Двоечник

ДВОЕЧНИК

 В  мире  есть  много  трудных  вещей, но  нет  ничего  труднее,
                чем  четыре  действия  арифметики.
                Достопочтенный  Беда
       - …Войти позволено?.. - голос пришедшего держался на каких-то, весьма странных, способах произношения звуков. Уже удивляясь незнакомому акценту, Кирбет, всё же не без труда, оторвался от любимых с детства « Биржевых  новостей ».

       Под входной аркой его кабинета, ожидающе разрешения стоял инопланетянин. Рослый, почти под притолоку, с могучим цилиндрическим телом и треугольной головой, увенчанной шестью стебельками с глазами на концах. Рук у него было больше двух, и ног - тоже. И рот его прятался на груди, в прорези защитной расцветки комбинезона, небрежно расстёгнутого на несколько верхних пуговиц. В одной из своих рук инопланетянин держал пушистую жёлтого цвета сумку на короткой ручке.
       - Вы ко мне, любезнейший? - Кирбет был вежлив почти с самого своего рождения.
       - Я есть ваш важно пациент... - гость нерешительно торчал в тесной для него двери.
       - Посетитель, я полагаю... - поправил Кирбет гостя для себя. - Тогда проходите, пожалуйста, - он гостеприимно показал рукой на кресло, помогая стеснительному гостю.
       - Весьма хорошо! - забавно раскачиваясь на ходу, инопланетянин подошёл к столу, рухнул в кресло, и стал неуклюже на нём примащиваться. Мебель кабинета разрабатывалась с учётом анатомических особенностей всех членов Союза Разумов, однако гость, по всей видимости, был из недавно принятых в Содружество Вселенских Рас, поэтому кресло привело его в немалые затруднения. У инопланетянина чётко просматривалась левосторонняя ориентация тела, чем, очевидно, и объяснялась его некоторая асимметрия. Левых рук и левых ног у него было чуть больше, чем правых.
       Кирбет подождал, когда странный посетитель более-менее усядется и вспомнит о цели своего прихода, но единоборство гостя с креслом слегка затянулось.
       - Чем могу вежливо служить?.. - Кирбет традиционно изобразил на своём лице повышенное внимание, хотя пришедший вряд ли ориентировался в много-образной человеческой мимике лучше, чем в мебели этого помещения. Как, впрочем, и Кирбет - в его тоже.
       - Я обладаю весьма дело... – гортанным голосом сказал инопланетянин, перестав наконец елозить в неудобном кресле.
       Его шевелящийся в складках одежды рот Кирбета слегка смущал. Он привык смотреть своему собеседнику в рот, глаза или, на худой конец, просто на лицо, но только чтобы всё это непременно было собрано воедино. У гостя же информативные фрагменты были не так унитарны, как у землян или у других известных человечеству рас, а разбросаны по всему телу, поэтому полноценное общение представлялось достаточно затруднительным.
       - Ко мне лично? - спросил Кирбет, поняв основную суть. – Или, может, быть, к моей фирме?
       - О, да! – жизнерадостно воскликнул инопланетянин. - Я желай вознаграждение!
       - Похвальное желание... - сказал Кирбет с улыбкой. Он уже не боялся оскорбить посетителя словом, интонацией или выражением лица, укрепив в себе уверенность, что тот не разбирается абсолютно ни в чём. Определённо, это залётный варяжский гость из какого-нибудь Галактического захолустья. С трудом связывает два слова на чужом языке, и с ещё большим напрягом отличает гуманоида от... - И чем я могу его удовлетворить?
       - О, да! - повторил инопланетянин так же энергично, и не совсем к месту. - Я есть мечтай приз!
       - Приз?.. - поторопился Кирбет удивиться, но тут же вспомнил. - Ах, да, приз! Приз моей фирмы, если не ошибаюсь?
