Жизнь моя и не только-1. 4. 1

Ломоносов Петр Федорович – прадед по отцу.
Когда я начинал интересоваться у отца с матерью их родителями и жизнью до революции, они молчали. Бабушка молчала, дед молчал. Раскопки приходилось делать самому, по старым фотографиям и случайно услышанным словам.
Все документы и старые фотографии у нас хранились в старой деревянной шкатулке – выполненной в форме сундучка, с бронзовой ручкой, замочком, внутри отделана бархатом. Она сохранилась у меня, поломалась, начал ее реставрировать, не закончил, не знаю, выкинула внучка ее или нет. Из старых вещей у нас остался ломберный столик, за которым и я поиграл в преферанс,  старое зеркало с подзеркальником, большое, под потолок, несколько пятен на серебряном слое, не мешали смотреться, яшмовая пепельница,  большая, овальная, сантиметров тридцать в длину, с бронзовой ручкой и стальной узел, свернутый из прутка диаметром сантиметра три. Когда приходил в гости к своим соседям, друзьям, знакомым, подобных вещей у них ни у кого не было. Возникали вопросы, откуда они у нас. Мать молчала, отец, говорил, от деда и все.
Все это хозяйство расползлось потихоньку по детям и внукам, поломалось, починилось, но, слава богу, не было выкинуто. У каждой вещи есть как бы три ипостаси – функциональное, художественное и эмоциональное, последнее посторонним людям не о чем не говорит, а при отсутствии художественного вкуса, и прекращении функционального действия, вещь просто выбрасывают. Ну, просто больные на голову.
Естественно, когда  подрос, залез в шкатулку, сначала посмотрел фотографии. Семейные, отец, мать, деды, бабушки, наши детские, и одна меня сильно заинтересовала.
Памятник на кладбище, на нем надпись «Пильникова София Петровна, урожденная Ломоносова». Вот, думаю, ничего себе, от самого Ломоносова Михаил Васильевича идем. Объяснили мне популярно, что к Михаилу Васильевичу, отношения никакого не имеем, а это памятник матери отца. Матери, так матери, я и забыл.
Иногда у моего двоюродного брата, Юры Меньшикова, проскакивало в разговоре, «ну, вы о дворяне». Спрашиваю, какие дворяне. Ну, как, от Меншикова Александра Даниловича происходите, значит, дворяне. А ты, тогда от кого происходишь, почему не дворянского рода. Молчит.
Ходили по семье слухи, что дед отца был до революции директором гимназии. Какой гимназии? В Свердловске, нынешнем Екатеринбурге, до революции, была одна мужская гимназия, теперь школа №9. Ее моя двоюродная сестра окончила, ее дети, внуки. Спрашиваю, был такой директор, Петр Ломоносов, нет, говорят, в истории школы такого не было. Не было, так не было.
Такая непонятная история и тянулась все годы. Когда закончил работать, пенсионер, делать в плохую погоду нечего, решил заняться родословной семьи нашей. Тетя моя, Зоя Петровна Меньшикова, начинала ее, собирала фотографии, что-то писала, но после ее смерти дочка выкинула все  материалы, фотографии, старые учебники  по химии, все.
Узнал когда, ругался на чем свет стоит. Про родословную позже. Занимаюсь этим делом уже лет пять, собрал практически все, что мог,  о родственниках матери. У отца была сестра, у нее дети, внуки, все собрал, фотографии у всех собрал, отсканировал, все фотографии в родословную вставил. Больше вроде и делать нечего, решил еще дополнительно поискать родню в Интернете. Набираю в Гугле «Петр Ломоносов» и мне выкидывают одну ссылку на адрес – календарь Казанской губернии за 1872 год.
Скачал его и нашел Петра Федоровича Ломоносова.
Петр Ломоносов
Адрес-календарь служащих в Казанской губернии лиц - 1872 год, страница 16.
 «Прогимназiя.   
