срецслужбы хранят молчание- до 2018 года...

"Услышьте нас на суше -
Наш SOS все глуше, глуше,
И ужас режет души напополам!.."
(Вл. Высоцкий)


ИЗ ИНТЕРНТА

Нераскрытые тайны подводной лодки «Дакар»

Дизельная подводная лодка «Дакар» (INS Dakar Z-77) была куплена в 1965 году Израилем у Великобритании вместе с ещё двумя субмаринами. Все три подводных корабля были построены во время Второй мировой войны, пробыв на службе военно-морского флота Великобритании около четверти века. По заказу израильских ВМС на базе британского флота в Потсмуте (Portsmouth) она была существенно модернизирована. 9 января 1968 года подводная лодка с 69-ю израильскими моряками и без вооружения вышла из Портсмута, взяв курс на Хайфу. 24 января подлодка проследовала мимо острова Крит, о чём её командир сообщил на базу в Хайфу, указав точные на тот момент координаты, и подтвердил, что судно идёт заданным курсом. 25 января в 00:02 субмарина последний раз вышла на связь, после чего сообщений с подводной лодки больше не поступало. Она бесследно исчезла в восточной части Средиземного моря. Поиски «Дакара» продолжались до марта, но не дали результатов. 6 марта на траурном заседании правительства было заявлено о прекращении поисков, подлодка была официально объявлена пропавшей без вести, а экипаж – погибшим. Министр обороны Моше Даян (Moshe Dayan) назвал гибель подводной лодки трагедией для всего израильского народа и выразил соболезнования семьям погибших. С тех пор каждый год 25 января в Израиле происходит траурная церемония с участием моряков-подводников и членов семей экипажа «Дакара».

Однако ещё долгие тридцать лет Израиль с помощью различных международных организаций организовывал экспедиции по поиску «Дакара». Результатов не было. И вот в мае 1999 года частная поисковая американская фирма, проводившая работы по контракту с ВМС Израиля, с помощью ультрасовременного оборудования обнаружила на маршруте следования «Дакара» и сфотографировала с помощью глубоководного робота на глубине 3000 метров между Критом и Кипром расколотую надвое подводную лодку. При детальном изучении снимков, а также при повторном использовании глубоководного робота израильские специалисты пришли к выводу, что это «Дакар». Тогда был сделан вывод, что, скорее всего, подводная лодка затонула вследствие технических неполадок или в результате ошибки экипажа. Позже на поверхность удалось поднять фрагмент рубки погибшей лодки, который сегодня экспонируется в Музее военно-морского флота Израиля в Хайфе. Там же находится и случайно найденный на берегу сектора Газа ещё в апреле 1969 года аварийный буй «Дакара». Казалось бы, трагическая история, вписанная в анналы ВМС Израиля, уже завершена. Однако в марте этого года были рассекречены 16 архивных документов, содержащие сведения о странном исчезновении и дальнейших поисках «Дакара», которые указывают на то, что израильские власти считали возможным виновником гибели подлодки… советский военно-морской флот, проводивший в районе движения «Дакара» учебные маневры с египетскими ВМС. Эта версия была одной из трёх ключевых, которые рассматривались израильскими властями. Среди прочего наличествуют материалы Министерства иностранных дел и протоколы заседаний правительства, которые происходили с 26 января 1968 года. 45 лет после произошедшего основная масса материалов по-прежнему хранится под грифом «секретно» и должна таковой оставаться ещё пять лет. Тем не менее было принято решение о частичном рассекречивании документов, хранящихся в государственном архиве Израиля. Согласно опубликованным материалам, 28 января 1968 года командующий ВМС Израиля Шломо Харель (Shlomo Harel) выступил перед комиссией Кнессета по вопросам безопасности и через несколько часов дал отчёт членам правительства. Харель заявил, что подлодка могла погибнуть в результате атаки советских противолодочных кораблей. По его предположениям, они посчитали, что «Дакар» собирается их атаковать, и нанесли упреждающий удар, опасаясь оперативных возможностей субмарины. Косвенным подтверждением этому можно рассматривать факт попыток неизвестного лица, выступавшего от имени командира субмарины, дважды выйти на связь (днём 25-го и вечером 26 января) с командованием ВМС Израиля. Радиограммы начинались рутинными сообщениями о нормальном прохождении плавания, однако когда наступал момент перехода с международного кода на израильский, связь неожиданно обрывалась. При этом сигналов бедствия субмарина не подавала. В итоге командование израильского флота оценило инцидент как попытку дезинформации и направления поисков подлодки по ложному следу. Стало также известно о том, что в Москву был направлен официальный запрос, оставшийся без ответа. А вот тогдашнее правительство Египта поспешно, по собственной инициативе, сообщило о своей непричастности к исчезновению «Дакара». Имеется среди документов и официальный секретный отчёт о ходе спасательных работ, который 1 марта командующий ВМС Израиля передал министру обороны. В нём были названы три возможные причины трагедии: технические неполадки, возможно в сочетании с человеческим фактором, действия советского военно-морского флота и столкновение с другим судном.

В заключение отметим, что 1968 год был вообще чёрным годом в истории подводного флота. В Средиземном море тогда также погибла французская субмарина «Минерв» (Minerve S-647) (52 человека экипажа) и – во время патрулирования в восточной части Тихого океана – советская дизельная ракетная подводная лодка «К-129», унёсшая с собой жизни 97 моряков. Спустя шесть лет американцам в ходе секретной операции удалось частично поднять «К-129» с глубины более 5000 метров на поверхность и провести захоронение в море обнаруженных тел советских моряков по всем правилам, принятым в военно-морском флоте СССР. Но это уже отдельная история…






Андрей Громов


Рецензии