Прививка от жестокости Александра Мельника

С известным режиссером Александром  Мельником познакомилась я на презентации его первой работы «Новая земля».

Остросюжетный фильм с участием актеров Константина Лавроненко, Андрея Феськова, Марата Башарова, Ингеборги Дапкунайте, Сергея Жигунова рассказывает о необычном эксперименте, связанном с отменой во всем мире смертной казни.
Напомню: группу осужденных на пожизненный срок отправляют на необитаемый остров, расположенный где-то на севере России – подальше от цивилизации. Оставляют их там одних на три месяца без охраны.

За это время заключенные должны научиться жить самостоятельно. Если выживут, останутся на острове на вечное поселение. Однако эти люди, имеющие за плечами по нескольку убийств, продолжают жить по своим жестоким правилам и устанавливают на острове новый закон «Последний – мертвый!»
 
– В вашем фильме изобилие жестокости, насилия. В то же время вы возглавляете фонд «Андреевский флаг», инициирующий и организующий такие духовно-нравственные международные акции, как, например, крестный ход «Под звездой Богородицы». Как-то не вяжется этот факт в сознании с тем, что мы видим на экране.

– Фильм – своеобразная прививка от жестокости, которая сейчас в мире чрезвычайно востребована. Мы уже не стесняемся ничего и смотрим спокойно весь тот негатив, который нам транслируют по телевидению, более того, откровенно готовы наблюдать это в режиме реального времени. Очень хотелось, чтобы зритель прочувствовал героев и начал сопереживать им, чтобы хотя бы на мгновение ему их стало жалко. Если жалко, значит есть в нас  что-то человеческое.

В последнее время после просмотра наших фильмов очень редко остается ощущение «комка в горле» и чувства сопереживания. Мы стали статистически и почти технически относиться ко всему, что происходит в жизни. Поэтому я оправдываю подобное эмоциональное давление: иногда следует буквально брать дубину и ломиться. Иногда, чтобы человека встряхнуть, нужна шоковая терапия. И когда он, к примеру, замерзает, как вы видели в фильме, ему надо хорошенько двинуть, чтобы он очнулся, иначе под колыбельную он точно уснет.

И еще. Хотелось бы, чтобы зритель с симпатией отнесся к тем людям, которых общество считает изгоями, отбросами, кого, казалось бы, мы не должны жалеть; чтобы зритель сопереживал нашим героям, улыбался, смеялся над их иногда глупыми выходками и мечтами, ощущал их как живых людей.

У нашего фильма должно быть послевкусие, то есть мы хотели, чтобы люди после просмотра через некоторое время возвращались и вновь начинали говорить о нем.
Ну, а если рассуждать о нравственности, то я считаю, она должна проявляться, когда мы готовы сострадать, сопереживать человеку, который нуждается в нашей помощи. Одно дело – дружить с человеком, когда он благополучен, когда все у него хорошо, другое – когда он нуждается в помощи.
 
– Сценарий к фильму написал Ариф Алиев. Что вас в нем зацепило?

– События в фильме происходят в 2013 году. По сути, они мало отличаются от нынешнего времени. Происходящее в картине до боли знакомо. В принципе такое может произойти не в каком-то далеком будущем, а сегодня. 2013 год был взят для того, чтобы мы ощутили близость ситуации, показанной в фильме. В «Новой земле» люди во всем поделены на два лагеря – узники и надзиратели, волки-одиночки и члены стаи, сытые и голодные. Вам эта картина не знакома? В последние годы в России умудрились создать колоссальную систему разделения людей по слоям, классам, общественному положению.

Когда я прочитал сценарий, понял, что в нем есть то самое, о чем просто необходимо сказать, и именно сейчас. Наверное, я просто не мог молчать, поэтому и снял этот фильм. У меня не было сомнений в том, за свое ли дело я брался. То, что происходит на Новой земле, может произойти и, скорее всего, реально происходит в любой точке мира, даже в самом центре цивилизаций, в крупных городах. Правильно сказал Марат Башаров: мы каждый день играем в нашей повседневной жизни в игру «Последний – мертвый», только в нашем цивилизованном обществе мы не жрем людей в их физическом воплощении, мы жрем их души.

– Александр, как вы относитесь к смертной казни?

– Я считаю, что не нами дана жизнь человеку и не нам у него ее отнимать. Но мы должны помнить об ответственности за жизни других. В фильме мы видим, что можно убить человека, не приговаривая его ни к чему, просто взять и отправить на Новую землю, где он сам умрет без еды в обществе себе подобных. А можно убить человека и другими способами. Например, просто не оказав ему помощи в какой-либо сложной ситуации.

Это фильм о людях. И те, кто виноват, свое наказание уже получили. Они оказались на Новой земле. А вот мы… Те, кто остался на свободе? Я это о нашем двуличии. К примеру, укусила нас собака – мы ее пнем ногой (в то же время осуждаем тех, кто обижает животных). Когда же она набрасывается на нас самих, мы забываем о принципах и начинаем искать камень. Если общество не готово прощать, оно должно казнить. Если общество не готово казнить, оно должно прощать. Кстати, в подобной экстремальной ситуации, как в фильме, где придется бороться за выживание, может оказаться любой из нас. И каждый из нас в повседневной жизни ежедневно делает выбор: человек ты или зверь.

