Режиссер, который никогда не повторялся

Задуман Богом для кино…



Вышла книга о режиссере, который никогда не повторялся
 
«Я считаю, что кинематограф – это как раз и есть Самсон Иосифович Самсонов» (народная артистка РСФСР Людмила Зайцева).
 
«Мне нравятся люди «вне жанра». Не замыкаясь в рамках узкой специализации, они отважно врываются в незнакомые уделы и, не страшась освистания рамочных мэтров, творят: насвежо, размашисто, азартно. Людям «вне жанра» нравится быть новичками, торя свою стёжку-дорожку даже там, где давно проложены магистрали со строгими правилами движения: «Шаг влево… Шаг вправо…». Самсон Иосифович никогда не боялся прослыть новичком. Прекрасно зная, что не из «когорты неприкасаемых» и будучи, порой, заложником «заказанного назначения на фильм», он дерзко бросался на штурм «высоты» и думал не о том, как бы угодить, а просто делал то, что считал интересным. И делал: мощно, капитально, увлекательно. Как, собственно, и полагается человеку, которого зовут»…
 
Так писал я года полтора назад о Самсоне Самсонове (1921-2002) — режиссере, который никогда не повторялся*.

 
 
Просто надо было спасать ситуацию 
 
«Это был большой художник и человек, и я счастлив, что судьба свела меня с ним» (народный артист РСФСР Эдуард Марцевич).
 
И вот в руках книга с дарственной надписью Екатерины Тиханович. «Самсон Самсонов. Вдохновенный романтик» (Москва, «Белый город», 2013).
 
Труд проделан немалый. Перерыты архивы, воспроизведены киноафиши всех 20 фильмов мастера с 1955 по 1996 год. Книга снабжена эксклюзивным фоторядом, никогда не публиковавшимися записями самого Самсона Иосифовича Эйдельштейна (Самсонова), мнениями его выдающихся коллег, друзей, единомышленников: Сергея Герасимова, Сергея Бондарчука, Ролана Быкова, Евгения Доги, Натальи Гундаревой, Александра Михайлова и др.
 
Биографическую часть («Человек, влюбленный в кино») Екатерина Тиханович написала сама – просто и строго следуя фактам жизни отца. Насчет грязного белья, банального скандальца — не дождетесь. «Сор из избы не выносим» — это позиция автора. Екатерина Самсоновна не сочинитель, а биограф и, при этом, дочь. Отсюда сдержанность, лаконичность. Плюс некая доля деликатной недомолвки. А в качестве иллюстраций – уникальные снимки: конгениально загримированные: Василий Шукшин — Федор Достоевский; молодой Самсон Самсонов — Александр Пушкин… И, конечно же, сокровенные размышления самого мастера о базовых категориях режиссуры, творчества вообще. О балансе культуры и конъюнктуры, искусства и ремесла, иронии и психологизма, фантазии и реализма… Рецептура успеха, поиск жанра, выбор стиля, работа с актером…
 
Любопытный штрих. Артисты очень тепло отзываются не только о режиссерском даре Самсонова, но и редкостном его такте, заботливом умении создать комфортную съемочную атмосферу. Не авторитарный диктат, а исповедальный диалог, и вдруг откуда-то рождается искра. И вот уже все засветилось, заиграло, засверкало. И никаких «таинств магии». Режиссер Самсонов превыше всего ценил в актере одно свойство: «детскость – это непосредственность, способность к удивлению, искренность. Это всегда в первый раз. Очень боюсь актеров, «оснащенных до зубов» техническими приемами, умеющих все, кроме как быть самими собой».
 
