61. Корона карнавала. Подноготная

                61. Маскарад как подноготная искусства

Маскарад, как подноготная всякого искусства.

Может быть, даже, его суть.

Актер, расстеливший коврик на площади и заявивший почтенной публике, что он – Король Зельтерский. Или Конек-Горбунок. Или принц Гамлет.

Бедненькая балеринка в тарлатановой пачке, притворившаяся лебедем.

Голодная хористка в бархатном кринолине, прикинувшаяся Лючией де Ламмермур.

Поэт, написавший стихи о бланковой проститутке с Невского – «Незнакомка»…

Живописец, изобразивший на холсте "Последний день Помпеи", которого видеть не мог.

Детское недоумение:

Не бывает! Все вы врете, дяденьки и тетеньки. Нету совести у вас. Понарошку это.

Холст, испачканный красками. Да стершиеся до дыр пуанты. Да чернильные строчки на бумаге.

Такова подноготная.

Но публика приходит. Аплодирует-cмеется-плачет.

Если публика приняла – значит, правда.

Девять месяцев в году (срок вынашивания плода человека) – обычная жизнь, с насущным хлебом, бытом, скукой, мелочами, в которых прячется черт.

И три месяца праздника. Вывернутой наизнанку реальности. Отмененных  запретов. Сумасшедших личин и странных костюмов. Свободы. Причуд. Капризов. Дури. Счастья.

С элементами  цирка, жертвоприношения, молебна, зоопарка, пип-шоу.

Маска, приросшая к коже лица – грим художника.

Если б мы жили только по законам и по правилам, высоким принципам и божьим заветам, по уму и разуму – все 12 месяцев в году, 24 часа в сутки… Мы бы  ума и разума лишились. И принципы-заветы, правила-законы – растоптали бы в злобе.

Троицкая (Рубинштейна) – улица-Маскарад.

Как и искусство, Карнавал создает альтернативный мир mundus alter, и, по сути, является репетицией смерти (инобытия). Как и искусство, Карнавал безжалостен к своим адептам. Тем, что склонен переворачивать устоявшуюся реальность «с ног на голову», меняя местами небо и землю, плюсы и минусы, красоту и уродство, добро и зло.

Подобно художнику, Карнавал не копирует реальность, а создает собственный мир, которого вовсе без него не существовало бы.

Не он подражает действительности, а действительность – ему.

Причудничать, капризничать, дурить, волховать, колдовать, создавая другую реальность – тоже ведь работа. Пахота, страда.

Люди искусства сочиняют не только сюжеты и героев своих произведений, не только музыку, театр, но и, собственно, себя самих (как говаривал Иннокентий Анненский, «первая задача поэта – выдумать себя»). Но это путь опасный, близкий к гибели.

Стихия Карнавала вне морали, религии, правил и регламентов, не ведает суда и стыда.

Вышел на площадь, расстелил перед собой коврик, заявил, что ты Король Зельтерский – забудь про стыд.

Расплата настигает и тех, кто меняет разные маски, и тех, кому выдуманная личина заменяет лицо, «прирастая» к нему, и тех, кто пытается с себя эту маску сорвать: я настоящий!

Карнавал следует считать центральным и основополагающим для фэнсиона Трапеция понятием, уже по определению (fancy ball – костюмированный бал, маскарад, fancy dress – маскарадный костюм).


               


Рецензии