А выражается это в наших поступках, которые для человека верующего ограничиваются страхом божьим, а для атеиста – законом. Иногда, правда, складывается впечатление, что мы живем в обществе, где люди не боятся ни бога, ни закона. Поэтому хотелось бы, чтобы люди, посмотрев работу, ощутили себя ответственными за наше будущее…
 
Сентябрь 2008 года.

Фото автора.


Рецензии
За и против смертной казни,равно как и допустимая мера гуманизма к смертникам - это вопросы на которые конкретного ответа нет.
но в любом случае, по этому вопросу неплохо бы знать мнение не только абстрактных гуманистов, но и потерпевших, а также тех, кто этих смертников охраняет.
С уважением.

Сергей Соломонов   02.02.2016 11:44     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей!) В любом случае жить или не жить должен решать Всевышний...)

Диана Свердловская   02.02.2016 12:02   Заявить о нарушении
Наверное, Вы правы, но всё это очень дискуссионно. Я работал со смертниками. Большинство не заморочиваются по поводу того, что отняли чужие жизни, которые вправе забрать лишь всевышний. Эти моральные уроды думают не об убиенных, а пекутся о себе и своей шкуре.
Но в любом случае, уважаю Ваше мнение.

Сергей Соломонов   02.02.2016 12:14   Заявить о нарушении
Не заморачиваются потому, что там с мозгами проблема... Я так думаю... Думающий человек, если даже убъет кого-то по неосторожности, всю жизнь будет раскаиваться и все равно не сможет себя простить...

Диана Свердловская   02.02.2016 12:22   Заявить о нарушении
Сколько наблюдал их, в основе душегубства лежат из'яны не столько интеллекта, сколько нравственности. Хотя Вы опять правы: оба эти начала чаще всего взаимосвязаны.Впрочем, бывают исключения.

Помню, одному из смертников разрешили держать в камере кошку - наверное, это было одним из высших проявлений гуманизма к нему..

Сергей Соломонов   02.02.2016 12:35   Заявить о нарушении
Я думаю, излом нравственности начинается чаще всего ещё в детстве.
Несправедливое отношение к ребёнку окружающих взрослых ведёт к
озлоблению. Это озлобление сначала вымещается на том, кто слабее: стрельнуть
по голубям из рогатки, избить кошку... Дальше по накатанной, как ком...
Потом проблема найти жену, или мужа, поскольку садистские наклонности
уже нарушили психику, требуя каждый раз всё более и более изощрённости
издевательств над жертвой.
С одной стороны - жаль их, но если подумать... почему надо тратить средства
на содержание таких нелюдей? Не лучше ли эти деньги потратить на цели
поважней? Например, на науку, чтобы получать нужные лекарства. Чтобы,
наконец, заменить устаревшие самолёты, тем самым спасти жизни невинных
людей. Сколько уже погибло народа из-за аварийности, так называемой
"усталости металла"!

Катерина Антонова   02.02.2016 13:40   Заявить о нарушении
Катерина, к сожалению, это вопросы, на которые найти ответ либо крайне сложно, либо невозможно вовсе. Я, например, сторонник смертной казни, ибо все эти досужие разговоры о том, что душегубы не боятся расстрела - болтология чистой воды. Ещё как боятся. Но это вовсе не означает, что я безусловно прав в своей позиции.

Вам большое спасибо за неравнодушие к актуальной теме.

Сергей Соломонов   02.02.2016 14:01   Заявить о нарушении
Сергей, скажите, что делают, если овощ или фрукт подгнил?
Правильно, испорченное удаляют. Тоже самое надо делать и
с гнилью человеческого общества, чтоб остальные жили нормально.

Катерина Антонова   02.02.2016 14:19   Заявить о нарушении
Не судите, да не судимы будете... (Из Библии. В Евангелии от Матфея, гл. 7, ст. 1-2). Давайте вспомним историю сталинских времен. Сколько безвинных людей было расстреляно!...

Диана Свердловская   02.02.2016 14:55   Заявить о нарушении
Сергей, это уже вопрос к юристам, чтобы разработали
законодательство, необходимые правовые акты, и наказание
было соответствующим действительно содеянному, максимально
исключающему ошибку.
Каждый имеет право на спокойную жизнь, не опасаясь за
родных, близких, знакомых! Разве справедливо подвергать
опасности простых людей?

Катерина Антонова   02.02.2016 15:35   Заявить о нарушении
Наверное, Диана не ожидала столь развернутой дискуссии в комментариях.

Самый серьёзный довод противников смертной казни - возможность судебной ошибки. Все остальные их доводы - болтовня паркетных либералов. Как верно заметил один умный автор, все эти душегубы к заборам прибивали тех, кто их жалел.
Мне ближе Ваша позиция, Катерина. Но всё равно, не могу дать однозначного ответа на вопрос: казнить или миловать. Несмотря на то, что работал с этой категорией преступников, знаю проблему не понаслышке.

Сергей Соломонов   02.02.2016 19:50   Заявить о нарушении
Это хорошо, Сергей, что в материале поднята актуальная проблема!) Я - журналист, больше слушаю, немного направляю собеседников для того, чтобы, как говорится, сформировать общественное мнение)))

Диана Свердловская   02.02.2016 20:41   Заявить о нарушении