Колосс Родосский

КОЛОСС РОДОССКИЙ

Солнце еще не взошло. Но место его появления четко обозначилось лучистым веером на вершине холма. Лучи кажутся осязаемыми и дрожат где-то высоко-высоко. Город спит. Сквозь утренний туман смутно проступают очертания улиц и площадей.
Внезапно, где-то высоко над городом вспыхивает светящееся пятно и первый луч вырывает из утренней дымки очертание человеческой головы, украшенной венцом. Видение настолько неожиданное, что голова кажется парящей в воздухе над городом.
Но вот проходит минута, другая, и взору предстает гигантская фигура юноши. Он стоит во весь рост, слегка отклонившись назад, и, заслоняя правой рукой глаза, напряженно всматривается туда, откуда только что появился сияющий диск. Левой рукой он придерживает спадающее до земли покрывало. Огромный рост фигуры делает видение фантастическим. Кажется, что юноша только на миг остановился над городом и вот-вот двинется к солнцу, навстречу своему божеству.
Такую картину мы могли бы с вами увидеть, если бы подплыли к городу Родосу на рассвете в один из дней III века до нашей эры и оказались перед шестым чудом света- Колоссом Родосским.
Этот город острова Родос (расположенного в Средиземном море около побережья Малой Азии) древние греки называли «священным городом» Гелиоса- бога Солнца, а остров античные поэты называли «островом солнца и роз».
Древнегреческий географ и историк Страбон (64-24 годы до нашей эры), обобщивший в своей книге «География» знания об античных странах, считал Родос «прекраснейшим из всех известных ему городов». И ему, наверное, можно поверить. Ведь он сам побывал во многих городах. По легенде, боги подняли остров со дна морского по просьбе Гелиоса. Благодарные родосцы решили воздвигнуть своему божеству Колосс. Так  они называли огромные статуи, во много раз превосходящие человеческий рост. Они хотели создать статую, которая превосходила бы все уже известные Колоссы. Но кому поручить такое ответственное задание? Их выбор остановился на талантливом скульпторе Харесе.         И неспроста. Ведь он был ранее  учеником  знаменитого Лисиппа- придворного скульптора Александра Македонского.
Харес блестяще справился с поручением- скульптуру причислили к семи чудесам света!   А ведь трудностей было много, учитывая огромные размеры фигуры. Высота ее была по одним свидетельствам 30-35 метров, по другим-35-40 метров. Требовалось огромное количество меди для этой металлической скульптуры. А как правильнее найти пропорции с учетом вертикальной перспективы? Как поднять статую? Или как ее отливать, чтобы не требовалось поднимать (то есть заливать металл вертикально на такую высоту)? И много других «как», учитывая уровень техники того времени.
Легенды и правда о статуе так слились, что сейчас трудно выяснить достоверное. Многие античные авторы описали скульптуру, но никто из них не видел ее стоящей. Ведь она рухнула от землетрясения в 225 году до нашей эры, простояв всего 56 лет! Но, как свидетельствует римский писатель Плиний (III век  нашей эры), «и лежащий он все еще был чудом». Неоднократные попытки поднять Колосса не удались. Обломки гиганта пролежали более тысячи лет. Лишь в 977 году их продали как металлолом  какому-то купцу. Потребовалось 900 верблюдов, чтобы их увезти. Это последний след Колосса.
О его внешнем облике существует много противоречивых сведений. По одному из них Колосс держал над головой чашу с раскаленным углем и стоял у входа в порт, широко расставив ноги. По-другому- он стоял на холме посреди города (где позже построили часовню святого Иоанна Колосского). По-третьему- император Нерон (молодость которого прошла на острове) повелел перенести статую с одного места на другое и взамен головы Колосса укрепить его собственную, императорскую, отлитую в бронзе.
По-четвертому- Колосс представлял фигуру, непринужденно стоящую на беломраморном пьедестале. В вытянутой руке он держал факел- зажженный, он и ночью, и днем служил маяком.
Скорее всего, что Колосс стоял в конце нынешнего мола (длиною 500 метров), ограждающего бухту. Примерный его облик ученые пытались представить по изображению на барельефе, найденном при раскопках на острове.
Сегодня остров превратился в «островную Швейцарию», растет поток туристов.                И родосцев не покинула мечта воссоздать скульптуру Гелиоса, правда, с учетом современных интересов и возможностей.
В одной из газет 25 лет назад была помещена заметка под названием «Новый «Колосс Родосский». В ней говорилось, что «муниципалитет города Родоса решил вновь построить в своем порту такую же огромную статую, но только на этот раз из алюминия. Изготовление проекта статуи, внутри которой разместятся ресторан, бар и музей, поручено бельгийскому инженеру Ватеркейну».
Интересно, чем закончилась эта задумка? Если узнаете, напишите нам. А мы готовимся к следующему путешествию. К Александрийскому маяку- последнему из семи чудес древнего мира.
                Ю. Алексеев (псевдоним Юрия Жданова)     1995 г.
Рассказ Юрия Жданова «Колосс Родосский» опубликован:
Ю. Алексеев (псевдоним Юрия Жданова). Колосс Родосский. Газета «Радость» № 2, 1995. Стр. 7.
Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»)


Рецензии