Инспекторъ— Колл. Совет. Дмитр.   Петров,   Островскiй.. Законоучптель- Свяценн. Петръ  Васил. Маловъ.   Преподаватели: сост. въ VIII кл. Инан.  Никол. Ивановъ,  Сост. въ VIII кл. Петръ Федор. Ломоносовъ….».
Что значит сост. в VIII кл. – состоящий в восьмом классе по табелю о рангах – коллежский асессор (http://ru.wikipedia.org/wiki/):
«Колле;жский асе;ссор — с 1717 по 1917 год гражданский чин, занявший с 1722 года место VIII класса в Табели о рангах. До 1884 года соответствовал чину майора, а после отмены майорского чина в армии так и остался в промежутке между капитаном и подполковником. В придворных чинах ему соответствовал чин титулярного камергера. К чину применялся общий титул «Ваше высокоблагородие». До1845 года давал потомственное дворянство, затем — только личное. Обладатели обычно служили в должности регистратора, секретаря или советника. Знаком различия служили две звезды на двухпросветных петлицах. Указ 1745 года добавил для перехода из IX класса недворянам требование 12-летнего служебного стажа. В 1809 г. получение чина было обусловлено наличием высшего образования, либо сдачей специального экзамена.
Чин понятно, должность понятно, скорее всего дворянин, т.к. стажа 12 лет нет.
А что такое прогимназия?
Читаем в «В 60-х годах XIX столетия в России появился новый вид учебных заведений — прогимнзии. Главное различие между гимназией и прогимназией состояло в том, что гимназия давала полный восьмилетний курс обучения, необходимый для поступления в университет, в то время как прогимназии — лишь курс четырех первых гимназических классов. Поэтому выпускники четырехклассных прогимназий, намеревавшиеся получить высшее образование, должны были сдавать вступительные экзамены в гимназии для продолжения обучения. Позднее появились пятиклассные и шестиклассные прогимназии
Согласно «Всеподданнейшему отчету Министра народного просвещения за 1871 год»: «К 1-му января 1871 года в ведомстве Министерства народного просвещения состояло 123 гимназии … и 23 прогимназии, из числа которых было 68 полных классических гимназии с двумя древними языками, 43 неполных классических гимназии с одним латинским языком и 12 реальных гимназий; прогимназий: 14 полных классических с двумя древними языками, 8 неполных с одним латинским языком и 1 реальная прогимназия».»
Скачиваю следующие оцифрованные адреса – календари Казанской губернии.
 «Адрес-календарь Казанской губернии 1875 г. »
  3 гимназия г. Казани
«Директоръ – Стат. сов. Дмитр. Петр. Островскiй. Инспекторъ – Сост. в VI Кл. Петръ Федор. Ломоносовъ (и.д.)».
В чине повысили – из восьмого сразу в шестой, перескочил чин надворного советника. Из Википедии:
«Надво;рный сове;тник — гражданский чин VII класса в Табеле о рангах в России. Соответствовал чинам подполковника в армии, войскового старшины у казаков и капитана II ранга. Официальное обращение: «Ваше высокоблагородие»[1]. Знаками различия данного чина являлись двухпросветные петлицы, или погоны с тремя звёздами.
До 1745 года этот чин относился к VIII классу, позднее — к VII. Изначально лица, дослужившиеся до этого чина, автоматически получали потомственное дворянство; после реформы 1856 года — только личное. Начиная с 1803 года, данный чин могли присваивать директора департаментов министерств и губернское начальство (губернаторы, наместники, генерал-губернаторы). Начиная с XIX столетия, все лица, обладавшие учёной степенью доктора или учёным званием профессора, автоматически получали данный чин. Это привело к тому, что большая часть выдающихся русских учёных того времени получила потомственное дворянство.»
Там же в Википедии:
«Чин коллежского советника соответствует военным чинам полковника и морского капитан I ранга. 
С развитием российского чиновничьего аппарата коллежские советники могли занимать должности начальников отделений, прокуроров, обер-секретарей Сената. Во второе трёхлетие своей службы коллежским советником мог стать уездный Предводитель дворянства.
К коллежскому советнику обращались «Ваше высокоблагородие».