Пример: «Наташа, давайте сделаем так. Однажды Вы придете ко мне на репетицию и попробуете забыть у двери о том, что Вы сыграли, где снялись, свое мастерство, как будто ничего не умеете, а потом входите». «Ой, как интересно! – она говорит. – Ах, какой вы хитрый, я ничего не умею, а Вы что же?» Я отвечаю: «Я Вам клянусь, я тоже все забуду». Мы попробовали работать так, как будто мы дети, как будто это детский театр. И потрясающе увлеклись, и стали открываться вещи совершенно неожиданные, сама искренность чувства»… Самсон Самсонов о пробах Натальи Гундаревой.
 
Про режиссеров, которым «не повезло», частенько можно услышать: «Ах, сколько бы он мог снять, если бы…».
 
А, в самом деле, сколько?
 
Давайте навскидку: что Самсонов хотел, а не дали. Итак…
 
Иван Тургенев — «Степной король Лир» с Борисом Андреевым.

Джеймс Олдридж – «Сын земли чужой» (по заказу автора романа).
 
Денис Фонвизин — «Недоросль» (кино-мюзикл)
 
Валентин Катаев — «Маленькая железная дверь».

Лев Толстой — «Анна Каренина» (телефильм с Сергеем Бондарчуком и Вячеславом Тихоновым).
 
Лилиан Этель Войнич — «Овод».
 
Александр Грин — «Бегущая по волнам»; «Волшебник из Гель-Гью».

Леонид Андреев — «Рассказ о семи повешенных» (2 сценария разных лет).
 
Ирвин Шоу — «Римские сновидения».

Виктор Мережко — «Женский стол в охотничьем зале».

Александр Пушкин — «Татьяна и Евгений» (конец 1990-х).

Антон Чехов — «Вишневый сад» (с Ириной Скобцевой, 2000)…
 
И далее: «Женщина без имени, или история княжны Таракановой», «Петербургский роман» — о Федоре Достоевском в исполнении Василия Шукшина, «Актриса» — о Вере Комиссаржевской, «Поэт и революция» — об Александре Блоке, «Романтический этюд» — о скульпторе Клер Шеридан, «Шут гороховый» — трагифарс на сюжет «Риголетто» с Роланом Быковым. И т.д. и т.п.
 
Заметьте, это не постсоветские домыслы, а официальные заявки, готовые сценарии и зафиксированные пробы…
 
Парадокс! Самсонову удавалось то, что давали и, зачастую, лишь потому, что не удавалось другим – вполне, кстати, именитым. Как верно заметил Александр Шпагин, «просто надо было спасать ситуацию».
 
И в какой-то момент «спасительство» это стало, можно сказать, «фамильным ярмом». Безнадежные, провальные сценарии в качестве «последнего шанса» спихивались «всеядному» Самсонову. «Этот вытянет». И вытягивал! Поступаясь родным, жертвуя заветным, — из чужих «бросовых ракушек» созидал фирменные жемчужины.
 
И что характерно, незамеченное здесь, отмечалось там. Те же англичане по достоинству оценили «Много шума из ничего», который у нас сочли едва ли не провальным (с чем лично я совершенно не согласен).
 
Любопытно, что сам режиссер крайне редко оппонировал недоброжелателям, и при случае не ярился почем зря: «Я не собираюсь спорить с людьми, отрицательно относящимися к моему фильму. Но для меня, как и для каждого художника, ценность проделанной работы, ощущение ее необходимости, сознание правомерности ее появления на экране, не исчерпываются только тем, что по этому поводу сказано критикой».
 
Время – не критик, но судия – оправдало мастера.


 
Просто Режиссер Режиссерович

«Судьба Самсонова в чем-то драматична, потому что он тяготел к образному, масштабному, эпическому мышлению, а приходилось делать что-то бытовое» (народный художник России Борис Бланк).
 
Второй, самый объемный, раздел книги называется «Арена жизни Самсона Самсонова». Слог его, что говорится, «диаметрально противоположен» мерной хронологии Екатерины Тиханович. А все потому, что автор, Александр Шпагин, известный киновед, дает не линейную, не ординарную, не ортодоксальную, а в чем-то, пожалуй, парадоксальную трактовку творчества Самсонова. Так оно и было не ординарным, не линейным — без шараханий, но в вечном поиске.
 
