жизни.

Василий Рязанов   17.07.2014 11:57     Заявить о нарушении
Спасибо, Василий, за прочтение! Вдвойне приятнее ваша рецензия, что она - первая. Но даже одна рецензия ДУМАЮЩЕГО человека подзаряжает оптимизмом больше, чем несколько лёгких похвал.
Василий! Я вам написал рецензию на "Мораль и Нравственность", используя ссылку "Написать письмо автору". Оно, наверно, уходит на ваш адрес по эл. почте?
Честно говоря, это не столько рецензия, сколько недоумение, после прочтения в толковом словаре двух статей. Одна - на тему слова МОРАЛЬ, вторая - о слове НРАВСТВЕННОСТЬ.
Уже после этого я снова перечитал начало сказки. Впечатление несколько изменилось.
С наилучшими пожеланиями,

Юрий Анников 2   17.07.2014 12:28   Заявить о нарушении
Рецензия по эл. почте не дошла. Слышал, что она редко действует здесь.
Ваше недоумение, видимо, понимаю. Мораль и нравственность, с первого взгляда, кажутся однозначными понятиями. На самом же деле, мораль это нормы поведения, привнесенные в жизнь отдельным человеком, отдельной группой людей, страной (например: марксистская мораль и гитлеровская; кришнаитская и христианская; социалистическая и капиталистическая). Подобные моральные правила подчиняются интересам и взглядам отдельных личностей.
Нравственность - более широкое понятие. Это естественные законы, нормы поведения, заложенные в каждом человеке изначально. Мерилом их является совесть, как знаете. И правила эти никогда не меняются у здравомыслящих людей.
Думаю, вы должны были уловить разницу при повторном прочтении.

Василий Рязанов   17.07.2014 22:52   Заявить о нарушении
Когда у меня возникает недопонимание значения слов, я доверяю "Большому толковому словарю русского языка" 1999 года под редакцией Кузнецова (Академическое издание).

Далее. Главные герои сказки Мораль и Нравственность. Причём, они ПРОТИВОПОСТАВЛЯЮТСЯ друг другу.

Открываю указанный выше словарь. Читаю:
МОРАЛЬ – от латинского moralis – нравственный. 1. Совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу; нравственность. Разг. Нравоучение, наставление.

НРАВСТВЕННОСТЬ – Внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести… И т.д.

И ни слова о том, что нравственность – это синоним морали.
А вот мораль (по словарю), – это синоним нравственности.

И уже на второй план уходят мои "внутренние" представления о значении слова.
Вот в чём, на мой взгляд, недостаток сказки. В сказке имена главных героев должны быть понятны всем! А с этими именами недопонимание есть. Даже в словарях.
Прочтёте - и удалите это моё замечание.

Юрий Анников 2   18.07.2014 07:54   Заявить о нарушении
Зачем же удалять. Ничего плохого не высказано. Недостатки у всех бывают; так же, как и свой взгляд.
Понимаю, что схожие понятия могут внести недоразумения. Но я и сказал, что составители словарей - тоже люди, не безгрешные. Также, время влияет на толкование слов (потому и привел пример Ожегова).
Указанный вами словарь, расширяет эти понятия, если сравнить со словарями прежних лет. Видимо потому, в этом случае, что понятие духа, духовности более прочно вошло в жизнь.
Более тонкое (глубокое, расширенное) толкование понятий - дело хорошее. Оно приходит с развитием сознания человека, а также, развивает его. Главное здесь - не оторваться от здравого смысла, не скатиться в пустословие.

Василий Рязанов   18.07.2014 09:39   Заявить о нарушении
Ну, хорошо. Спасибо, что не обиделись на критические замечания-размышления.
На днях уезжаю на недельку. Так что отдохнём!
И вам всех благ!

Юрий Анников 2   18.07.2014 14:02   Заявить о нарушении