В XIX веке начинает расти количество чиновников не дворянского происхождения. Это вызвало озабоченность верховной власти. В 1835 году издается «Расписание должностей гражданской службы по классам».
Перемены по службе чинов VI класса оформлялись «высочайшими приказами». Чиновники VI класса могли занимать должности начальников отделений, делопроизводителей в центральных учреждениях.
Должности VI класса награждались личным дворянством.
По закону «О сроках производства в чины по службе гражданской» от 9 декабря 1856 года признавалось, что качество службы зависит не только от образования, но и от опытности и состязательности. Льготы по выслуге предоставлялись в зависимости от образования. Устанавливались общие для всех сроки выслуги. Для VI класса срок службы — 4 года.
Численность чиновников VI класса в 1857 году составляла 2216 человек (в 1796 году — 541).
По данным на 1897/1898 годы чиновники, занимающие должности V—VIII классов, составляли 53 %, из них 39 % дворяне, 58 % лица с высшим образованием.
На должности VI класса назначали министры ведомств или главноуправляющие. Они же определяют начальников отделений. По общему правилу чиновники VI класса получали пенсион в размере 214 рублей 50 копеек без вычетов и 210 рублей 15 копеек за вычетом.
Оклад составлял от 600 до 750 рублей, а также выделялись средства на содержание 5 лошадей.
Право занимать должности, предусмотренные VI классом может:
• подданный России
• лицо мужского пола
• лицо должно обладать гражданской честью (то есть лица, совершившие проступок или преступление не могут пользоваться доверием государства)
• отбывшие воинскую повинность
• образование могло дать возможность поступления на службу тем, кто не имеет права на неё по происхождению
• преимущественное право поступить на службу имеют дворяне потомственные и личные.»
 «Адрес-календарь Казанской губернии 1881 г»
« 3 казанская гимназия
Директор – Д.С.С. Дмитр.   Петров,   Островскiй.. Инспектор Колл. Сов. Петръ Федор. Ломоносовъ…»
Снова из Википедии:
«24 января 1803 года Александр I утвердил «предварительные правила народного просвещения», по которым гимназии или губернские училища, образованные из главных народных училищ, открывались в каждом губернском городе и вверялись управлению губернского директора училищ. 5 ноября 1804 года вышел «Устав учебных заведений», подведомственных университетам и попечителям округов.
Учебный план гимназии был следующий:
• А. Математика — один старший учитель, 18 ур. (I кл. — алгебра, геометрия и плоская тригонометрия; II кл. — окончание чистой математики и начало прикладной, и III кл. — прикладная математика и опытная физика).
• Б. История, география и статистика — один старший учитель, 18 ур. (I кл. — древняя история и география, мифология и древности; II кл. — история и география новые и в частности история и география отечественные; III кл. — общая статистика и IV кл. — статистика Российской империи).
• В. Философия, изящные науки и политическая экономия — один старший учитель, 20 ур. (I кл. — логика и всеобщая грамматика, II кл. — психология и нравоучение; III кл. — эстетика и риторика, и IV кл. — право естественное, право народное и политическая экономия).
• Г. Естественная история, технология и коммерческие науки — один старший учитель, 16 ур. (III кл. — естественная история, приноровленная к сельскому и лесному хозяйству, и IV кл. — естественная история в более широких размерах, технология и наука о торговле).
• Д. Латинский язык — 16 ур. (I кл. — грамматика, II кл. — чтение более легких прозаических писателей и III кл. — поэтов; во II кл. 1 час посвящался на переводы с русского яз. на латинский, а в III кл. — на обучение «в составлении лат. стихов»).
• Е. Языки: немецкий и французский — по 16 ур. во всех 4-х кл. (I кл. — грамматика, II кл. — переводы с языков, III кл. — объяснение прозаических писателей и переводы на отечественный яз. и IV кл. — чтение поэтов и стихотворство).
• Ж. Рисование — 4 ур. Обязательных уроков в каждом классе было 32.