Не скажу, что во всем согласен с автором. Но наблюдательный и тонкий Шпагин делает по-своему «интересное кино», метко подкалывая и выуживая такие аллюзии, такие нюансы, такие подтексты и полутона, которые долгие годы ускользали от простого зрителя и даже искушённого критика. Манера исполнения не то, чтобы эпатажна, но весьма остра, подчас эксцентрична, а главное – эффективна. Во всяком случае, не всегда комплементарный разбор лишь отчеканивает неординарность героя, которого критик почтительно величает Режиссером Режиссеровичем.
 
В итоге, дотошному, придирчивому, а в ряде мест беспощадному Шпагину удается соскрести с народного артиста СССР незаслуженный ярлык «творческой всеядности». Более того, критик недвусмысленно иронизирует как раз над позитурой пресловутых «классиков-истуканов» — на деле же уютно присосавшихся любителей стабильной халявы. Беспокойные, мятущиеся натуры вроде Самсонова конъюнктурщикам не по вкусу, да и не по зубам.
 
«Хотел бы подлинную жизнь показывать, не вгонял бы своих героев в рамки жанра, а просто ставил бы реалистические киноповести, как и большинство его собратьев», — допускает Шпагин. – «Ан нет, всегда создает свой жанр да еще пытается в рамках этого жанра чуть не новый авторский стиль создать. Другая беда, что новый стиль всегда раздражает, а потому режиссер порой оказывается и не понят современниками».
 
И вновь парадокс: «если оценивать творчество мастера целиком, мы увидим, что Самсонов удивительно вписан во время», — точно подмечает Александр Шпагин. – «Все его фильмы неотделимы от того времени, когда созданы… Обычно непонятые художники слишком забегают вперед… Самсонов – нет, каждый его фильм во многом матрица именно той эпохи, когда он был создан».
 
Судя по заглавию, автор очерка отождествляет творческий путь художника с «Ареной», вершинным его произведением, непринятым тогда – во второй половине 1960-х. И это крайне странно: свежие, тончайшие самсоновские мазки составили яркую и сочную фреску на любой вкус – личный и публичный, утонченный и упрощенный, декоративный и монументальный. Не в пример «твореньям» большинства коллег, безнадежно ныне устаревшим, «Арена» до сих пор смотрится программно и панорамно, ретроспективно и современно, но, прежде всего, исключительно злободневно! Порой просто пиву даешься, как можно было тогда не заметить, что в этой небольшой полуторачасовой ленте симфонично соприсутствуют слагаемые настоящего произведения искусства. Казалось бы, вот же она совершенная вариация на тему: «энциклопедия Бытия» не будет полной без коротеньких «абзацев быта». Где изысканные одиночные миниатюры сливаются в глыбистость эпической мозаики… Когда людская любовь нет-нет, да оскалится скотской ненавистью… А добродетельный взлет духа, увы, не устраняет порочной низости сердца. Все, все это Самсонову удалось. Вопрос: как?
 
Секрет, очевидно, в том, что «Арена» и есть уникальный личный проект, который мастер выстрадал и пропустил через все свои фибры и капилляры. Отсюда жесткость подхода: тут вам не лубочная агитка на тему бесчеловечности фашизма, не тысячная версия манихейской битвы света и тьмы, а вневременной бунт зрячего против бесконечной диктатуры серости. Как следствие, виртуозный хирургический взрез, где будто в лупе пунктирного микромира отражен мерцающий безднами макромир. А почти космическое величие творца соприкасается с, почти параллельно существующей в каждом, пещерной гнилью человечка, что по-страусиному зарывается в песок — от войны, которая ВЕЗДЕ. И тогда, как и всегда, ровно один шаг от подвига до предательства. Или, наоборот – от кротости к героизму. Филигранный по исполнению и фундаментальный по замыслу фильм по-настоящему актуализируется в наши дни, когда фашизм подымает рога на территории державы, 70 лет назад свернувшей ему шею.
 
