Цирк

Прекрасное утро пришло на улицы города. Первые лучи уже стали прикасаться своим сжигающим пламенем  к верхушкам деревьев и домой. В город приехал цирк. Ночью рабочие уже установили цветной шатер и сцену с местами для зрителей, окружающих ее. Рядом с цветным шатром стояло три грузовика, а перед закрытым входом в цирк устанавливали красивую кассу. По городу висели красивые объявления с фотографиями животных и клоунами, приглашающими на представление. Через несколько дней будет представление, от того труппа не отдыхает. Артисты показывали одно и то же представление в каждом городе. Все номера были идеально выучены, подвести могли только животные, порой болеющие от недоедания. Бедные звери сидели в грязных клетках, забытые всеми, дрессировщик вспоминал о них только перед репетициями.
Цирк был очень беден. Зайдя в него, вы видели места для зрителей, сделанные из старых досок, сцену, освещенную тусклыми прожекторами, потрепанные костюмы артистов и жалких животных. Очаровывало только одно. Запах свежих сладостей  и  печеных яблок, приготовленных для зрителей. Зрители могли также купить красивые фонарики и игрушки, продававшиеся на входе.
Из вагончика, стоявшего за цирком, вышел Андрей Федоров. Высокий человек с широкими плечами, грубым лицом и темными волосами. Он был клоуном по прозвищу Федя. На сцену он выходил в ярком костюме, парике, с гримом на лице и красным носом. В руках Федя держал свой чемоданчик, в котором находилось все его шутки: большие карты, шарики, водяной пистолет и свисток. Дети всегда радовались, когда клоун дарил им причудливых зверей, сделанных из шариков.
Андрей ходил каждое утро в магазин, чтобы купить пакетик кофе и теплый, привезенный из пекарни батон. Каждый раз он с завистью смотрел на небольшой вагончик дирекции цирка. Внешне он был похож на другие вагончики, но вся труппа знала, что внутри находится роскошная мебель, купленная недавно директором цирка. Директор просыпался позже всех и в отличие от всех в цирке шел завтракать в ближайшее кафе.
Вернувшись в вагончик для артистов, и позавтракав, Андрей пошел на репетицию. Все шло обычным чередом. В конце дня ему позвонили родственники, сообщив, что умер его отец.
-Сердечный приступ. Ты сам все понимаешь, он не молодой уже был, да и после смерти жены совсем упал духом.
-Да, да,  я все понимаю. Когда это случилось?
-Сегодня утром. Мы звонили тебе, но ты был, наверное, занят. Репетиции? 
-Да, но сейчас это неважно. Я завтра приеду домой!
Андрей постучал в дверь вагончика директора цирка.
-Да, да, входите.
-Добрый вечер, Василий Степанович, простите, что я без предупреждения, но у меня к вам есть огромная просьба.
-Какая же? – равнодушно спросил директор цирка.
-Мне нужно уехать домой. Мой отец… он умер…
-Нет, это исключено! Завтра представление, к нам придут дети! Они хотят увидеть клоуна! Они будут просить Федю. А я? Что смогу дать им я? Простите дети, но клоун уехал без цирка! Такого не может даже быть!
-Но, Василий Степанович, поймите, мой отец…он…
-Да, да, умер, я помню! Простите меня, мой друг, но нет! После завтрашнего представления уезжайте куда угодно! А теперь убирайтесь, через несколько минут ко мне придет важный человек.
Андрей вышел из вагончика, кажется, готовый заплакать. За представление заплатят деньги, в которых теперь он очень нуждается, но пропустить похороны нельзя. Горько и обидно стало ему. «Василий Степанович, тоже мне, личность! Вор и жулик, а важный его человек-это продавец билетов с выручкой!», - думал Федотов.
Федя купил в магазине водку и провел ночь, сидя на лавочке в сквере, рядом с цирком. Перед глазами прошло все детство. Светлые и полузабытые воспоминания готовы были ожить. Все его детство, давно уже прошедшее, казалось потерянным теперь навсегда.
На утреннюю репетицию он не пришел. Водка закончилась,  он купил еще одну бутылку. Так прошел и день. Наступал вечер. Зажглись яркие гирлянды и фонарики, цирк готовился к представлению.
-Где этот клоун? Скажите где он?
-Мы не знаем, Василий Степанович, его не было и на утренней репетиции.
-Мне плевать, где он не был. Скоро представление, а наш главный клоун сбежал!
-Василий Степанович, Василий Степанович, он пришел и уже гримируется. – Закричал прибежавший за кулисы акробат.
-Прекрасно. Продолжаем готовиться, до представления меньше часа. Я так волнуюсь. Мне нужно перекусить. Продолжаем, продолжаем.
Зрители хлопали. Представление и запах сладостей захватили их. Радостные и улыбающиеся они смотрели на обезьян, прыгающих через обруч, взбирающихся по лестнице и прыгающих на стуле.  Всем зрителям, кажется, хотелось прикоснуться, погладить маленьких и ловких зверьков. Дрессировщик поклонился и скрылся в кулисах вместе со своими питомцами.
-Скажем спасибо нашему лучшему дрессировщику! А теперь к нам выйдет… - Зазвучала барабанная дробь. - Клоун Федя!
Покачиваясь из стороны в сторону, на сцену вышел клоун с чемоданчиком в руках. Яркий костюм, грим и красный нос. Он упал. Публика засмеялась! Какой номер! Как хорошо он показывает пьяного. Федя достал из чемоданчика шарик, но не смог его надуть. Снова жалкий и жестокий смех. Клоун был готов расплакаться, закричать. Они смеются над ним, над его горем! Праздник, у них сегодня праздник, как он мог это позабыть! Упав пару раз, он вернулся назад за кулисы.
-Чемоданчик забыл! – закричали радостно дети.
Клоун вышел медленно под общий смех и аплодисменты, стараясь не упасть. Он взял чемоданчик и медленно двинулся обратно. Дети веселились и хлопали в ладоши, радостно подпрыгивая на своих местах, готовые смеяться над всем, что им покажут сегодня взрослые.
Из цирка его выгнали, как только кончилось представление. Директор цирка кричал, кидаясь вещами, которые попадались ему под  руку.
-Уволен, уволен! Зарплату свою ты не получишь! Постарался он! Как постарался! К публике пьяный вышел! Клоун Федя! Собирайся! Вон от сюда!
Погасли огни. Цирк завершил свое представление. Зрители ушли, и вместе с ними ушла радость - сладкий запах печеных яблок и сладостей. Ушел и клоун. Он оглянулся и посмотрел на шатер, утопающий во тьме.
-Постой! – Послышался крик директора. – Чемоданчик забыл!


Рецензии