• Г. могли также, если позволяли средства, «иметь учителей танцования, музыки и гимнастики», и «с позволения высшего начальства умножить число учебных предметов и учителей».
«Организованный в 1826 году «Комитет устройства учебных заведений» выработал новый устав для гимназий, утвержденный 8 декабря 1828 года. Удерживая для гимназий двоякую цель:
1. приготовить к слушанию университетских лекций и
2. «доставить способы приличного воспитания»,
он вводил изменения в самой системе гимназий, в управлении их, в распределении уроков и т. п. Гимназия состояла из семи классов; из них первые три имели во всех гимназиях одни и те же предметы и одинаковое распределение их, а начиная с 4-го класса гимназии разделялись на классические гимназии (изучали один или несколько древних языков) и реальные гимназии (без изучения древних языков). Во главе гимназии стоял по-прежнему директор; но теперь в помощь к нему назначается инспектор, избираемый из старших учителей, для наблюдения за порядком в классах и ведения хозяйства в пансионах.»
Устав гимназий, который был утвержден 30 июля 1871 г,  признает только классические гимназии с двумя древними языками и прогимназии; реальные гимназии переименованы в реальные училища.
Далее прадеда нет в Казанской губернии.  адрес – календарях Казанской губернии встречается и Константин Федорович Ломоносов – помощник адвоката. Родственник, не родственник не знаю.
Ищу в Пермской губернии.
«Календарь Пермской губернии 1883 г.
Алексеевское  Екатеринбургское реальное училище.
«Директоръ - Колл. Сов. Петръ Федоровичъ Ломоносовъ (преподает физику и арифметику. …».
Алексеевское реальное училище, сейчас Итальянский колледж с 1999 года располагается в здании бывшего ЕАРУ — Екатеринбуржского Алексеевского реального училища (пр. Ленина 13 б).
Из истории реального училища
В апреле 1872 г. министерство народного просвещения дало разрешение на открытие в Екатеринбурге реального училища.
Главным инициатором открытия в Екатеринбурге реального училища, выражая волю екатеринбургской общественности, стал горный инженер Владимир Александрович Грамматчиков, являвшийся в 1872—1876 гг. екатеринбургским городским головой. Им на основе устава реальных училищ, утвержденного 15 мая 1872 г., был разработан план по созданию реального училища в Екатеринбурге с использованием финансовых возможностей городской думы и уездного земства. После обсуждения план был принят на собраниях Пермского губернского, Екатеринбургского и Камышловского уездных земств.
В этот же момент представители общественности пришли к выводу о целесообразности присвоения создаваемому училищу имени великого князя Алексея Александровича (брата правящего императора). 13 мая 1873 г. в заседании городской думы было разработано обращение к великому князю, в котором имелись следующие слова: «Занимая по своему географическому положению середину Урала, находясь на рубеже Европы с Азией, г. Екатеринбург служит центром промышленности и торговой деятельности всего Уральского края и транзита между Европейской Россией и Сибирью. Постоянно развивающаяся промышленность и торговля требуют приложения самых разнообразных технических и научных познаний. Потребность эта не удовлетворяется, и в людях, обладающих научными и техническими познаниями, чувствуется крайний недостаток. Екатеринбургская городская дума и земства: Пермское губернское и уездные: Екатеринбургское и Камышловское, сознав эту потребность, пришли к убеждению о необходимости учреждения в г. Екатеринбурге на соединенные средства реального училища».
В этом же послании говорилось о намерении уральцев назвать новое учебное заведение именем великого князя и испрашивалось его согласие. Алексей Александрович благосклонно принял это предложение и стал, таким образом, крестным отцом Екатеринбургского реального училища.
Первоначально училище было размещено в здании на Уктусской улице (улица 8 Марта), которое до сегодняшнего времени не сохранилось.
Для решения организационных и финансовых вопросов был создан попечительный совет, избираемый Пермским губернским, Екатеринбургским уездным земствами и городской думой, существовавший в 1874—1888 гг.
