68. Корона карнавала. Маэстро полетов
Еще амуры, черти, змеи
По сцене скачут и вопят.
Еще усталые лакеи
На шубах у подъезда спят…
А.С. Пушкин.
Первый танцовщик и балетмейстер петербургской балетной труппы, Шарль-Луи Дидло, ежедневно он ходил пешком (приплясывая) в Мариинский театр, на спектакли и репетиции, и обратно.
Частенько он сам выступал в балете, а потом возвращался домой в… лавровом венке вместо шляпы и в греческой тоге вместо пальто. Костюм Аполлона – покровителя искусств, бога богемы. Ср. с А. М. Белозерским – тоже Аполлон фэнсиона; тема двойничества).
Среднего роста, рябой, худощавый, лысоватый – в жизни дядюшка Дидло мало соответствовал классическим ролям, но на подмостках бывал весьма убедителен. Трепетать заставлял публику, даже и от страха.
Я – раб, я – царь, я – червь, я – Бог…
На улице его нельзя было не заметить, уж очень особенны были его внешность и манеры. Приплясывал на ходу, и жесты удивительные. Голова его всегда была занята сочинением какого-нибудь па или сюжетом нового балета, и потому его беспрерывно как-то подергивало.
Ноги маэстро были образцово, на балетном пыточном станке, выворотны. Идти рядом с ним было небезопасно – у него была привычка лягаться, точно он страдал пляской святого Витта.
Пинок, отвешенный балетной ногою – это серьезно.
Кто видел его первый раз, мог принять его за помешанного». (Тема сумасшествия, как альтернативы искусства: Всеволод Гаршин, Глеб Успенский, Ольга Спесивцева, Вацлав Нижинский…) Однако, это были лишь странности творческой натуры.
Балеты Дидло – сказки.
Из толпы милых воздушных девиц он, как будто из цветов, составлял гирлянды, букеты, венки.
Он первый дал искусству танца третье измерение – высоту. Ввел полеты, т. е. воздушные сцены. Леветировал танцовщиков. Превратил их в полу-птиц.
I belive I can fly.
Вместо господствовавших в куртуазном веке пудреных париков, французских кафтанов, башмаков с большими пряжками для танцоров, а также фижм, корсетов и пышных воланов для балерин, Дидло изобрел трико (название происходит от фамилии парижского чулочного мастера Трико, выполнявшего его заказы). Плотно обтягивающие мужчин трико (в облипку!) вызвали шок, но и восторг.
При нем балерины сбросили длинные тяжелые от крахмала юбки, оделись в блескучие, летучие пачки из тарлатана – наряд видений, сновидений, призраков.
Покуда зрителю нравятся «тетеньки в пачках» (а это, правда, красиво)– балет не умрет.
Эхо-магнит
Балетоман Александр Сергеевич воспел творения Шарля-Луи в первой главе «Евгения Онегина»:
Еще амуры, черти, змеи
На сцене скачут и вопят,
Еще усталые лакеи
На шубах у подъезда спят…
Правда, байронический Онегин, зевая, отворачивается от сцены. Его не трогает даже полет Истоминой, которая:
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг – прыжок, и вдруг – летит,
Летит, как пух от уст Эола!
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет…
Все эти обольщения, волшебные миражи не для Онегина:
Балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел.
Но сам Пушкин тут же оговаривается в примечании: «Эта черта охлажденного чувства, достойная Чайльд-Гарольда. Балеты Дидло исполнены прелести и живости необыкновенной».
Романтический Дидло был брутальным деспотом на сцене. Молодые впечатлительные артистки разносов его боялись до обмороков. Мог, под горячую руку, и поколотить бестолкового ученика (цу).
После многих скандалов и интриг он ушел из Мариинки, рассорившись с директором императорских театров князем Гагариным. Тот не затруднился посадить великого балетмейстера под арест. Тема униженного (чиновниками, нуждой и вообще жизнью) гения очень характерна для фэнсиона.
Отбыв наказание, артист заявил: «Такого человека, как Дидло, не сажают», – и хлопнул дверью.
«Амуры, черти, змеи» – выпорхнули со сцены, вслед за ним.
Их больше нет. Есть па-де-де и па-де-труа и гран-па. Но магия – увы.
Амура, может, еще найдешь с трудом, а черти, змеи, вериоки, нимфодоры, крысоловы, полишенели и т.п., исчезли.
Свидетельство о публикации №214062700474