Необычайная рекомендация Юрия Овтина

Раскрыв еженедельную одесскую газету"Пресс-курьер"(№26 за 26.06.2014 г.,тираж - 60 тысяч экз.), основанную Одесской областной организацией Национального Союза журналистов, я ознакомился с газетным материалом объёмом на целую полосу под рубрикой "Юбилей".Рассказ Юрия Овтина посвящён 80-летию Анатолия Дойчева, "высокого, красивого, уверенного в себе, очень подвижного человека". а одновременно является "характеристикой и рекомендацией в Национальный союз журналистов Украины". До сих пор я и не предполагал, что такие характеристики-рекомендации можно давать в виде рассказа, опубликованного на газетной полосе. "Его работоспособность и активная жизненная позиция заставляют восхищаться как значительно более молодых коллег по работе, так и многочисленных друзей. Он и сегодня продолжает трудиться,передавая другим свои профессиональные знания и бесценный жизненный опыт." Показалось, что эти словно бы вырубленные топором трафаретно-шаблонные слова можно отнести к любому индивидууму при составлении характеристики. Однако нельзя сказать, что Юрий Овтин пользуется в своей своеобразной характеристичной рекомендации только трафаретно-стандартными фразами и словесными штампами. Он рассказывает о том, как ежедневно вот уже четырнадцатый год подряд его протеже работает экспертом по строительству в сфере Госгорпромтехнадзора Украины и выполнил "более пяти тысяч РАЗЛИЧНЫХ обследований, оценок технического состояния и паспортизации РАЗЛИЧНЫХ объектов, а также экспертиз проектов промышленного, гражданского и жилищного назначения."
Честно говоря, моя авторучка краснела бы со стыда, если бы подобными фразами я писал кому-либо рекомендацию для вступления в Союз журналистов, потому что к яркому журналистскому слову Госгорпромтехнадзор, по-моему, нисколечко не относится. Впрочем, как и прекрасно описанный Ю.Овтиным пассаж при завоевании авторитета его подопечным прорабом, когда на какой-то улице прорвало трубу магистрального водопровода: "Вода фонтанировала на высоту более метра при температуре воздуха около трёх градусов мороза. В состоянии паники вокруг колодца собрались все, кто был на стройплощадке. И все смотрели на Дойчева. Но то, что предпринял прораб, не ожидал никто. Анатолий Данилович приказал в бытовке растопить "буржуйку" и принести ему канат, тулуп охранника и бутылку водки. Раздевшись до трусов, он обтёр тело водкой и, обвязавшись канатом, погрузился с головой в колодец с ледяной водой. После третьего погружения напор воды стал резко уменьшаться: задвижка была найдена и перекрыта."  Мне кажется, что только за один этот многотрудный, самоотверженный производственный подвиг уже давно можно было бы принять А.Д.Дойчева в ряды журналистов. Представилось,что уже тогда прораб стал журналистом и после беспримерного "моржевания" мог спеть знаменитую песню композитора Вано Ильича Мурадели с фразой-символом профессии журналиста-репортёра:

Водкой грудь растирать,
Срочно в воду нырять
Ради нескольких строчек в газете.
Если снова начать,
Я бы выбрал опять
Бесконечные хлопоты эти.

Не знаю, часто ли приходилось строителю таким образом раздеваться до трусов, но после описания момента перекрытия задвижки рекомендатель пишет: "Так, шаг за шагом и день за днём Дойчев набирался производственного опыта и повышал авторитет в мире одесских строителей, где снискал себе славу человека принципиального, решительного и ответственного." Создаётся впечатление, будто
герою рассказа Овтина приходится систематически, каждый день обвязываться канатом и с головой окунаться в колодец с ледяной водой. Хочется надеяться, что это не совсем так,и я не исключаю возможности и даже умения 80-летнего юбиляра погружаться с головой в колодец журналистского искусства. Мне лишь подумалось, что жанр вольного художественного рассказа не совпадает со строгим жанром официального рекомендательного письма. Тем более, что в рассказе нередко используется прямая речь самого рекомендованного,а это уже мемуары или самохарактеристика:"Не могу не сказать и о реставрации в 60-х годах главной парадной лестницы нашего знаменитого Оперного театра. Заработки у нас в те годы были небольшие, и я ещё умудрялся подрабатывать на жизнь в мимансе театра, в перерывах играя в шахматы с известными артистами, неизменно их обыгрывая". Значит, Анатолий Дойчев - не только зодчий, но и шахматист, и артист одесского театра оперы и балета. Артисты миманса - уникальные люди. Они не умеют ни петь,ни танцевать, весь спектакль треплются о своём и ещё получают за это деньги! А главное: носят гордое имя - Артист! Некоторые читатели, в том числе и журналисты признаются, что встречаются со словом "миманс" впервые. И не удивительно,потому что слова этого нет даже в словаре у Даля.Это сокращение   от словосочетания "мимический ансамбль", представляющий собой группу артистов музыкально и пластически одарённых артистов, участвующих в массовых сценах оперных и балетных постановок.
Особенно впечатляет в рассказе-рекомендации заключительная часть: "Сдавая в набор(любопытно, как происходит этот процесс в наше компьютерное время - А.Я.) свой рассказ, я встретился с председателем Одесской региональной организации Национального союза журналистов Украины Юрием Анатольевичем Работиным.(Хотелось бы знать, где находился уважаемый господин Ю.А.Работин на момент сдачи в набор рассказа - А.Я.) Узнав, о ком мой новый рассказ, Работин сказал,
что хорошо знает Анатолия Даниловича Дойчева, не раз читал его публикации в периодических изданиях. Я рассказал Юрию Анатольевичу о предстоящем 80-летнем юбилее Дойчева и высказал мнение, что такой человек достоин быть в Союзе журналистов.
- А ты ему рекомендацию дашь?-немного подумав,спросил Работин. Я утвердительно кивнул головой. Данное обещание выполняю и свой рассказ прошу считать характеристикой и рекомендацией." Я знаю Юрия Анатольевича Работина, как человека и журналиста весьма вдумчивого,глубокомысленного и рассудительного, и меня немного смутило то, что он в рассказе Овтина не вникает в конкретный журналистско-творческий багаж героя рассказа, заботясь лишь об одной только рекомендации,оказавшейся юбилейным рассказом, куда включены и родственники юбиляра: его отличающаяся редким постоянством жена,имеющая "одну запись в трудовой книжке", дочка, зять, внук, не имеющие,на мой взгляд, отношения к рекомендации для вступления в журналистский союз. Остаётся только поздравить зодчего Одессы, чемпиона города Раздельной по шахматам, коллекционера живописи и артиста одесской оперы со знаменательным Днём рождения, чего, не сделал в своём рассказе о юбиляре Ю.П.Овтин.А рекомендацию,думается,не мешало бы Юрию Петровичу написать на отдельном листе бумаги,заверив её своей личной подписью, если рассказ о профессиональном строителе как изложение невыдуманных событий и как повествовательное литературное произведение в прозе воспринимать всерьёз, а не в шутку. И всё-таки после прочтения данного газетного материала остаётся эффект возможности некоторого дилетантизма, а не высокого профессионального искусства в нашей украинской журналистике.


Рецензии