Днями, внимательно пересматривая самсоновскую «фреску», пришел вдруг к поразительному выводу: не будь русских титров и закадрового текста А. Рекемчука, даже бы не усомнился, что «film made in Europe». И язык, и стилистика, и колорит, и интонации, и экзистенции, и даже лица! Из более-менее узнаваемых наших – разве что Глеб Стриженов и Игорь Ясулович, плюс мало узнаваемые (особенно теперь) Валентина Серова с Маргаритой Володиной. В остальном даже речь на 6/7 звучит по-европейски: «deutsch», «fran;ais», «italiano»… Что опять же не удивляет. По «библейской концепции» Самсонова, в некий концлагерь со всех стран свозятся пленные циркачи. Все они бредят о «Ноевом ковчеге», на котором спасение артиста якобы зависит от его индивидуальности. То есть каждый всеми правдами и неправдами пыжится «отработать» место под солнцем (пусть и «в клеточку»). Для этого достаточно переиграть соперника и угодить «жюри с петлицами», в устах которого слово «gut» — есть «жизнь», а «aus» — «смерть». Так стартует игра-гонка на арене жизни-смерти. И ослепленный «битвой за соломинку», не каждый вдруг сообразит, что попал отнюдь не на «ковчег спасения», а на безумный «корабль дураков», который не может плыть, потому что изначально был задуман, как «вавилонская башня»…
 
И подумалось лукаво: эх, взять бы тогда (в 1967-м) и смыть наши титры, а в «подсадные авторы» европейца забрить, блатного. Глядишь, на каком-нибудь Международном кинофестивале стильная, метафорическая, концептуальная «Арена» и сорвала бы призовую гроздь.
 
А так, никто тогда у нас своего и не заметил. Зачем? Красавцев и без него хватало! Хотите — Фосс с «Кабаре» (1971), не хотите — Кавани с «Ночным портье» (1973). Дальше Феллини с «Амаркордом» (1973) или Энрико при «Старом ружье» (1975). Не говоря про «Сало» (1975) — с душком, но от Пазолини…
 
Фантастика! Или не заметили? Всё это ведь про то же — тема, аллюзии, средства «некондиционные». Одно, правда, «но» — на дворе уже 1970-е. А советская «фреска» Самсонова вышла в 1967-м (к слову, старик Феллини ценил постановщика «Попрыгуньи» еще с «Венецианского фестиваля-1955», где та "стала лауреатом"). А значит, опередил, шельма, круто опередил, и, как видим, не только «своих»! Далее по пословице: «поспешишь, людей насмешишь» или, в лучшем случае: «свой среди чужих, чужой среди своих»…
 
Такою вот была планида художника с могучим именем – интуитивно торить новые пути, до которых современники «не доспели». Придет время – «подоспеют» и (спокойствие, только спокойствие) вполне успешно оприходуют, авторизуют, даже запатентуют.
 
Не берусь утверждать, что Самсон Самсонов сознательно и смело шел на эксперименты. Скорее, он просто не отказывался от того, что казалось в ту пору неведомой «вещью в себе», а уже на поверку оказывалось «вещью для всех», пускай, и с очень большим опозданием для «прозревших».
 
Это не смелость — лишь твердость характера и уверенность рук: не бросать, а браться, не пробивать, а пробовать, не достигать, а доводить. До конца. Так и жил. Тогда. Теперь же грезится все чаще, что он всю жизнь яростно бросался в новое, неизведанное. Что ж, по-своему справедливо.


 
Всему меня обучил Самсонов
 
«Когда мне Самсон Иосифович предложил воплотить на телеэкране образ слуги Бриггса, я отказался от многих ролей в кино. И не жалею» (народный артист СССР Иван Переверзев).

