Смертельный ужас летчиков Люфтваффе

       Советская зенитная артиллерия сыграла очень важную роль в Великой Отечественной войне. По официальным данным, в ходе боевых действий наземными средствами ПВО сухопутных войск было сбито 21 645 самолётов, в том числе зенитными пушками среднего калибра (76 мм и более) — 4047 самолётов, зенитными автоматическими пушками малого калибра — 14 657 самолётов, зенитными пулеметами – 2401 самолет. Правда, есть и другие данные, согласно которым советские зенитчики сбили всего 3.144 самолета...

       Количество зенитных орудий и пулеметов в ходе войны непрерывно увеличивалось. Особенно существенным был прирост малокалиберных зенитных автоматов. Так если на 1 января 1942 года в Красной Армии  имелось всего около 1600 37-мм зенитных пушек, то на 1 января 1945 года их имелось уже около 19 800 орудий. Однако, несмотря на количественное увеличение зенитных автоматов, в СССР в ходе войны так и не были созданы современные зенитные самоходные установки (ЗСУ), способные сопровождать и прикрывать танки. А ведь именно в последний период войны, в период постоянных наступательных операций советских войск, потребность в подобных мобильных зенитных установках была особенно велика.

       К счастью, некоторая потребность в таких машинах удовлетворялась полученными по ленд-лизу американскими зенитными самоходными установками М 17. Эта превосходная зенитная установка была вооружена счетверенным крупнокалиберным пулеметом «Browning» калибра 12,7 мм, установленным на шасси полугусеничного бронетранспортера М 5. За счёт высокой скорострельности (2.000 выстрелов в минуту на установку) М 17 оказались весьма эффективными при отражении атак немецкой авиации на малых высотах. Советское командование быстро оценило мощь огня этих ЗСУ и часто включало их в состав передовых отрядов наступающих танковых и механизированных частей. Обычно в таком отряде имелось семь — девять танков Т-34, четыре ЗСУ М 17 и несколько бронетранспортеров М ЗА1 с мотострелками или разведчиками. При удачном развитии событий таким группам нередко даже удавалось внезапным ударом захватывать отдельные населённые пункты, мосты или узловые железнодорожные станции.

       Всего таких ЗСУ было выпущено 1.000 штук и, начиная с 1944 года, все они (обратите внимание – все!) поступили в Советский Союз, где быстро завоевали любовь и уважение наших зенитчиков. С другой стороны, они вызывали смертельный ужас у летчиков Люфтваффе. Довольно характерно высказывание одного из немецких летчиков-штурмовиков последнего периода войны: «Bei Eins;tzen machten uns die russischen J;ger nur wenig zu schaffen, aber die leichte Flak war m;rderisch» («При боевых вылетах русские истребители лишь немного доставляли нам беспокойства, но огонь легкой зенитной артиллерии был убийственный»). Судя по этому высказыванию, немец хорошо испытал на себе меткий огонь советских зенитчиков и знал, что говорил…

       Значительных успехов ЗСУ добились в самом конце войны, в частности, в битве за Берлин. Надо сказать, что, несмотря на подавляющее численное превосходство советских ВВС над гитлеровскими Люфтваффе, к деятельности «сталинских соколов» было всё ещё много нареканий.

       Так 21 апреля 1945 года в журнале боевых действий 3-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта, наступающего на Берлин с южного направления, отмечалось: «Авиация противника группами по 20–25 самолетов бомбила боевые порядки частей корпусов. Действий нашей авиации не отмечалось». Правда, в тот день действиям нашей авиации существенно мешала крайне неблагоприятная погода: дождь и туман. Но гибнущим на земле от вражеских бомб советским солдатам от этого легче не становилось.

       На следующий день в полосе действий того же 1-го Украинского фронта обстановка в районе Вейсенберга и Баутцена неуклонно ухудшалась. Все больше досаждала советским войскам активность в районе Вейсенберга авиации противника. Например, только с 12.00 до 15.00 части 7-го гвардейского механизированного корпуса в районе Вейсенберга потеряли от налетов немецкой авиации 6 танков Т-34, 3 самоходные установки СУ-85 и 110 человек личного состава. Большие потери понесли и другие части и соединения 1-го Украинского фронта. В свое оправдание, летчики 2-й Воздушной армии заявили, что они совершили 1.221 боевой вылет и в «ожесточенных воздушных боях» сбили 20 немецких самолетов…

       В отличие от летчиков-истребителей, зенитчики в любое время дня и ночи, в любых погодных условиях, находясь непосредственно в боевых порядках войск, всегда были готовы отразить налеты вражеской авиации. Не растерялись зенитчики 1-го Украинского фронта и 22 апреля: ими было уничтожено несколько немецких самолетов-штурмовиков. В том числе два ФВ-190 было сбито личным составом 1-й и 3-й батарей 286-го гвардейского зенитно-артиллерийского полка, один ФВ-190 был сбит в районе Штеренбурга бойцами 1336-го зенитно-артиллерийского полка, один ФВ-190 уничтожила 4-я батарея 1394-го армейского зенитно-артиллерийского полка...

       Но больше всех отличился, пожалуй, 30-летний старший сержант Василий Ефимович Разуваев, командир установки М-17 1719-го зенитно-артиллерийского полка 9-го механизированного корпуса 3-й гвардейской танковой армии: шквальным огнем своих счетверенных крупнокалиберных «Браунингов» он сбил один ФВ-190, штурмующий наши танки.

       Говоря о Разуваеве, следует упомянуть, что он был бывалым воином. Участвуя в Великой Отечественной войне с июня 1942 года, он сражался под Сталинградом, освобождал Украину и Польшу, брал Берлин. За отличия в боях и несколько сбитых вражеских самолетов был награжден двумя орденами Красной Звезды (20.11.1943 и 8.3.1945), медалью «За оборону Сталинграда» (22.12.1942).       

       Вроде, ничего особенного. Однако есть предположение, что именно Разуваев уничтожил одного из самых лучших асов Люфтваффе, кавалера Рыцарского креста командира 3-й штурмовой эскадры майора Бернхарда Хаместера. Этот немецкий летчик начал воевать ещё в Польше в 1939 году. Летая на пикировщике Юнкерс-87, а затем на штурмовике Фоке-Вульф-190, он воевал почти на всех фронтах, совершил более 400 боевых вылетов и даже серьезно повредил у острова Крит английский ударный авианосец «Формидабл». И вот теперь, уже в самом конце войны, 22 апреля 1945 года, немецкий ас при штурмовке советских танков ИС в районе Треббин (южнее Берлина) был подожжен метким зенитным огнем, с высоты 200 метров упал на землю и погиб...
      
       Кстати, за этого последнего сбитого «Фокке-Вульфа» Приказом по артиллерии 9-го механизированного Киевско-Житомирского Краснознаменного ордена Суворова корпуса от 12 мая 1945 года старший сержант В. Е. Разуваев был награжден медалью «За отвагу».

       И это - всего лишь один случай удачного использования зенитной самоходной установки М 17. А сколько подобных случаев было за всю войну? Как говорится: «И не сосчитать!»…


Рецензии
Рудель "Пилот "штуки"". Ганс тоже знал, что говорил когда писал о зенитчиках - 18 раз сбивали. часто выживал чудом. Очень интересные наблюдения...
С уважением, А.З.

Александр Викторович Зайцев   15.09.2015 20:20     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию! Приятно иметь дело с понимающим человеком!
С уважением,

Олег Каминский   16.09.2015 08:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.