Город красных деятелей и террористов

ГОРОД КРАСНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ И ТЕРРОРИСТОВ
   
      В  №16 «АиФ» за 2007 год в моей статье «Город с «безымянными» улицами» рассказывалось, как в начале 90-х годов прошлого века во многих городах России происходил возврат старых названий проспектов, улиц, носивших имена террористов, большевиков-революционеров и т.д. А таким городам, как Ленинград, Свердловск, Горький, Калинин, Орджоникидзе и др. вернули исторические названия. Правда, бывшая Вятка до сих пор носит имя одного из пролетарских вождей Сергея Мироновича Кирова, который, хоть и является земляком того края, тем не менее так же, как и его соратники, замаран кровью тех, кто выступал против революционного террора.
       А вот древний Брянск, разменявший 11-й век своего существования в 1985 году, потерял свою тысячелетнюю историю с того времени, как улицы города стали переименовывать чуждыми его истории именами. Так почему же скверы, проспекты, улицы нашего города, в любви к которому клялись отцы города всех поколений, до сих пор носят названия  Софьи Перовской,  Игната Фокина, Моисея Урицкого, Моисея Володарского, Николая Куйбышева, Клары Цеткин, Станко  Димитрова, Карла Маркса, Владимира Ленина,  Николаса Сакко и Бартоломео Ванцетти. Кроме Игнатия Фокина, эти люди, известные в истории российского и международного революционного  движения, в советские времена вдруг стали каким-то образом причастны к истории нашего города. Спрашивал у десятка жителей областного центра, знают ли они, кто были те люди, имена которых носят многие улицы и проспекты родного города? По существу, никто правильно не назвал даже то кем, была уроженка Брянщины Валя Сафронова.
       Поинтересовался у почётного гражданина Брянска, поэта, писателя-фронтовика Валентина Давыдовича Динабурского, нужно ли вернуть городу старые названия улиц?   
       – Мне уже не раз приходилось выступать, – сказал Валентин Давыдович, – что рано или поздно это надо сделать. У нас нет улицы имени Анастасии Вяльцевой, я предлагаю назвать сквер Карла Маркса именем братьев Могилевцевых, а Володарский район справедливо мог бы стать Мальцевским, так как этот человек как никто внёс огромный вклад в развитие промышленности не только в Брянске, но и в области. В том же Володарском районе есть улицы Сакко и Ванцетти. Мало кто знает, кем были эти люди из далёкой Америки, которые, как участники рабочего движения,  казнены в 1927 году по обвинению в убийстве. Но какое отношение они имеют к нашему краю? Впрочем, такое же, как и Клара Цеткин. А между тем у нас немало командиров партизанского движения,артистов, писателей, поэтов, художников, учёных, организаторов производства, которые жили и работали в Брянске и в разное время ушли из жизни. И вот их имена могли бы носить те улицы, которые были названы в советский период именами деятелей, не имеющих к нему никакого отношения. Так что вы можете отразить мое мнение в статье.
    
      ПОЧЕМУ У НАС НЕ ВОЗВРАЩАЮТ УЛИЦАМ СТАРЫЕ НАЗВАНИЯ?
    
 Приходится констатировать, что на Брянщине до сих пор лежит печать «красного пояса». Между прочим, когда приезжают гости, они удивляются, что главный проспект областного центра носит имя вождя пролетариата, который развязал террор против своего народа и в том числе против церкви и многие были расстреляны по его секретной резолюции: «Убивать, убивать, убивать!» Почему-то Брянская Епархия равнодушно смотрит на тот факт, что как раз  Воскресенская церковь стоит на проспекте Ленина. Может,  церковные служители по старой привычке боятся вступать в спор с Брянскими коммунистами за возврат проспекта Петропавловского? Да и городские власти почему-то трепещут перед местными коммунистами и их электоратом, когда возникает вопрос о перенесении с площади памятника Ленину, который, кстати, даже не является шедевром скульптурного искусства. А если кому-то он дорог, его можно перенести в другое место, а здесь установить памятник основателю Брянска князю Владимиру. Вот что об этом говорится в сборнике исторических очерков «Наша родная Брянщина», изданного в 1983 году за два года до празднования тысячелетия Брянска.  «…Южная часть края находилась на границе с необозримыми степными просторами, откуда, сменяя друг друга, накатывались грозные волны кочевников – хазар, печенегов, половцев. Нападали они всегда неожиданно, преградить путь в глубь русских земель можно было только с помощью засек и укрепленных городков вдоль пограничных рек Сулы, Трубежа, Стугны и Десны. Сооружать таки укрепления начали при князе Владимире. Князь Владимир поселил в них «лучших людей» (знатных) из северян и вятичей, причём вятичей селил в земле северян, а северян – в земле вятичей. Такими мерами киевский князь хотел не только обезопасить границы, но и упрочить власть центра над окраинами государства…»
       Вот уже 17 лет, как власть коммунистов свергнута, а улицам города до сих пор еще не вернули исторические названия. Полагаю, что улица Горького должна стать Авиловской, кстати, в 50-х годах прошлого века она носила имя передового рабочего «Брянского Арсенала» Васильева. Но почему-то решили – пролетарский писатель Горький предпочтительней. А сам он вряд ли бы согласился с такой переименовкой, так как Алексей Максимович возражал даже против того, чтобы его родной Нижний Новгород носил его имя. Вполне достаточно ему хотя бы одного памятника. У нас памятник поэту Тютчеву стал справедливо визитной карточкой Брянска. Но в нашем городе вообще мало памятников.
       Следует напомнить, что улица Красноармейская когда-то была Трубчевской, улица Луначарского – Старособорной, улица Советская – Смоленской. Именно по ней когда-то пролегал Смоленский тракт. А уж улица Фокина одно время называлась именами купцов Комаровских, Комарёвских и Говядина, была также и Ленина. Улица Калинина – Московской, а улица Урицкого была Успенской. Дома на этих улицах даже в войну уцелели и благодаря старой архитектуре они придают городу исторический облик. В микрорайоне Карачиж по три улицы Ломоносова, Толмачева. Там часто почтальоны путают эти улицы и заносят письма, телеграммы, газеты совершенно не по адресу.   
       В Бежицком районе такие улицы как Куйбышева, Комсомольская, 3-го Интернационала, в 19 веке носили имена ремесленников, купцов. С преобладанием в названиях улиц большевистских деятелей и с утратой старых названий в целом Брянск воспринимается как бы в отрыве от своей древней истории. Володарский и Фокинский  районы интенсивно развивались в основном в 20 веке и оттого большая часть их улиц носят революционных и партийных деятелей. Улица Менжинского названа в честь наркома  ОГПУ, который занял этот пост после смерти железного Феликса. Так что, возглавляя карательный орган партии,  руки Вячеслава Рудольфовича не раз были запачканы кровью народа. Это он осуществлял политику раскулачивания и уничтожения лучших представителей крестьянства при высылке из деревень и сёл. И вот наши улицы до сих пор носят имена, по существу, преступников, что, считаю, отрицательно сказывается на ауре города, а по мнению одного парапсихолога, который просил не называть его фамилию, не способствует стать экономически самодостаточным… 
    
                ВЫДУМКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ   
      
 Почему-то никого (даже коммунистов) не шокируют  иностранные названия магазинов, кафе, баров, ресторанов. На улице Фокина, носящей имя ярого революционера и первого правителя советской власти в Брянске, недавно открыт ресторан с греческим названием «Понтиле», что в переводе означает причал. Греция – понятное дело – почти со всех сторон омывается морями, а Брянск опоясывает с каждым годом мелеющая Десна, на которой давно нет причалов. На этой же улице есть бар «Баварский», кафе «Рио-Рио», «Чин-Чин», что, по мнению их хозяев, придает городу романтический колорит. На улице Красноармейской (да и не только) немало магазинов с труднопроизносимыми иностранными названиями, стремление к которым, видно, обусловлено желанием сделать город экзотичным. К тому же не на русском языке. Самый удобный для произношения – «Баден-Арка». Город Баден есть в Швейцарии, Германии и  Австрии, с именем одного из  трёх, наверное, хозяйку связывают приятные воспоминания.
       По улице Дуки, носящей имя партизанского командира, стоит отель «Башня», построенный в стиле средневекового замка, который своим мрачным видом наводит на граждан ужас, напоминающий поверженную парижскую Бастилию. Местные СМИ об этом  уникальном здании, вызывавшем сомнения у правоохранительных органов на законность постройки, писали не раз. Но в основном потому, что оно не вписывается в генеральный план застройки микрорайона «Макаронка», который предполагается во многом сохранить как частный зелёный сектор, где уже сейчас возводятся современные коттеджи и особняки с неповторимым архитектурным решением.
   
                ПАСИВНОСТЬ ГОРОДСКОЙ ВЛАСТИ   
      
Почему улицам древнего Брянска упорно не возвращают старые названия? Этот вопрос задал в городской администрации, там объясняют просто: дескать, на это мероприятие нужны большие деньги. Но ведь на выборы находятся? И как сказал, Валентин Динабурский, как бы ни придавали этому мало значения, ради исторической справедливости когда-то это надо сделать. А ведь и правда, как может Брянск насчитывать 1030-летнюю историю, если гости города на этот счёт иногда иронизируют, что он отражает только историю 20 века, поскольку расширял свои границы за счёт сельского населения. И на той же «Макаронке» есть улицы с политическими названиями «9-е января», «3-е Июля», опять-таки не имеющие ничего общего с историей послевоенной застройкой города. Кстати, там есть ребята, которые погибли в Чечне. Это Сергей Сокуренко, Дмитрий Пономарёв,  и вот их именами можно назвать улицы.
      И напоследок ещё раз об экзотических названиях, которые даются модным бутикам, кафе, ресторанам. Конечно, они отражают эстетические вкусы их хозяев. Например, на улице Ромашина есть интересный  магазин «Вивьен», он назван в честь французского одноимённого города, а напротив него – «Третий Рим» своим антиквариатом отражает искусство итальянских мастеров. Мини-супермаркет «Старт» на улице Ромашина не имеет ничего общего со спортом. Однако в его названии остряки подметили: если торгует алкогольными напитками, то можно подумать, что молодые люди делают старт к алкогольной зависимости. Так что перед тем, как назвать свой магазин, свое кафе, ресторан, бар, нашим предпринимателям нелишне было бы учитывать местную топонимику, знатоком которой является брянский писатель-краевед Я.Д. Соколов. Яков Дмитриевич мог бы стать для них хорошим советчиком…

Владимир ВЛАДЫКИН
Член Союза журналистов России, писатель.


Рецензии