Вчера подписали

Смешанное чувство одолело после того, как в вечерних новостях женский голос, нарочито радостный с надрывом сообщил, что мы уже не в СНГ, а в Европе. Показалось, что уже ближе к полуночи не смотреть мне «Камеди клаб», а на утро не дотянутся до «Тёмных аллей», что на тумбочке возле кровати.

Но я, как доходчиво объяснил мне не по годам молодой писатель из кишинёвского литературного общества, не русский, а русскоговорящий, поэтому пережить всех прелестей прощания с империей не сумею. Как можно проститься с Россией, когда книга Бунина всегда под рукой и как можно прослезиться о расставании, когда и дня не прожил в русской деревне?

«Не тебе об этом судить!» – раздается во мне строгий голос. Иду на поиски этого голоса, по трём волнам памяти. Вот они три напёрстка – русское, молдавское и румынское.

Выбор – это не на ромашке гадать. Под каким ответ? На начало пути тебя наставляет вымученное мозгами намерение и воля божья, а ежели речь идёт о народе, то необходимы ещё соответствующие исторические, экономические и политические условия. Казалось, всё это было собрано воедино в ноябре 2003-го. Кишинёв и Тирасполь в шаге от воссоединения. Политический документ Козака – как свежеиспеченный хлеб, Воронин торжественно клянется и даже Путин своей известной походкой зашагал было к самолёту. Скажите, не был сделан ли тогда настоящий выбор? Не был ли выбран выверенный и пройденный уже отчасти, путь вместе с Россией?

Вчера повезло больше… Подписали. Наверное, чтобы не прогадать. Маленьким народам надобно скреплять печатью исторические документы в чужих столицах. Полетел бы Воронин в Москву…. А так, полетел Лянкэ в Брюссель. Что это, судьба? Не проворонили ли мы своё счастье? Что лучше, Запад или Восток? Где наше материальное и где душевное, где Бог и где порог? Не устаю повторять слова мудреца – если вдруг заблудишься на тропе жизни, невзирая ни на что, ты должен идти вперёд. Направо или налево — неважно.

В жизни есть тяжелый путь и неправильный путь.


Рецензии