       - O, да! - проорал гость любимое и универсальное словосочетание. Он поставил на стол свой пушистый саквояж, и нажал на нём утонувшую в мехе кнопку, весьма похожую на нос экзотического животного. Створки саквояжа раскрылись и инопланетянин, сунув туда одну из своих, многих числом рук, извлёк на свет божий увесистую папку.,
       - Вот... Это есть то... - он продвинул папку по столу, ближе к хозяину кабинета.
       Кирбет взял её в руки и опасливо покосился на экстравагантный саквояж, створки которого непрерывно шевелились, откровенно демонстрируя желание закрыться.
       Гость на удивление правильно трактовал заинтересованный взгляд хозяина кабинета.
       - Это... Так... Просто… Незначительно… - сказал он поспешно. - Домашний зверь...
       Насчёт зверя Кирбет уже и сам сориентировался по запаху, исходившему от сумки, а вот относительно его одомашненности... Хранить вещи, а тем более - важные документы в чьём-то брюхе, и постоянно совать руку кому-то в пасть... Фу-у-у-у...
       Кирбет слегка брезгливо раскрыл влажную от слюны и желудочного сока, пахучую папку. Там поверх толстой кипы бумаг лежали объёмные цветные фотографии. Это были снимки оранжевой звезды и планет. Издалека и с близкого расстояния.
       - О! - удивлённо воскликнул Кирбет неожиданно для себя самого. – О!! О!!! Ого-го!!!
       - О, да! - тут же поддакнул гость. - Ваш фирма обещай приз за каждый новый планет! - Ему с его своеобразными органами речи было технически сложно говорить чужие слова и одновременно сохранять в них хоть какую-нибудь логику.
       - Да-да! - Кирбет согласно закивал головой. - Разумеется! Десять миллиардов галактических кредиток за каждую!
       - О, да!!! - ещё больше воодушевился гость, живо отреагировав на слово « кредитки » - Десять!!!
       - Сколько хотите за всё?! - в лоб спросил его Кирбет. Он любил ошеломлять новичков в бизнесе своим напором, а гость совершенно не походил на профессионала.
       - Сто!!! - казалось, инопланетянин даже испугался своей неслыханной дерзости.
       - Согласен!!! - Кирбет азартно торопился, опасаясь, что гость, почувствовав слабость торговца к оптовым закупкам, начнёт давить и торговаться. - Девяносто!!!
       - О, да!!! - инопланетянин определённо начинал ориентироваться в интонациях чужой речи.
       - По рукам! - сказал Кирбет.
       - По?.. - Гость поднял все свои « руки » и непонимающе зашевелил ими в воздухе.
       Кирбет не стал дожидаться, когда до того дойдёт окончательный смысл земной идиомы.
       - Дело сделано! - Он вынул  из ящика стола свою фамильную чековую книжку, кодовой ручкой торопливо нарисовал на верхнем листке нужную комбинацию знаков, потом нашёл в предложенной ему папке учётную карточку собственности, вставил её в щель своего транслятора, и с необыкновенным волнением дождался, когда на дисплее вспыхнет имя нового владельца звёздной системы.
       Кирбет с облегчением вздохнул, и щедрым жестом протянул гостю заполненный чек.
       - Вот... Девяносто миллиардов... Получите в любом банке... И в любое время…
       - О, да!!! - гость, похоже, был несказанно счастлив столь большой окончательной суммой сделки. Он сграбастал листок волосатой лапой с короткими, будто обрубленными пальцами, и, сползя с жутко неуютного для него кресла, попятился к выходу.
       - Весьма спасибо... Очень благодарность... - Всё так же пятясь, он вывалился в коридор и исчез из поля зрения.
       Кирбет с гораздо более счастливым лицом, чем было с утра, хлопнул в ладоши и довольно потёр руки.
       - Прекрасненько... - сказал он, стараясь пока не орать от излишнего восторга. - Чудесненько... Изумительненько... - Поудобнее устроившись в своём начальничьем кресле, он принялся перебирать документы в папке, запахи которой его уже больше не раздражали...

/ / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / /

       ...Олаф постоял минут пять под аркой, но Кирбет на него совершенно не реагировал. Босс был слишком поглощён шуршанием каких-то бумаг и фотоснимков.
       - Вы позволите, шеф? - поинтересовался Олаф, смертельно устав ждать внимания к своей персоне.
       Кирбет поднял голову и долго смотрел на него нездешним взглядом, точно совершенно не узнавая. Глаза его были здесь, чего нельзя было сказать о мыслях.
       - О, да! - воскликнул он радостно, вернувшись наконец в реальность. - Олаф! Ты очень кстати, друг мой! Представляешь, какая удача! Приходит ко мне три часа назад некто весьма замысловатого вида или вообще нечто, и почти дарит... Ты не поверишь! Не какую-то там новую планету, за которую мы обещали всем премию, а целую планетную систему! Центральная звезда класса « К », шесть планет, пояс астероидов, кометы, спутники планет... И все эти сокровища за какие-то жалкие девяносто миллиардов! Я отдал ему всё своё состояние, даже не раздумывая! Да я же за это выручу в десять, в сто, в тысячу раз больше!!! Я тут кое-что уже просмотрел. Четвёртая от звезды планета - земного типа. Есть плотная кислородная атмосфера, океаны, материки. И явные признаки биосферы... Ты понимаешь, что это такое?! Я теперь самый богатый человек во всей Галактике! Я сказочно богат!!!
       Олаф уже подошёл к столу и неторопливо перебирал предложенные листки и фотографии.
       - Фантастика...- согласился он. - Это же почти невероятно! Планета класса Юпитер. Это значит, в изобилии твёрдые газы, металлический водород, алмазы, метан, аммиак... Планета класса Меркурий. Это и жидкие металлы, и контрасты температур, порождающие уникальные явления Природы... Остальное тоже весьма любопытно. Великолепное приобретение! Жаль только, что нет снимков, сделанных на поверхности самих планет. Почему они не садились ни на одну из  них?..
       - Да какая разница! – брезгливо отмахнулся Кирбет. - Горючего было в обрез! Времени было мало! И вообще, зачем им нужно было соваться в то, что они собирались выгодно продать?! Ха! Выгодно?! Кому выгодно?! Мне выгодно!!! Ребята по глупости или неопытности крупно погорели! Даже освоенная и разработанная планетная система стоит триллионы! А тут - сверкающее новьё! Только с конвейера Господа Бога!
       - Удивительно... - сказал Олаф не без откровенного восхищения. - Это даже не удача, а просто чудо какое-то! Один шанс на целый миллиард! Звезда на главной последовательности и просветит ещё миллиарды лет... Три планеты - гиганты, это практически вечные ресурсы сырья... Пять планет из шести - с атмосферами... И у каждой спутники, на которых удобно строить перевалочные Базы.
       - Я организую там самое грандиозное дело в своей жизни... - Кирбет мечтательно поднял глаза в высокий потолок кабинета. - Рудники, платные исследовательские экспедиции, туристические поездки... Экспорт девственных природных ресурсов и образцов флоры и фауны... Уникальных образцов, не встречающихся более нигде... Одни галактические зоопарки сколотят мне фантастический капитал!!!
       Олаф молчал. Он добрался до самого дна объёмистой папки, внимательно читал какой-то невзрачный листок, и на лице его формировалось странное выражение.
       - Ты говорил, что теперь самый богатый человек во всей Галактике?.. - спросил он вдруг, подняв на Кирбета переполнявшиеся откровенной насмешкой глаза.
       Кирбет нутром почувствовал что-то неладное.
       - Что там у тебя? - поинтересовался он, вытягивая шею и впуская в свой жизнерадостный голос лёгкую тревогу.
       - А ты сам полюбуйся! - Олаф протянул ему загадочный листок. – Вот здесь и вот тут…
       - Что там ещё такое?.. – недовольно проворчал Кирбет, изучая бумажку.  - Формулы... Какие-то химические реакции... Непонятные значки… Ну и что из этого?..
       - А ты внимательнее. Гораздо повнимательнее… И формулы вовсе даже не химические, а самые физические. Вот, видишь?.. - Олаф ткнул в листок пальцем.
       - Что тут видеть?!. Ни черта я не вижу!!! Формулы как формулы! Как всегда и как везде!
       Олаф горестно вздохнул.
       - Не совсем... Это основы основ всей твоей планетной системы. Это атомы и элементарные частицы вещества, из которого она состоит. Вот, видишь, символы?..
       - Вижу! – окончательно разозлился Кирбет. - Значки! Буковки! Циферки! Что в них такого особого?!
       Олаф вздохнул ещё горестнее.
       - Да так, ничего особенного... Вот это самый обыкновенный позитрон, а это что ни на есть простейший антипротон... И только-то!.. Не больше и даже не меньше…
       - И?.. - Кирбет ждал жуткого продолжения.
       - « И » уже не будет, - сказал Олаф почти печально. - И ничего не будет... Твоя благоприобретённая система целиком состоит из антивещества. Поэтому они и не садились на планеты... Попробовали бы они туда хотя бы сунуться! Нет, они издалека сделали все анализы, сняли самое интересное в мощный телескоп... Потом спешно, пока там не успели опомниться, подали данные в Галактический Реестр, и оформили открытие. До сих пор антимиры никому не попадались, поэтому в Регистре не интересуются маловероятными вещами. Какой-нибудь заматеревший бюрократ подмахнул бумажку, не вникая в детали...
      - И что же теперь?.. - Кирбет, ещё не до конца всё поняв, уже осип от волнения.
       - А ничего! Ты теперь действительно самый богатый бизнесмен в Галактике. У тебя самое дорогое собрание никому не нужных вещей. Дело в том, что в твою частную собственность не только туристов - даже беспилотные автоматы пускать нельзя! Аннигилируют и рванут от одной межпланетной пыли! Лет этак через тысячу или чуть раньше, если ты подождёшь, кто-нибудь научится деликатно обращаться с антивеществом в больших его количествах, и тогда ты точно станешь супербогачом! А пока на все твои будущие сокровища можно только с очень большого расстояния смотреть в очень мощный телескоп... Возможно, кое-кто из самых отчаянных учёных и рискнёт на окраинах твоей богатейшей системы собирать атомы антивещества для лабораторных исследований, но это будут мелочи, стоящие для тебя гроши…
       - Может, связаться с полицией и банком?.. - рванулся было Кирбет, чуть ожив от эфемерной надежды.
       - Поздно... - охладил его Олаф. - Четыре часа прошло, а они наверняка ориентировались на гораздо меньший срок. Думаю, и деньги твои давно тю-тю, и их самих теперь – ищи-свищи...
       Кирбет вывел на экран дисплея данные о своём счёте в банке, и оцепенел в кресле с неподвижными, пустыми глазами.
       - В этом твоя беда, - сказал Олаф, вставая и направляясь к двери. - Ты был наследственно богат, поэтому всегда спустя рукава относился к накоплению знаний. И в школе, и в колледже. А ребята попались сообразительные! Подсунули тебе сундук с фальшивыми драгоценностями, а на дне его спрятали ещё и бомбу! Они наверняка знали, что имеют дело с бывшим посредственным учеником...

                Жадность  увеличивает
                возможные  богатства,
                уменьшая
                только  реальный
                покой…


Рецензии