Заключительная часть книги – это как бы вся самсоновская фильмотека в старинных афишах, редких кадрах и признаниях в любви. Его и ему. Его благодарно вспоминают актеры Маргарита Володина, Людмила Зайцева, Константин Райкин, Анна Назарьева…
 
- Самсон Иосифович совершенно очаровательно общался с женщинами, — рассказывает актриса Анна Тихонова: — «Лучше, чем я, с актрисами в нашей стране никто не работает. Я раскрываю их таланты. Я создал многих».
 
Если это актерский комплимент, то уж никак не режиссерская похвальба. Вот доказательство:
 
- Я была круглым нулем. Ноль с минусом! И всему меня обучил Самсонов. И если бы не было этого фильма («Чисто английское убийство»), не было бы и последующих работ, — убеждена народная артистка РСФСР Ирина Муравьева.
 
Кроме Ирины Муравьевой, Самсон Самсонов дал «путевку в кино» народной артистке РСФСР Маргарите Володиной, заслуженной артистке РСФСР Наталье Андрейченко, заслуженной артистке России Елене Степаненко… Даже знаменитому композитору Эдуарду Артемьеву персональную «кино-прописку» он оформил. Великолепная, динамичная и запоминающаяся музыка – отдельный пласт, отличающий искусство Самсонова.
 
- Почему вся музыка, которую я написал к его картинам, живет самостоятельной жизнью? Она не была подложена, а была задумана еще до съемок. Мы сидели у него, он подносил чай, и вместе с чаем появлялась ритмика будущего фильма. Самсон Самсонов был просто задуман Богом для этой участи, для кино, — считает народный артист СССР Евгений Дога. — Он чувствовал ситуации и людей, которые обычным ухом и глазом не прослушивались и не просматривались.
 
Так оно и было: не доверяя обкатанным стереотипам, Самсон Иосифович даже в бесспорных мэтрах стремился открыть «альтернативные ипостаси», нащупать неведомые грани перевоплощения. И тогда в его картинах вдруг неузнаваемо преображались, появляясь в совершенно непривычном амплуа…
 
…«почтенный сов-жулик» Михаил Трояновский («За витриной универмага» 1955), «скучный гуманист» Сергей Бондарчук («Попрыгунья» 1955), «император сцены» Антоний Ходурский, «деревенский дурачок» Никита Кондратьев и «оборотень-ветеринар» Владимир Кенигсон («Огненные версты» 1957), «гуляка-анархист» Вячеслав Тихонов и «сиплый тать» Всеволод Санаев («Оптимистическая трагедия» 1963), жена клоуна Валентина Серова («Арена» 1967), «анонимный абонент любви» Михаил Ножкин («Каждый вечер в одиннадцать» 1969), «влюбленный шут» Константин Райкин («Много шума из ничего» 1973), лакей-аристократ Иван Переверзев («Чисто английское убийство» 1974), «белокурый Янус» Николай Олялин («Бешеное золото» 1976), «колхозный анти-Шурик» Александр Демьяненко («Журавль в небе» 1977), «атипичный полицай» Виктор Павлов («Торговка и поэт» 1978), «коммунальный пират» Александр Михайлов («Одиноким предоставляется общежитие» 1983), «хоровой Дон-Кихот & Дон Жуан» Олег Ефремов («Неприкаянный» 1989), «мисс Визг» Елена Степаненко и «ушлый сержант» Никита Высоцкий («Мышеловка» 1990), «киллер-джентльмен» Эдуард Марцевич («Казино» 1992)…
 
- Режиссер Самсонов всегда изобретателен в поисках новых приемов, — полагает продюсер и режиссер Вячеслав Ребров, и трудно с ним не согласиться.
 