К концу 1878 г. Совет (председатель М.А. Нуров) за 23 тысячи рублей приобрел у наследников верхотурского золотопромышленника дом, находившийся на Главном проспекте. В1880 г. переселение училища, в основном, завершилось: с этого времени реальное училище находилось по адресу: Главный проспект, 13/1 (ныне ул. Ленина, 13 б).
В 1881 г. училище было проинспектировано вышестоящим начальством, которое резюмировало: «Екатеринбургское реальное училище помещается в собственном двухэтажном каменном доме, удобном и поместительном. В особом здании помещается химическая лаборатория, состоящая из одной комнаты, недостаточно приспособленной для производства химических опытов. Классные помещения в верхнем этаже главного здания достаточно обширны, светлы и снабжены удовлетворительной вентиляцией».
Летом 1889 г. началось возведение нового здания на земельных участках, приобретенных по соседству со зданием училища, которое к концу строительства по своим размерам практически не уступало старому. В 1891 г. оба здания были соединены теплым переходом, благодаря чему помещение реального училища приобрело завершенный вид, который без особых изменений дошел до настоящего времени.
Реальное училище просуществовало вплоть до июля 1919 г. Во время отступления армии А.В. Колчака педагоги и большая часть учащихся были эвакуированы в Сибирь. Дальнейшая судьба эвакуированного учебного заведения неизвестна, а его здание в советский период нашей истории не раз меняло своих хозяев, пока, наконец, в его помещении разместились факультеты химический, журналистики, военная кафедра) Уральского государственного университета, а затем Итальянский колледж «Леонардо», Институт управления и предпринимательства.»
В архиве этого училища есть четырнадцать страниц с упоминанием Петра Федоровича Ломоносова. Сам не успел посмотреть их, оставил координаты внучке, может она найдет время посмотреть.
Календарь Пермской губернии 1885 г,
Алексеевское  Екатеринбургское реальное училище.
«Директоръ - Стат Сов. Петръ Федоровичъ Ломоносовъ…  »
Вот он уже и статский советник.
Опять же из Википедии:
«Статский (гражданский) советник занимал в «Табели» 5-ое место и соответствовал военным чинам бригадира (генерал-майора), капитан-командора, премьер-майора, штер-кригскомиссара, и придворным чинам церемониймейстера и камер-юнкера.
Статские советники обычно занимали должности вице-губернаторов, вице-директоров департамента, председателей казённой палаты.
Обращением к этому чину было «Ваше высокородие».
В середине XIX века чин статского советника замыкал 1-ю группу чиновничества. Данная группа (с 1-го по 5-й класс) объединяла представителей высшей номенклатуры определяющих курс политики государства. Представители данного чина имели особые привилегии и высокие должностные оклады.»
Календарь Пермской губернии 1886 г,
Алексеевское  Екатеринбургское реальное училище.
«Директоръ - Стат Сов. Петръ Федоровичъ Ломоносовъ…  »
Календарь Пермской губернии 1887 г,
Алексеевское  Екатеринбургское реальное училище.
«Директоръ – вакансия..  ».
Вот немного и прояснилось про директора учебного заведения и дворянство. Последняя находка - в "Город Екатеринбург. Сборник историко-статистических и справочных сведений по городу, с адресным указателем и с присоединением некоторых сведений по Екатеринбургскому уезду.
Издание Екатеринбургского городского главы И.И. СИМАНОВА. Екатеринбург. Типография "Екатеринбургской Недели". 1889." - Ломоносов Петр Федорович, статский советник, проживает по адресу: Екатеринбург, ул. Златоустовская 40/16 (ныне ул Розы Люксембург, дома нет). И упоминается также Ломоносова Мария Андреевна. Жена?
Почему прадед переехал из Казани в Екатеринбург неизвестно – первая версия – женился не по чину – на татарке, что правда, и был вынужден уехать, тем более, что тогда набирали преподавательский состав в Екатеринбургское Алексеевское реальное училище, - вторая – по мнению отца – прадед пил много и его отправили подальше на повышение.  Где правда - ?
Дочь Софья Петровна Ломоносова – моя бабушка по отцу.


Рецензии