Под занавес назову еще одну черту, что выделяет Самсона Самсонова в обойме «звездных» ровесников. Сделав себе имя при «свирепой» советской цензуре, все они, как оказалось, дружно, но тайно тосковали по «свободе творчества». Дождались. Только, по иронии судьбы, патроны в «освобождённой» обойме все, как есть, остались «холостые»…
 
А Самсонов в молодость свою не плевал. Оставался верен себе, идеалам долгой своей жизни. Не приняв «норм» коммерческого кино, и в «лихие 90-е» снимал приличные фильмы. Честность – да, человечность – да, чувство — да. Подлость, пошлость, похоть – никогда!
 
Может быть, поэтому на расхристанном фоне всеобщей чернухи как лучик золотится последний его фильм «Милый друг давно забытых дней» (1996, по рассказу Алексея Толстого «Любовь»). Трогательный опыт обращения к русской классике, по сути, стал «лебединой песней» 5 лет уж, как почившего, советского кинематографа. Равно как и самого Художника, на долю которого выпала еще одна неблагодарная пятилетка «бескартинья».
 
Режиссер без кино – это все равно, что певец без голоса, если вдруг…
 
«Вдруг героиня фильма услышит чей-то голос – это голос старика, исполняющего какой-то старинный романс… Это голос самого Самсонова. Он никогда не снимался в своих фильмах, наверняка будучи хорошим актером. Ему это было не нужно – он реализовывался в своих героях, реализовывался ВОВНЕ. А сейчас, когда и масок больше нет, и милой сердцу «арены», он вдруг на мгновение открыл занавес – и мы услышали: голос из небытия, голос из ниоткуда – может быть, с того света. И ведь замечательно поет. Глубоко, сильно, но как будто лишь к самому себе обращаясь. Это его последняя роль», — пишет Александр Шпагин.
 
Всё верно, режиссер Самсонов силен был в одиночном соло, его фильмы не перепутать ни с кем. Но есть в неповторимом этом кино что-то античное, словно олимпийское эхо греческих трагиков с их завораживающим хоровым крещендо. Хор – вот кто был главным героем эпической драмы. А что? Ведь вот же он…
 
«Он слышит свой хор, и это мощное торжествующее пение как бы вознаграждает его жизнь, жизнь, прожитую не всегда правильно и счастливо, иногда беспорядочно и глупо, но всегда честно».
 
Это сказано режиссером Самсоновым о хормейстере Ветлугине (народный артист СССР Олег Ефремов) из фильма «Неприкаянный».
 
А, может быть, о самом себе…
 



PS
 
Автор был рад внести свою скромную лепту в книгу о великом режиссере.
 
* «Огненные версты Самсона Самсонова» (25.10.2012):

http://www.kino-teatr.ru/kino/director/ros/29008/forum/
 
http://proza.ru/2012/10/25/757
 
23.06.2014

Иллюстрация - обложка и страницы книги "Самсон Самсонов. Вдохновенный романтик", М. "Белый город", 2013.


Рецензии
Спасибо, Володя! Перечень не снятого режиссёром удручает. Но какие фильмы сняты! Хочется сейчас, немедленно все пересмотреть. Попрошу переписать моих молодых на флешку и осенними вечерами смотреть и смотреть. Для меня открытие, что "Оптимистическую трагедию" снял Самсон Самсонов. С уважением. Галина.

Галина Алинина   19.07.2014 23:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина.
А я имею все его фильмы и перед тем, как написать эту рецензию, пересмотрел (кое-что не по разу) все, даже только недавно выложенный в Кинозале.ру "Ровесник века" - про Лихачева, создателя нашего автопрома. "Огненные версты" могу пересматривать бесконечно. Книга Тиханович и Шпагина очень интересна и по содержанию, и по стилю, и по уникальному фоторяду и по структуре. Поэтому ради этого отзыва я нарушил "режим" работы над большим историческим романом, 1-й том коего опубликован в 3 летних номерах журнала "Русское эхо". А впереди еще более сложный и объемный 2-й том. Почему редко "забавляю" новинками. :-)
С уважением.

Владимир Плотников-Самарский   20.07.2014 12:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.